Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учебно-методическое обеспечение дисциплины






Администрация городского округа Самара

Автономное муниципальное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Самарская академия государственного и муниципального управления»

Факультет «Юридический»

Кафедра «Гуманитарных и правовых дисциплин»

 

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета «Юридического»

________________ М.М. Леонов

«______» ___________ 2011г.

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине: Логика

 

для студентов специальностей

030501.65 Юриспруденция

 

Одобрено Советом факультета

«Юридического»

Протокол № ____ от «___» _________20__ г.

 

Председатель _______________ М.М. Леонов

 

 

Самара 2011г.


СОДЕРЖАНИЕ УМК

 

1. Рабочая программа.

1.1. Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования «Государственные требования к содержанию и уровню подготовки специалиста по дисциплине ГСЭ.Ф.09. «Логика» 2000 года.

1.2. Цели и задачи изучения дисциплины

1.3. Объем дисциплины и виды учебной работы.

1.4. Тематический план курса.

1.5. Содержание дисциплины.

1.6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.7. Материально-техническое и информационное (программное) обеспечение дисциплины

1.8. Контрольные вопросы по дисциплине.

2. Лекции по дисциплине

3. Методика проведения и планы семинарских занятий.

4. Методические указания студентам по выполнению контрольной и самостоятельной работы.

5. Тесты по дисциплине.

6. Методические рекомендации преподавателю.

 


 

Администрация городского округа Самара

АМОУ ВПО «САМАРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Факультет «Юридический»

Кафедра «Гуманитарных и правовых дисциплин»

 

 

  УТВЕРЖДАЮ Декан юридического факультета ______________________ М.М. Леонов «_____»__________________ 2011 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Логика

 

для студентов специальностей

030501.65 Юриспруденция

 

Разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом и учебным планом Самарской академии государственного и муниципального управления

 

Программу разработал

Рассмотрено на заседании кафедры __________

Протокол № ___ от «___» __________2011 г.

Зав. кафедрой _______________

 

Одобрено Советом факультета ______________

Протокол № ___ от «_____» ________ 2011 г.

Председатель ___________________

 

Структура рабочей программы

 

1. Требования ГОСа к содержанию дисциплины по специальности. Цели и задачи изучения дисциплины 5

2. Объем дисциплины и виды учебной работы 7

3. Тематический план курса 8

4. Содержание дисциплины 9

5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 13

6. Контрольные вопросы по дисциплине 14

 


1. Требования ГОСа к содержанию дисциплины по специальности.
Цели и задачи курса

 

ГСЭ.Ф.06. Логика. 2000 г.

Логика и язык права. Суждение и норма. Вопросно-ответные ситуации. Понятие. Определение и классификация. Дедукция, индукция и аналогия. Логические основы аргументации. Формы развития знания: проблема, гипотеза, судебно-следственная версия, теория.

 

Курс «Логика» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и предусматривает изучение студентами предмета и значения логики, основных форм мышления, законов правильного мышления, логических основ теории аргументации, возможностей построения гипотез в юридической практике.

Содержание тем дисциплины «Логика» и последовательность их изучения определяются общеметодологическим характером дисциплины. Целью курса логики является выработка знания необходимых условий правильного мышления и умения пользоваться этим знанием в условиях практической деятельности юристов. Изучение логики развивает ясность и четкость мышления; способность предельно уточнять предмет мысли; внимательность, аккуратность; обстоятельность, убедительность в суждениях; умение абстрагироваться от конкретного содержания и сосредоточиться на структуре своей мысли. Соблюдение логических законов и правил делает мышление способным при выполнении ряда условий достигать истинного знания, поэтому этот курс весьма эффективен для изучения дисциплин государствоведческого и юридического циклов.

Исходя из общей цели курса и вышеизложенного понимания его предмета предполагается решение следующих конкретных задач:

– развивать точность, последовательность, систематичность, доказательность рассуждений;

– корректно и логически безупречно сформулировать вопросы;

– находить рациональное зерно в сбивчивой чужой речи;

– обнаруживать несоответствия или противоречия в рассуждениях;

– использовать различного рода умозаключения в юридической науке и практике;

– оценивать доказательную силу высказываний в споре, дискуссии;

– грамотно строить оперативные, следственные, судебные, криминалистические, экспертные гипотезы (версии), отбирать и систематизировать факты, их подтверждающие.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

иметь представление об общей природе человеческого мышления и особенностях логической теории мышления;

знать логическую структуру основных форм мышления и сущностную характеристику основных формально-логических законов, а также логическую проблематику теории и практики аргументации, в том числе доказательства и опровержения, гипотезы и ее юридического варианта – следственной версии;

уметь производить необходимые логические операции над основными формами мышления, выделять в процессе доказательства и опровержения их основные логические элементы и строить следственную версию с учетом необходимых логических требований;

иметь навыки сопряжения логического знания с практическими потребностями юридической деятельности, распознания логических ошибок в судебно-следственной, оперативной и других видах юридической деятельности в рамках осуществляющегося в них процесса мышления.

