Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гегемония улицы






Больше столетия признаком культурного города в США был крупный худо­жественный музей плюс " СОБ" — триумвират учреждений высокого искус­ства, объединяющий симфонический оркестр, оперу и балет. Сейчас во многих городах музеи и СОБ переживают трудные времена. Посещаемость упала, публика стареет: слишком много седых голов и слишком мало фио­летовых. Для определения проблем и поиска решений призвали массу кон­сультантов. Одна такая проблема заключается в статичности репертуара. В музеях, например, постоянная экспозиция и есть постоянная — она пред­ставлена всегда. Типичное решение — показывать больше готовых мобиль­ных выставок, предпочтительно мультимедийных и интерактивных, со спецэффектами. Что касается СОБ, то новых симфоний и опер пишут немного, и еще меньше исполняют, поскольку постановки требуют значитель­ных средств. Выход простой: пообещать публике дополнительный опыт. Те­перь это не просто симфонический концерт — это " симфонический кон­церт для одиноких". Кроме того, оркестры могут приглашать известных исполнителей — джазового музыканта, поп-певицу, детского комика. Ино­гда для выступления выбирают непривычное место: камерный оркестр иг­рает в художественной галерее, симфонический — в парке, или исполняет увертюру " 1812 год" на фейерверке 4 июля. Все это напоминает попытки традиционных церквей оживить интерес к себе некоторыми нововведения­ми — что если добавить к органу гитару и барабаны? — или выдумки про­фессиональных спортивных команд, с их эмблемами и мигающими табло.

Тем временем, представителей креативного класса привлекает более орга­ничная и " аборигенная" уличная культура27. Ее обычная среда — не большие площадки, наподобие нью-йоркского Линкольн-центра или специализиро­ванные " культурные кварталы", вроде музейного комплекса в Вашингтоне, а городские районы без четкого культурного профиля. Это могут быть феше­небельные районы, как Джорджтаун в Вашингтоне и Бэк-Бэй — в Бостоне, или бывшие захолустья, как Адамс-Морган (Вашингтон), Ист-Вилидж (Нью-Йорк) или Саут-Сайд (Питтсбург). В любом случае, они органически развиваются под влиянием городского окружения, которое включает боль­шое число людей творческих профессий и поклонников искусства. Именно это и делает такую культуру " аборигенной". В основном она имеет местный и актуальный характер, в отличие от художественных форм прошлых столе­тий, импортированных для продажи приезжей пригородной публике. Разу­меется, люди из других мест тоже могут участвовать в культурной жизни дан­ного района, которая — в этом тоже нет сомнений — часто носит следы иностранных влияний, скажем, немецкого кино или сенегальской музыки. Однако гости чувствуют, что они не просто присутствуют на мероприятии, а становятся частью культурного сообщества. Я полагаю, что в этом состоит главное креативное преимущество данной формы. Не обязательно быть ху­дожником, писателем или музыкантом, чтобы получить больше креативных стимулов от вечера в клубе или открытия выставки, где можно свободно об­щаться с артистами и любителями искусства, чем при обычном посещении музея или концертного зала, где ты получаешь программку и выступаешь пассивным зрителем. Участники моих фокус-групп и интервью говорят, что уличная культура нравится им отчасти из-за возможности познакомиться не только с произведением искусства, но и с его создателем.

" Уличной" эту культуру можно назвать потому, что она обычно сосредо­точена на определенных улицах с множеством мелких заведений, среди ко­торых могут быть кофейни, рестораны и бары, предлагающие не только еду и напитки, но и представления или экспозиции; художественные галереи; книжные и другие магазины; небольшие и средние кино- и просто театры; и гибридные площадки — например, книжный магазин/чайная/театр или галерея/студия/центр живой музыки. Часто они занимают переоборудован­ные помещения, которые раньше использовались для других целей. Порой действие выплескивается на тротуар, где расставлены столики и в любое время суток царит оживление: музыканты, уличные торговцы, попрошай­ки, актеры и прохожие образуют пестрые группы. Бен Малбон дает яркое описание сцены ночной жизни лондонского Сохо, которая вошла в его " дневник наблюдений":

Мы, спотыкаясь, вышли из клуба в начале четвертого — Сохо переполнен людьми, на тротуарах и дорогах не проникнуться, вокруг смех, все выгля­дят довольными. Одни идут большими шумными компаниями; другие молча и сосредоточенно пробираются сквозь толпу поодиночке... Маши­ны медленно ползут по узким улицам, уже до отказа забитым машинами, мотороллерами и веселящейся толпой. Если для кого-то это была поздняя ночь, то здесь, в Сохо, ночь только начиналась28.

Здесь пересекаются сразу несколько сфер: музыкальная сцена, искусство, кино, отдых, ночная жизнь — все это усиливает взаимный эффект. Я бывал в подобных местах в разных городах США и везде встречал массу людей из креативного класса29. Судя по моим интервью, такого рода эклектичная сце­на обеспечивает им визуальные и музыкальные стимулы, которые важны при выборе места для жизни и работы. Многие из них также посещают опе­ру, по крайней мере иногда, и потребляют продукцию массовой культуры — голливудские фильмы, поп- и рок-концерты. Тем не менее, для креативного человека уличная культура — обязательная часть жизни.

Возьмем чисто практическую сторону. Дорогостоящие мероприятия из области серьезного искусства проходят строго по расписанию, порой только по определенным дням недели, тогда как уличная сцена динамична и не имеет пауз. Многие говорят мне в интервью, что это большой плюс для креа­тивных специалистов, которые могут работать допоздна, освобождаясь толь­ко после девяти или десяти вечера или работать в выходные, планируя в по­недельник сходить куда-нибудь отдохнуть. При плотном графике они хотят использовать свое время " рационально". Посещение крупного традицион­ного мероприятия, будь то симфонический концерт или профессиональный баскетбольный матч, дает одномерный опыт, поглощающий слишком много рекреационных ресурсов по времени и по деньгам. Сцена уличной культуры позволяет нам выбирать из целого ассортимента возможностей; за один вы­ход можно попробовать сразу несколько вариантов отдыха. Здесь мы также имеем свободу регулировать уровень и интенсивность своего опыта. Мы мо­жем выбрать активное, энергичное времяпрепровождение — окунуться в пе­шеходную сутолоку или отправиться в клуб и танцевать до рассвета — или найти маленький уютный бар, слушать джаз и пить бренди; сидеть в кофей­не с чашкой эспрессо; уединиться в тишине книжного магазина.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.