Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пример открытого программного обеспечения






Разработка открытого программного обеспечения демонстрирует интерес­ную модель того, как внутренние стимулы, горизонтальная структура и принцип добровольного участия можно применять для мотивации креатив­ных профессионалов и достижения практических результатов13. Разработ­чики открытого софта не образуют тесного сообщества — это обширная сеть отдельных специалистов, коллективно создающих многочисленные про­дукты высокого качества наподобие операционной системы Linux и серве­ра Apache, который сейчас используется в компьютерных сетях многих крупных компаний. Для мобилизации креативности тысяч независимых специалистов в этих кругах принята своя тонкая дисциплина и скрытая структура. Эрик Рэймонд, гуру разработчиков открытого софта, утверждает, что хотя само программирование остается занятием одиночек, действитель­но серьезные прорывы требуют интеллектуальной энергии большого числа людей. По его мнению, разработка открытого программного обеспечения напоминает не столько организованное строительство собора, сколько хао­тическое взаимодействие базара.

На первый взгляд производство открытого софта кажется абсолютно бес­системным. В его основе лежит добровольное сотрудничество специалистов из разных стран и разных организаций. Несмотря на наличие особой " хакерской культуры" у членов этого рассеянного сообщества, здесь отсутству­ют традиционные формальные атрибуты, которые мы привыкли связывать с производительным трудом — отношения подотчетности, конкретные за­дания и четкие обязанности. Однако на более глубоком уровне можно раз­личить и определенную структуру, и дисциплину. Вместо бюрократической иерархии традиционных организаций в данной структуре на первый план выходят эффективность, способности и оценка со стороны коллег. При этом само программное обеспечение отражает разделение труда. Оно имеет " модульную" природу, т. е. состоит из множества отдельных конкретных за­дач, выполнением которых занимаются многие группы и независимые спе­циалисты. Это позволяет людям с различными способностями и квалифи­кацией работать над разными элементами системы.

Проекты по созданию открытого софта строятся вокруг постоянной группы ведущих специалистов, которые выполняют основные задачи и осу­ществляют руководство, объединяя разрозненные усилия большой группы временных добровольцев. Джош Лернер из Гарвардской школы бизнеса, чье исследование охватывает 13000 разработчиков открытого программного обеспечения, выяснил, что менее 0, 1% от этого числа в сумме отвечают поч­ти за три четверти всех программ. Около трех четвертых ограничились един­ственным вкладом" '.

К постоянному ядру обычно принадлежат люди с солидной профессио­нальной репутацией — опытные программисты и авторы исходного кода, которые по мере развития проекта могут сами все меньше заниматься соб­ственно программированием. Эта группа определяет общую концепцию проекта и выполняет контрольные функции. Ее члены оценивают посту­пившие предложения и решают, какие из них следует включить в програм­мный продукт, а также регулируют состав своей группы, время от времени принимая кого-либо из добровольцев. Все же в отличие от традиционной иерархии, где начальство могло запросто отказать талантливому креативно­му специалисту от места или не допускать проявления инициативы, члены ведущей группы имеют сильный стимул привлекать лучших программис­тов, так как они сохраняют контроль лишь до тех пор, пока сообщество их поддерживает. Если им случается поступать нерационально или повести группу в неправильном направлении, может произойти " ответвление", ког­да недовольные берут исходный код (который, разумеется, не защищен никаким авторским правом или патентом) и начинают новый проект, в другом ключе — как и бывало неоднократно.

Проект по разработке открытого программного обеспечения принимает форму организации с добровольным членством, но с четкими правилами поведения участников. Существует ряд строгих, хотя и неписаных принци­пов относительно того, как стать и быть частью этого сообщества. Количе­ство и состав членов все время меняются, но только до некоторого предела; принадлежность к группе зависит от практических результатов работы и со­блюдения должных правил поведения и честной игры.

Сложная, но неявная система контроля и санкций обеспечивает следова­ние правилам и помогает добиться от каждого той или иной степени учас­тия. Члены сообщества жестко реагируют на нежелание подчиняться: они могут " задать жару" нарушителю (т.е. послать ему сердитое или враждебное письмо), " заспамить" его электронный адрес массой нежелательных писем или игнорировать все его попытки контакта. Столкнувшись с подобными мерами, люди часто покидают сообщество по собственной инициативе, так что их не приходится исключать.

В разработке открытого софта, таким образом, важную роль играет вну­тренняя мотивация добровольных работников. Эта деятельность имеет от­части горизонтальную структуру, однако в центре ее располагается ядро, несущее ответственность за руководство и контроль. Сама работа, с ее ком­плексными и трудными задачами, вознаграждается, в основном, высокой оценкой со стороны коллег и специалистов, и не несет финансовой выгоды. Возможность заслужить уважение коллег — это достаточно мощный стимул для участия в проекте по разработке открытых исходников, но главным ме­ханизмом успеха является стремление сохранить и упрочить свою репута­цию. Результаты всегда налицо: любой член сообщества в состоянии судить, чего достиг его коллега. Отзывы на программные продукты напоминают на­учную экспертную оценку, за тем исключением, что здесь процесс происхо­дит открыто: имена рецензентов не принято скрывать. Несмотря на это, их комментарии порой бывают совершенно разгромными. Неудачная про­грамма может вызвать резко негативную реакцию, способную испортить карьеру разработчику. Авторы программ идут на этот риск, чтобы взамен получить интеллектуальный вызов и признание, связанное с принадлежно­стью к элитному креативному сообществу. В этом смысле модель открытого софта отражает два центральных принципа креативной экономики: откры­тость новым идеям и меритократию.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.