Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Новый класс






 

Экономическая потребность в креативности отражается в формировании нового класса, который я называю " креативным классом". Около 38 мил­лионов человек, 30% всех работающих американцев, принадлежит к этому классу. Ядро креативного класса составляют люди, занятые в научной и технической сфере, архитектуре, дизайне, образовании, искусстве, музы­ке и индустрии развлечений, чья экономическая функция заключается в создании новых идей, новых технологий и нового креативного содержа­ния. Помимо ядра, креативный класс включает также обширную группу креативных специалистов, работающих в бизнесе и финансах, праве, здра­воохранении и смежных областях деятельности. Эти люди занимаются ре­шением сложных задач, для чего требуется значительная независимость мы­шления и высокий уровень образования и человеческого капитала. Далее, все представители творческого класса — будь то художники или инженеры, музыканты или специалисты по вычислительной технике, писатели или предприниматели — разделяют общий творческий этос, для которого важ­ны креативность, индивидуальные особенности и личные заслуги. Для тех, кто входит в креативный класс, все аспекты и все проявления креативно­сти — технологические, культурные и экономические — взаимосвязаны и неразделимы.

Радикальное отличие между креативным и другими классами заключает­ся в том, за что они получают свои деньги. Представителям рабочего и об­служивающего класса платят, главным образом, за выполнение работы со­гласно плану, тогда как креативный класс зарабатывает деньги, проектируя и создавая что-то новое, и делает это с большей степенью автономии и гиб­кости, чем два другие класса. Разумеется, моя теория имеет свои переход­ные зоны и пограничные моменты. И хотя кто-то может обнаружить недо­статки в моем определении креативного класса и основанных на нем расчетах, я уверен, что оно содержит куда больше точности, чем существу­ющие аморфные определения " работников умственного труда", " символи­ческих аналитиков" или " профессионалов и технологов".

Классовая структура США и других развитых стран является предметом оживленных дискуссий уже более ста лет. Для массы авторов XIX и XX веков центральной темой был подъем, а затем упадок рабочего класса9. Дэниел Белл и другие теоретики середины и конца XX века переместили акцент на развитие постиндустриального общества, в котором произошел сдвиг с про­изводства товаров на предоставление услуг10. Наиболее заметная тенденция современности, наметившаяся еще некоторое время назад — это развитие креативного класса, великого нового класса наших дней.

Причина, по которой современное общество выглядело бы непривычно и странно для нашего путешественника во времени, состоит в потрясающем взлете этого класса. В течение XX века креативный класс вырос в десять с лишним раз, с трех миллионов человек до сегодняшнего уровня; только с 1980 года его численность более чем удвоилась. Приблизительно 15 милли­онов специалистов, более 12% рабочей силы США, принадлежит к его су­перкреативному ядру. Сегодня в США креативный класс численно превос­ходит традиционный рабочий класс, объединяющий тех, кто работает на производстве, в строительстве или на транспорте.

Длительный период XX века стал свидетелем подъема и упадка рабочего класса, численность которого достигла пика (около 40%) между 1920-ми и 1950-ми, прежде чем начать медленно сокращаться до современного объема (около четверти всей рабочей силы страны). Обслуживающий класс, охва­тывающий такие виды сервиса, как персональный уход, общественное пи­тание и канцелярская работа, за тот же промежуток времени постепенно вы­рос, сначала вдвое — с 16% до 30% рабочей силы между 1900 и 1950 годами — превысив затем 45% к 1980 году. В численном отношении сейчас это самый большой класс, включающий около 55 миллионов человек.

Хотя количественно креативный класс уступает обслуживающему, благо­даря своей решающей экономической роли он является наиболее влиятель­ным. При этом он значительно превосходит класс " организационного чело­века", которому посвящена книга Уильяма Уайта, опубликованная в 1956 году. Подобно управленческому классу Уайта, " определившему американ­ский характер" в 1950-е, креативный класс задает нормы сегодняшнего дня. Однако его нормы весьма отличаются: индивидуализм, самовыражение и открытость различиям ценятся больше, чем гомогенность, конформизм и " приспособленчество" организационной эпохи. Далее, креативный класс доминирует в отношении состоятельности и уровня доходов, причем в сред­нем его члены зарабатывают почти вдвое больше, чем представители двух других классов.

