Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Третий лишний

Как часто мы говорим подобное своим детям! Нам кажется, что дети не умеют концентрировать внимание, мы считаем их рассеянными. Но давайте подумаем и ещё раз проговорим свои упреки, но уже мысленно. Ну как? Ответ очевиден? Конечно! Получается, что ребёнок сосредоточен, только его внимание направлено на более значимые для него (а не для вас) вещи.

Внимание бывает разным

Внимание - это процесс, при котором происходит отбор нужной информации и неприятие лишней.

Внешнее внимание обращено на предметы и явления окружающего мира, на действия других людей. Такое внимание можно наблюдать у ребенка с самого рождения: поворот головы в сторону звука, фокусирование взгляда на лице мамы.

” У детей дошкольного возраста внимание направлено на их внутренний мир. Когда ваш ребенок вдруг останавливается и смотрит в одну точку, знайте, в этот момент его внутреннее внимание достигает наивысшей точки. Этот момент мы и принимаем за рассеянность.

Три вида внимания

Так же выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.

Непроизвольное внимание возникает само собой, без усилий ребенка, направленных на его возникновение и сохранение. Все яркое, шумное вызывает интерес, но не долог: и как только объект становится обычным, непроизвольное внимание утрачивается.

Произвольное внимание необходимо для того, чтобы ребенок делал не то, что ему хочется, а то, что нужно, возможно, жертвуя другим интересным занятием. Психологи считают: чем лучше развита речь у ребенка дошкольного возраста, тем раньше формируется произвольное внимание. Его развитию способствуют различные занятия с ребенком, игры по правилам, в которых взрослый принимает непосредственное участие, показывая необходимость такого внимания.

Если ребенок увлекается игрой или выполнением задания, ему уже не требуется прилагать усилия для концентрации внимания, и произвольное внимание переходит в послепроизвольное. Здесь сочетаются признаки непроизвольного и произвольного видов внимания.

Свойства внимания

Также внимание дошкольника обладает следующими свойствами: объем, устойчивость, концентрация, избирательность, распределение, переключаемость.

Объем внимания характеризуется количеством объектов, за которыми ребенок может следить. К шести годам ребенок способен одновременно воспринять не один предмет (как в четыре-пять лет), а три, причем с достаточной полнотой и детализацией. Объем внимания сужается, если ребенок видит предметы впервые. При этом яркий внешний вид или размер объектов в возрасте 6 лет становятся менее важны, чем в 3-4 года.

Устойчивость показывает, как долго ребенок может сосредотачиваться на объекте или выполняемой деятельности. Считается, что к 5-6 годам дети могут удерживать внимание до 2 часов, в зависимости от вида деятельности – игра или же монотонное, скучное занятие.

Концентрация внимания показывает, насколько интенсивно ребенок может сосредоточиться на объекте, способен ли он сопротивляться отвлекающим моментам.

Чаще всего концентрация у дошкольников невелика, и очень важно ее развить. Для этого существуют специальные упражнения. Вот одно из них. Попробуйте вместе с ребенком разучить стихотворение. При этом первое четверостишие учите при очень слабом звуке телевизора или радио, заучивая второе четверостишие, немного увеличьте громкость. Последнее четверостишие заучивайте при достаточно громком звуке.

Избирательность внимания позволяет ребенку сосредоточиться на определенной части объекта, что помогает ему успешно решить задачу.

Распределение означает возможность уделять равнозначное внимание нескольким объектам, выполнять несколько различных действий без ошибок.

Переключаемость внимания способствует быстрому переключению с одного вида деятельности на совершенно иной, при этом ребенок испытывает определенное нервное напряжение, которое с возрастом становится менее выраженным.

Обычно в дошкольном возрасте распределение и переключаемость недостаточно развиты, поэтому следует делать на них акцент во время занятий с ребёнком. При этом следует учитывать личностные особенности малыша и не требовать от него невозможного.

Важно, чтобы ребенок расширял возможности своего внимания, не испытывая при этом большого нервного напряжения, тогда любопытство, жажда познания и живость мышления очень помогут ему в дальнейшей школьной жизни.

Игры и задания на внимания.

Третий лишний

Поставь перед ребенком троих зверушек. Затем попроси закрыть глазки и две из них поменяй местами. Теперь пусть маленький откроет глаза и скажет, что же изменилось.
В следующий раз спрячь одну из игрушек за спиной или замени ее другой.
Усложняй
Постоянно добавляй в игру новые элементы: рядом со зверушками располагай детали конструктора, кубики, элементы пирамидки. Память будет что надо, да и внимательность совершенствуется.
Экспериментируй
Похожая система используется в методике Монтессори, Домана. Подключи и их. Так, изучать счет при помощи точечек или палочек очень занимательно. Только представь себе: высыпаешь на стол упаковку спичек, а карапуз без счета говорит тебе точное количество. Или легко находит лишнюю карточку с изображением краба в ряду выставленных картинок птиц. Согласись, такое не у каждого получится.
Если устала или нет настроения, лучше отложи игру. Договорись, что перенесешь ее на более позднее время, а пока почитаешь книжку. Потом обязательно задай ребенку вопросы о том, что он услышал. Где жила лисичка, какую песенку пела козочка? Это тоже задание на внимание.


В глубинах вод

Разложи на полу или столе как можно больше разнообразных предметов: легких и тяжелых, крупных и мелких, деревянных, пластиковых, стеклянных, железных. Дай крохе возможность рассмотреть их, изучить, а потом поиграйте в игру «Тонет или нет?». В одну сторону откладывайте то, что, по мнению ребенка, пойдет ко дну, в другую – то, что останется на поверхности.
Проверь на практике
Принеси миску с водой и по очереди опустите в нее предметы из непотопляемых. Затем те, которые утонут. Что получилось? Будет веселее, если в воду добавишь пену. То, что идет ко дну, – сразу скрывается из виду.

В заданиях на внимание этой группы ребенок должен внимательно рассмотреть несколько предложенных на бланке картинок и дорисовать каждую из них так, чтобы все картинки стали полностью одинаковыми. Игры на внимание подобного типа развивают усидчивость у ребенка, концентрацию внимания.

раскраска - дорисовка 1 раскраска - дорисовка 2
раскраска - дорисовка 3 раскраска - дорисовка 4
раскраска - дорисовка 5 раскраска - дорисовка 6
раскраска - дорисовка 7 раскраска - дорисовка 8
раскраска - дорисовка 9    

 

 

Развитие внимания у детей. Дорожное лото

Дорожное лото Эта увлекательная игра поможет вам надолго занять ребенка в дороге. Играть в нее можно во время поездки на машине или в поезде. Дорожное лото – это не только весело, но еще и очень полезно для развития интеллекта. Играя в лото, маленький путешественник тренирует внимание и память.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция. | Требования к талисману




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.