Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные проблемы расследования ДТП






ЛЕКЦИЯпо теме № 31

«Расследование дорожно-транспортных преступлений»

 

Подготовил: к.ю.н. Лапшин В.Е.

Обсуждена и одобрена на засе-

дании кафедры криминалисти-ки от 26.05.06, протокол № 15

Начальник кафедры кримина-листики, полковник милиции

А.Ф. Лубин

 

Нижний Новгород

СОДЕРЖАНИЕ

1. Основные проблемы расследования ДТП.. 3

2. Осмотр места происшествия и другие первоначальные действия следователя. Возбуждение уголовного дела. 9

Осмотр места происшествия. 9

Осмотр следов торможения. 12

Осмотр трупа на месте его обнаружения. 17

Осмотр и изъятие одежды потерпевшего. 18

Осмотр транспортных средств. 20

Освидетельствование водителя. 21

3. Концептуальные основы дальнейшего расследования ДТП. Следственные версии и следственные действия. 23

Допрос водителя (водителей) 26

Допрос свидетелей-очевидцев. 27

Криминалистическая экспертиза. 29

Автотехническая экспертиза. 30

Судебно-медицинская экспертиза. 30

Список использованной литературы.. 33

Основные проблемы расследования ДТП

 

В России и за рубежом существует нео­споримая правовая концепция о том, что причины и проблемы ДТП в наиболее упро­щенном виде вытекают из элементов систе­мы «человек — автомобиль — дорога». Имен­но эти элементы приводят «систему» в дви­жение и являются решающими. Однако, ана­лизируя механизм ДТП, мы увидим более расширенный вид «системы»: «водитель — автомобиль — дорога — пешеход». Сочета­ние этих элементов в различной последова­тельности образует скоротечную динамику ДТП.

По смыслу Правил учета дорожно-транс­портных происшествий (далее — Правила учета) (утв. постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 г. №642), термин «дорожно-транспортное происшествие» (ДТП) оз­начает «событие, возникшее в процессе дви­жения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ране­ны люди, повреждены транспортные средст­ва, груз, сооружения».

Однако следователю (дознавателю) необ­ходимо учитывать, что не всякое «дорожно-транспортное происшествие» является «дорожно-транспортным преступлением», а лишь только то, которое содержит в себе все признаки состава преступления, предусмот­ренного соответствующими статьями УК РФ.

Причины ДТП подразделяются на субъ­ективные и объективные. К субъективным факторам ДТП относят: нарушение правил дорожного движения (ПДД); нарушение правил безопасности движения и эксплуа­тации транспортных средств, включая остав­ление места ДТП виновным участником до­рожного движения: водителем, пешеходом, пассажиром, а равно иным участником до­рожного движения.

Объективными причинами считают: недо­статки в планировании улиц и автодорог, ос­вещенности проезжей части в темное время суток, состояние дорожного покрытия, самых различных средств регулирования, в том чис­ле и дорожных знаков, тормозных, маневрен­ных и других частей автотранспортных средств.

Выявление факторов и условий, их сис­тематизация и обобщение, анализ, опреде­ление степени влияния на механизм ДТП имеют большое значение. И при этом осо­бенно важно, чтобы их взаимосвязь с про­исшествием была реальной, не мнимой.

Следователю (дознавателю), конечно, важно знать в основном те причины ДТП, которые способствовали его криминально­му исходу, повлекшему наступление вредных последствий, за что предусмотрено уголов­ное наказание.

Если само дорожно-транспортное проис­шествие рассматривать как сложносоставное явление, то в целом условия и причины ДТП принято связывать с действиями водителей и других участников движения, а также со­стоянием транспортных средств и дорожны­ми условиями.

Карточка учета дорожно-транспортного происшествия среди причин называет пока­затели, характеризующие состояние транс­портного средства, состояние дороги, нали­чие средств регулирования дорожного дви­жения и другие условия, в которых протека­ло движение, а также перечень нарушений Правил дорожного движения. Всего дейст­вующая карточка учета ДТП включает 76 таких показателей.

Наиболее распространенные формализо­ванные причины ДТП относятся к действи­ям водителей транспортных средств. Среди них: превышение скорости в опасных усло­виях, выезд на полосу встречного движения, несоблюдение дистанции, управление транс­портом в состоянии опьянения и другие.

Среди причин, связанных с поведением водителей, подлежат учету и такие, как фи­зический недостаток водителя, сон за рулем, переутомление, недостаточная опытность водителя и некоторые другие. Всего в карточке перечисляются 25 подобных причин.

Весьма своеобразно значение формализованных причин и факторов, имеющих отношение к характеристике транспортных средств и дорог.

Среди причин, относящихся к состоянию транспортных средств, — неисправные тормоза и рулевое управление, неисправные или отрегулированные фары и иные световые приборы, измененный протектор шин и др. и причины проявляют себя в 3% дорожно-транспортных происшествий.

Что касается причин и факторов, связанных с дорогой (дорожные условия и оборудование дорог), то они согласно статистике (хотя фактически значительно чаще) оказывают влияние на 8% происшествий и весьма различны как по степени конкретизации, так и по своему возможному происхождению.

Самой же главной субъективной причиной почти всех ДТП является нарушение правил дорожного движения (ПДД). Следователю (дознавателю) крайне важно знать, что само понятие «дорожное движение» в автотранспортном праве трактуется весьма широко. Под дорожным движением понимают сложную социально-техническую систему, включающую в себя пешеходов, водителей, пассажиров и различные транспортные средства, движение которых подчиняется определенным правилам.