Однако жертвы, на которые мы готовы пойти ради денег, весьма отлича­ются от тех, которые требовались от " организационного человека". Очень немногие из нас всю жизнь работают на одну крупную компанию, и мы не склонны ассоциировать себя и свои достижения с теми, на кого мы работа­ем. Мы соразмеряем финансовые соображения с возможностью оставаться собой, работать в собственном графике, выполнять интересную и ответст­венную работу и жить в сообществах, разделяющих наши ценности и прио­ритеты. Согласно одному широкомасштабному опросу среди специалистов в области информационных технологий — сравнительно консервативной под­группы креативного класса, — ответственность и интеллектуальный вызов, гибкий график и спокойная, стабильная рабочая обстановка, характерные для их работы, ценятся больше, чем деньги. Для переворота, произошедше­го в нашей частной жизни, типичны следующие цифры: по переписи насе­ления 2000 года членами " конвенциональной" нуклеарной семьи является менее одной четверти американцев (23, 5%); в 1960 этот показатель составлял 45%". Вопреки распространенному мнению, эти кардинальные перемены не свидетельствуют о безответственности, эгоизме и испорченности. Они подкрепляются простой экономической рациональностью. Наша жизнь за­висит от креативности, поэтому мы стараемся культивировать ее, создавая благоприятные условия — так когда-то кузнец заботился о своей кузнице, а фермер о быках, тянувших плуг В мире различных профессий креативность не ограничивается креатив­ным классом. В труде фабричных рабочих и даже самого низкооплачиваемо­го обслуживающего персонала всегда был свой творческий элемент. Кроме того, доля креативности во многих рабочих и сервисных профессиях посто­янно растет — хороший пример дают долгосрочные рационализаторские программы на заводах, использующие как физический труд, так и предложе­ния и идеи работников производства. На базе этих тенденций я могу предпо­ложить, что креативный класс, находящийся пока на стадии формирования, в последующие десятилетия будет продолжать расти, по мере преобразова­ния традиционных экономических функций в более креативные виды заня­тости. Я абсолютно уверен, и попробую доказать это в последней главе дан­ной книги, что ключевой мерой по улучшению условий жизни безработных, малоимущих и социально незащищенных граждан должны стать не про­граммы социального обеспечения или создание неквалифицированных ра­бочих мест и не возврат некоторых производственных профессий прошлого, а использование креативных способностей этих людей плюс справедливая оплата труда и полная интеграция в креативную экономику.

Нарождающаяся эпоха креативности имеет свои темные стороны. В от­сутствии крупного предприятия, гарантирующего стабильность, наше по­ложение куда более рискованно, чем у рабочих и корпоративных служащих организационной эпохи. На работе идома мы часто испытываем или создаем сильный эмоциональный ипсихологический стресс. Мы нуждаемся в гибкости, но не имеем времени на вещи, которых действительно хотим. Haшу жизнь наводнили технологии, которые должны были освободить нас от лишней работы.И хотя монополия на креативность не принадлежит креативному классу, он, безусловно, владеет львиной долей соответствующего рынка, тем самым по-новому сегментируя рынок труда и общество. Между кративным н другими классами возникают существенные линии разлома в результате неизбежного столкновения противоречащих ценностей, подхо­дов и желаний. Наше общество, возможно, находится в процессе разделе­ния на два или три отдельных типа экономик, культур и сообществ, которые все больше отдаляются друг от друга по образованию, роду занятий и месту жительства.

Географический центр притяжения в США сместился из традиционных промышленных районов к новым осям креативности и инноваций. Креативный класс сильно тяготеет к крупным городам и регионам, предлагаю­щим разнообразие экономических возможностей, стимулирующую атмо­сферу и множество различных стилей жизни с их инфраструктурой. К ведущим креативным центрам США относятся главные города восточ­ного побережья, такие как Вашингтон, Бостон и Нью-Йорк с его окрестно­стями, а также основные центры высоких технологий — район залива Сан-Франциско, Сиэтл и Остин. Здесь каждый может найти что-либо по вкусу — оживленные городские кварталы, обилие удобств и комфортабель­ные пригородные " ботанистаны" для технарей12. Однако члены нового клacca не обязательно выбирают большие города. Более мелкие, например Боулдер, штат Колорадо и Санта-Фе, штат Нью-Мексико также могут по­хвастаться высокой концентрацией креативного класса, как и менее оче­видные места — Гейнсвилл, штат Флорида; Прово, штат Юта и Хантсвилл, штат Алабама.

Преобразования в экономической географии тесно связаны с классовой идентичностью. Сегодняшний профессионал считает себя не просто корпо­ративным служащим или " организационным человеком", а частью общей креативной массы. Поэтому профессионалы предпочитают стимулирую­щую креативную среду — города, которые гарантируют не только возмож­ности и удобства, но и терпимость к различиям — где они могут проявить себя и утвердиться в своей идентичности. Они покидают старые оплоты рабочего класса и во многих случаях пренебрегают более новыми, но консер­вативными городами " солнечного пояса", все чаще отвергая места, где пре­обладают традиционные ценности и по-прежнему в ходу социальные нормы организационной эпохи. Многие из таких мест остались уже факти­чески без креативного класса.

Одна из наиболее примечательных линий разлома между креативным и другими классами имеет географическую природу. Географические тенденции, о которых я рассказываю в этой книге, не благоприятствуют друж­ным общинам старого образца, какие любят авторы песен, романов и сентиментальных рекламных роликов. Вместе с тем, в последние годы многие авторитетные интеллектуалы выступили с призывом возродить и восста­новить старые формы " социального капитала", свойственные этим сооб­ществам. Подобные попытки бесплодны, поскольку они противоречат экономическим реалиям современности. Сейчас центральной задачей ста­ло развитие новых форм общественных связей, адекватных для креатив­ной эпохи.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.