Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Версальский дворец






(Châ teau de Versailles)

 

Верса́ ль — дворцово-парковый ансамбль во Франции (фр. Parc et châ teau de Versailles), бывшая резиденция французских королей в городе Версаль, ныне являющемся пригородом Парижа.

С мая 1682 года по октябрь 1789 года дворец являлся постоянной резиденцией трех французских королей – Людовика XIV, Людовика XV и Людовика XVI. Дворец представляет собой грандиозное сооружение, общая площадь которого составляет более 63 тысяч квадратных метров. Здание насчитывает 2300 комнат, 1000 из которых сегодня входит в состав музейного комплекса. Дворец впечатляет не только своими размерами, но и пышностью внутреннего убранства, затмившего все ранее существовавшие резиденции королей и высокой знати. Слава Версаля была столь велика, что он стал образцом для строительства многих других архитектурных комплексов и, в том числе, вдохновил русского императора Петра I на постройку дворца в Петергофе.

Версальский дворец стал воплощением смелого архитектурного замысла короля Людовика XIV. Однако еще до него места, где впоследствии появился дворец, приглянулись его отцу Людовику XIII. Надо сказать, что в начале 17 века Версаль представлял собой небольшой поселок, где проживало около 500 человек. Кругом расстилались болота и бескрайние поля. В 1623 году неподалеку от деревушки по приказу Людовика XIII был выстроен скромный охотничий замок. В 1636-1638 годах архитектор Филибер Леруа перестроил полюбившуюся королю резиденцию, которая приобрела П-образную форму. Этот воздвигнутый из камня и кирпича миниатюрный дворец с черепичной крышей, современники называли «карточным домиком». Однако в противовес его незамысловатой архитектуре интерьеры были богато оформлены.

В 1651 году в Версале впервые побывал Людовик XIV. Поначалу он приезжал туда лишь для того, чтобы провести время со своей любовницей Луизой де Лавальер. Затем в 1660 году король прибыл в Версаль вместе с молодой супругой – испанской инфантой Марией-Терезией. В то время Версаль чаще всего использовался королем для увеселительных мероприятий. Очень скоро стало понятно, что маленький дворец непригоден для размещения многочисленной королевской свиты. Кроме того, решающим импульсом, заставившим Людовика задуматься над подстройкой нового дворца, стало посещение 17 августа 1661 года праздника, устроенного в его честь в замке Во-ле-Виконт, который принадлежал сюринтенданту финансов Никола Фуке. Над созданием этого великолепного архитектурного ансамбля работали самые лучшие мастера того времени – архитектор Луи Лево, художник Шарль Лебрен, скульпторы Франсуа Жирардон и Франсуа Ангье, а устройством парка занимался знаменитый ландшафтный архитектор Андре Ленотр.

На строительство и отделку замка Фуке затратил огромные средства. Короля раздражали богатство и гордыня этого ловкого человека, обогатившегося на службе у кардинала Мазарини, хотя формально сюринтендент подчинялся королю. Кроме того, король с негодованием узнал о том, что Фуке безуспешно пытался подкупить его любовницу Луизу де Лавальер. Последней каплей стал памятный торжественный прием в Во-ле-Виконт, во время которого королю, наряду с 3000 приглашенных, были продемонстрированы пышно обставленные апартаменты и парк с великолепными фонтанами, которые ночью осветили огни фейерверков.

Две недели спустя король под каким-то предлогом вызвал Фуке в Нант, где тот был арестован. А Людовик меж тем стал вынашивать план строительства грандиозного дворца в Версале, который не только затмил бы славу Во-ле-Виконта, но и стал бы символом мощи французской монархии. Для этой цели Людовик пригласил всю команду архитекторов, художников и скульпторов, прежде трудившихся в Во-ле-Виконте.

К 1664-1668 годам относится первая серия работ по увеличению размеров дворца Людовика XIII за счет пристройки к нему крыльев. Первоначально король планировал полностью разрушить его и построить на его месте новое здание, однако новый сюринтендант финансов короля Жан-Батист Кольбер уговорил монарха отказаться от этого замысла в целях экономии государственных средств. Проект архитектора Лево, которого Людовик пригласил после ареста Фуке, предполагал втрое увеличить площадь дворца Людовика XIII. В тот же период в парке, устройство которого было поручено еще одному бывшему подчиненному Фуке – Ленотру, были установлены скульптуры Жирардона и Леонгра.

 

Версаль

 

 

Архитектор Жюль Ардуэн Мансар, заступивший на место скончавшегося в 1670 году Лево, пристроил к дворцу Людовика XIII северный и южный корпуса, благодаря чему образовалось два внутренних двора – примыкающий к старому дворцу камерный Мраморный двор (он был замощен выложенными узором мраморными плитами), который переходил в просторный Королевский двор. Он отгорожен от города позолоченной чугунной решеткой на высоком каменном постаменте. Оставшийся на виду фасад старого дворца был украшен бюстами в античной манере, которые разместились в простенках между окнами. В сходной манере были оформлены и фасады новых корпусов.