Указанное определение может иметь существенное значение и на практике. Например, водители, перевозящие опасные, взрывоопасные или негабаритные грузы, должны помимо ПДД соблюдать и другие соответствующие правила, инструкции и положения, устанавливающие дополнительные требования безопасности, исходя из особенностей их транспортировки: минимальная дистанция между движущимися автомобилями, максимальная скорость движения, расположение на проезжей части и т.п. Однако все вышеозначенные документы не должны противоречить ПДД. Кроме того, и само содержание термина «дорожное движение» шире его понятийности: движение может происходить не только «дорогам», но и в других местах: в поле, дворе, на стройплощадке, автостоянке, на закрытой производственной территории, железнодорожных переездах и т.п.

ДТП, характеризующееся, как правило, скоротечностью происшествия, чаще всего вызываются комплексом субъективных и объективных факторов, причинная взаимосвязь которых, как уже нами указывалось, бывает довольно сложной, что вызывает определенные затруднения у следствия в установлении состава, предусмотренного ст. 264, 266 и 268 УК РФ.

Прежде всего следует знать классифика­цию ДТП, подразделяющуюся не на 7, как ранее, а на 9 видов.

Столкновение — происшествие, при ко­тором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог. К этому виду от­носятся столкновения с внезапно остановив­шимся транспортным средством (перед све­тофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с оста­новившимся (оставленным на путях) транс­портным средством.

Опрокидывание — происшествие, при котором движущееся транспортное средст­во опрокинулось. К этому виду не относят­ся опрокидывания, обусловленные другим происшествием.

Наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп (наезд на внезапно остановив­шееся транспортное средство относится к столкновению).

Наезд на препятствие — происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опо­ра моста, столб, дерево, мачта, строитель­ные материалы, ограждение и т.д.).

Наезд на пешехода — происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движу­щееся транспортное средство. К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транс­портным средством груза или предмета (до­ски, бревна, кирпичи и т.д.).

Наезд на велосипедиста — происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

Наезд на гужевой транспорт — происшест­вие, при котором транспортное средство на­ехало на упряжных животных, а также на по­возки, транспортируемые этими животными, либо сами упряжные животные или повозки, транспортируемые этими животными, удари­лись о движущееся транспортное средство.

Наезд на животных — происшествие, при котором транспортное средство наехало на птиц, диких или домашних животных (вклю­чая вьючных и верховых) либо сами эти животные или птицы ударились о движуще­еся транспортное средство, в результате чего пострадали люди или причинен материаль­ный ущерб.

Прочие происшествия — происшествия, не относящиеся к вышеперечисленным видам. К этой разновидности происшествий отно­сятся: сход трамвая с рельсов (не вызвавший столкновения или опрокидывания); падение перевозимого груза и отброшенного колесом транспортного средства предмета на челове­ка, животное или другое транспортное сред­ство; наезд на лиц, не являющихся участни­ками движения; наезд на внезапно появив­шееся препятствие (упавший груз, отделив­шееся колесо); падение пассажиров с дви­жущегося транспортного средства или в са­лоне движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др.

Порядок учета и регистрации дорожно-транспортных происшествий определяется также Правилами учета. В них предусмотре­но, что к числу погибших относятся люди, не только умершие на месте происшествия, но и скончавшиеся от полученных травм в течение 7 суток с момента дорожно-транспортного происшествия. К раненым отно­сят каждого пострадавшего в происшествии, который был госпитализирован или которо­му назначено амбулаторное лечение.

В государственную статистическую отчет­ность, осуществляемую МВД РФ, включа­ются все дорожно-транспортные происше­ствия, при которых были зарегистрированы погибшие или раненые. Остальные регист­рируются и анализируются на региональном уровне, а также отдельными министерства­ми и ведомствами.

Следует, однако, иметь в виду, что как сами Правила дорожного движения (ПДД), так и Порядок учета и регистрации ДТП, включая Правила учета, имеют тенденцию к измене­ниям и дополнениям, а поэтому при их при­менении нужно иметь абсолютную уверенность в их точной редакции то есть достоверности.

Юридическая литература и практика к наиболее распространенным субъективным причинам ДТП относит:

превышение установленной скорости движения;

несоблюдение безопасной дистанции движения транспортных средств, то есть та­кой дистанции, которая позволяла бы, даже при резкой остановке идущей машины из­бежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопас­ность движения (п. 9.10 ПДД).

Неписаные правила здесь таковы: если. скорость движения транспортных средств, движущихся в попутном направлении, равна 60 км/ч, то «безопасный» интервал составля­ет 33 м, то есть не меньше половины значе­ния скорости (в км/ч). Однако при плотном интенсивном движении в смешанном транс­портном потоке и неудовлетворительных ус­ловиях движения (дождь, гололед, снег) вы­шеуказанный интервал, на наш взгляд, дол­жен равняться по величине как минимум самой скорости движения: 25 км/ч — 25 м; 60 км/ч — 60 м и т.д. В больших городах во­дители обычно пренебрегают правилом о со­блюдении безопасной дистанции, что приво­дит к ДТП;

нарушение правил обгона в зоне ограни­ченной видимости, особенно на подъемах, спусках, в том числе на нерегулируемых пе­рекрестках (примыкание второстепенной до­роги (дорог) к главной), когда у водителя, дви­жущегося по второстепенной дороге, при пе­репаде (уклоне) дороги отсутствует достаточ­ная зона видимости и он не имеет возможно­сти «обозревать» обгоняемый автомобиль;

выезд на полосу встречного движения;

управление автотранспортным средством в нетрезвом состоянии; несоблюдение очередности проезда;

нарушение правил перестроения, пово­рота или разворота;

другие нестандартные причины (резкое торможение, неподача световых указателей маневра (перестроения, поворота, разворота), игнорирование запрещающих знаков и т.д.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.