Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шарль Фурье






Шарль Фурье (1772 — 1837) — один из оригинальных мыслителей. В богатой сокровищнице его идей удивительно переплетается гениальное и передовое с вздорным и отсталым. Разработанный им социальный кодекс — не система закономерностей реальной жизни человеческого общества, а новая разновидность облеченной в своеобразную форму теории «естественного права». Это совокупность норм, обеспечивающих социальную гармонию, выводимых из свойств человеческой природы, принимаемых за основные.

Человеческий род, утверждает Фурье, не пришел к той цели, к которой его желает привести природа, поэтому социальный кодекс — не сущее, а должное, судьба человечества, его предназначение.

Существующий общественный строй — предел беспорядка, нищеты и разврата. Современная политика не способна найти выход из положения. Фурье отрицательно относится к Французской революции XVIII в. и к революционерам вообще. Нелепа, с его точки зрения, их цель — республика.

Над принципом народного суверенитета он просто издевается. Ему не попятно, что это за суверен, у которого при общем изобилии продуктов в стране нет простого хлеба. Не верит Фурье и во всеобщее избирательное право, считая, что народ просто продает свой голос за какое-нибудь экю. Отрицательное отношение у него и к либералам, к их политике половинчатых реформ, не связанных с глубокими социально-экономическими изменениями. Фурье решительный противник химеры «равенства»: экономическое равенство не совместимо со свободой! Режиму гармонии чужды единообразие и уравнительность. В представлении французского мыслителя социализм — это прежде всего желание предотвратить насилие, это апелляция к разуму и просвещению, идеал мирного и свободного творчества в самообеспечивающихся «фалангстерах» (огромных дворцах), куда входят первичные ячейки общества — «фаланги», а труд — это игра. Впервые личность получает возможность для всестороннего и гармоничного развития, проявления своих сил и способностей.

Именно в работах Фурье в утопической мысли начинается реабилитация неравенства. В фалангстерах Шарля Фурье под одной крышей собрано 18 сотен разных психологических типов, а рабочие бригады формируются по принципу психологической совместимости. Для домарксистского социализма характерна реабилитация как чувственности (не преследуемой, но ограничиваемой в полуаскетических городах Мора и Кампанеллы), так и неравенства потребностей, в том числе и материальных, из которых следовало у Фурье признание прав на неравенство доходов.

Социалисты-утописты считали частную собственность безусловным злом, но Фурье уже не верит в то, что с ее отменой исчезнет и агрессия: признавая последнюю врожденной болезнью человека, он предлагает лечить ее нежностью.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.