Долгое время парадным входом во дворец служила Большая лестница, или Лестница послов, которая вела на второй этаж, откуда вправо и влево расходились анфилады комнат. В 1752 году она была разрушена ради создания апартаментов для одной из дочерей Людовика XV.

В результате сооружения так называемого «Конверта» вокруг старого дворца, то есть новых крыльев, все члены королевской семьи обзавелись личными апартаментами. В южной части второго этажа располагались покои королевы, в северной – покои короля, которые образовывали так называемые Большие апартаменты. На третьем этаже разместились прочие члены королевской семьи и придворные.

Почти все залы, входившие в состав больших апартаментов короля, носили имя одного из античных богов – Юпитера, Меркурия, Венеры, Дианы, Марса, Аполлона. Выбор названия объяснял предназначение каждого зала. Так, в салоне бога войны Марса размещалась королевская стража, салон посланника богов Меркурия служил приемной, салон верховного античного бога Юпитера являлся кабинетом заседаний королевского Совета. Наконец, в салоне бога солнца Аполлона, выступавшего символом Людовика XIV, находилась королевская спальня, которая в 1682 году была переделана в тронный зал. Плафон зала, в центре которого помещено изображение Аполлона, восседающего на золотой колесницей, был выполнен Шарлем де ла Фоссом.

Культ Аполлона главенствует в образной системе Версаля: изображения этого бога часто встречаются в живописи и скульптуре, которые служат украшением дворца и парка. Нередко в образе Аполлона предстает сам король. Тем самым проводилась параллель между античным богом солнца и покровителем муз, с одной стороны, и французским монархом, который также покровительствовал искусствам, ярким доказательством чего являлся Версаль. Кроме того, Людовик еще до постройки Версаля избрал своим символом солнце: подобному тому, как оно всюду дарит свет, тепло и жизнь, от Короля-Солнца зависела жизнь монархии, а также пышность и блеск французского двора.

Версаль_Зеркальная галерея

 

После перерыва, связанного с ведением франко-голландской войны, строительные работы возобновились в 1678 году и продолжались вплоть до 1684 года. За это время под руководством Мансара появился один из самых знаменитых залов дворца – Большая галерея, которая впоследствии получила название Зеркальной (galerie des Glaces). Она расположена в глубоко выдвинутом центральном ризалите западного, обращенного в парк, фасада дворца. Плоскость фасада поделена чередующимися и слегка выступающими портиками, состоящими из четырех, шести и восьми колонн.

Зал длиной 75 метров и шириной 10, 5 метров с первого взгляда поражает царственным великолепием. Семнадцати арочным окнам, выполненным во всю высоту продольной стены, вторят расположенные на противоположной стене зеркала в бронзовых оправах, аналогичные по форме и размерам. В зеркалах отражаются дали Версальского парка. Кроме того, усиленный обилием зеркал, позолоты и хрусталя солнечный свет насыщает галерею каким-то особенным, только ей присущим сиянием и прозрачностью. Пространство между окнами и зеркалами украшено пилястрами из красного мрамора, а их капители выполнены из позолоченной бронзы. По периметру стен расставлены позолоченные канделябры и мраморные бюсты римских императоров. К потолку подвешены хрустальные люстры.

 

 

Свод галереи покрыт монументальными росписями кисти Шарля Лебрена, на которых изображены наиболее значительные события первых 17 лет царствования Людовика XIV, среди которых центральное место занимают военные победы короля. В годы существования монархии в Зеркальной галерее отмечались бракосочетания наследных принцев, проводились придворные празднества, а также назначались аудиенции иностранным послам.

 

С торцов к Зеркальной галерее примыкают созданные в одно время с ней салоны Войны (salon de la Guerre) и Мира (salon de la Paix). Галерея соединила Большие апартаменты короля с покоями королевы, декоративное убранство которых Лебрен завершил к 1681 году.

Четвертая серия строительных работ проходила в Версале в 1699-1710 годах после завершения продолжительной войны против Аугсбургской лиги, в которой Франция потерпела сокрушительное поражение. Главным сооружением этого периода стала королевская капелла, которая примыкает к северному крылу дворца.

Спальня короля. Из нее ведет маленькая дверка в спальню королевы.

 

Военный зал. На стенах огромные полотна с батальными сценами.

 

Спальня королевы. Обратите внимание на большой размер комнаты. По существующей традиции, королева Франции должна была рожать прилюдно, поэтому в это время Версаль собирал толпы народа. Все поверхности в опочивальне покрыты золотом, говоря о статусе владелицы (кстати, за барьер заходить имела право только королева и никто другой, на заднем плане дверь - через нее как раз и сбежала королева Мария-Антуанетта).

Опочивальня королевы

 

Покои королевы

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.