Программа предусматривает различные объемы аудитор­ных (лекционных и семинарских) занятий, и достаточно боль­шой объем часов самостоятельной работы студентов.


2. Объём дисциплины и виды учебной работы (час)

 

Заочная форма обучения Таблица 1

 

Виды занятий Всего Семестры
1 семестр 2 семестр    
Всего аудиторных занятий          
Лекции          
Практические занятия (семинары)          
Консультация          
Лабораторные занятия          
Самостоятельная работа          
Контрольная работа          
Итоговый контроль (зачет) экзамен   экзамен    
Итого:          

 

 


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

Заочная форма обучения Таблица 2

№ п/п Разделы и темы Количество часов
Всего Лекций Практ. Лабор. Самост.
1. Раздел I. Предмет логики и ее значение.          
2. Раздел 2. Понятие как форма мышления.          
3. Раздел 3. Суждение как форма мышления.          
4. Раздел 4. Законы логики.          
5. Раздел 5. Умозаключение как форма мышления.          
6. Раздел 6. Логические основы теории аргументации.          
7. Раздел 7. Гипотеза. Построение версий в юридической практике.          
Всего       -  

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема I. Предмет логики и ее значение

 

Мышление как предмет изучения логики. Процесс познания как процесс отражения объективного мира сознанием человека. Чувственное познание и абстрактное мышление.

Логика как наука о формах и законах правильного мышления. Понятие логической формы. Основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие логического закона. Закон как логически необходимая связь между мыслями. Истинность мысли и логическая правильность рассуждений.

Возникновение логики как науки. Основные этапы развития логики. Логика формальная, символическая, диалектическая.

Теоретическое и практическое значение логики. Роль логики в формировании научных убеждений. Роль логики в повышении культуры мышления. Значение логики в работе юриста.

Роль языка в познании. Язык как знаковая информационная система. Функции языка. Естественные и искусственные языки. Системность языка. Основные аспекты языка: синтаксис, семантика, прагматика.

Понятие знака, виды знаков. Предметное и смысловое значение знака.

Семантические категории языка: предложения, дескриптивные и логические термины. Дескриптивные (описательные) термины: имена предметов, предикаторы, функциональные знаки. Логические связки, кванторы.

Формализованный язык логики. Употребление переменных в логике: предметные, предикатные, пропозициональные. Понятие пропозициональной функции. Понятие о языке логики предикатов. Понятие о языке логики высказываний. Роль искусственных языков в выявлении структуры мысли.

Тема II. Понятие как форма мышления.

Общая характеристика понятия. Понятие и слово.

Признаки предметов и их виды. Признаки общие и единичные, существенные и несущественные.

Основные логические приемы формирования понятий: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение.

Содержание и объем понятия. Классы. Элементы класса. Отношение элемента к классу и включение класса в класс. Род и вид.

Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Виды понятий. Общие, единичные, собирательные понятия. Понятия конкретные и абстрактные, положительные и отрицательные, безотносительные и соотносительные.

Отношения между понятиями. Сравнимые и несравнимые понятия. Совместимые и несовместимые понятия. Типы совместимости: тождество, перекрещивание (пересечение), подчинение (субординация). Типы несовместимости: соподчинение (координация), противоположность (контрарность), противоречие (контрадикторность). Круговые схемы Эйлера для выражения отношений между понятиями.

Операции над понятиями

Обобщение и ограничение понятий. Правила обобщения и ограничения понятий. Пределы ограничения и обобщения понятий.

Определение понятий. Определения номинальные и реальные. Явные и неявные определения. Явное определение — определение через род и видовое отличие. Генетическое определение. Правила определения. Ошибки, связанные с нарушением этих правил. Неявные определения: контекстуальные, индуктивные, через аксиомы.

Приемы, сходные с определением: описание, характеристика, разъяснение посредством примера и др.

Значение определений в юридической науке и практике.

Деление понятий. Виды деления: по видоизменению признака, дихотомическое деление. Правила деления и ошибки, возможные при этой операции. Классификация и ее виды. Классификация по существенным признакам (естественная).

Значение деления и классификации в юридической науке и практике.

 

Тема III. Суждение как форма мышления.

Суждение и предложение. Простые и сложные суждения.

Состав простого суждения. Виды простых суждений: суждения свойства (атрибутивные), суждения с отношениями (релятивные), суждения существования (экзистенциальные).

Категорические суждения и их виды (деление по количеству, качеству и по объединенной классификации). Распределенность терминов в категорических суждениях. «Логический квадрат». Роль категорических суждений в юридической практике.

Сложное суждение и его основные виды. Образование сложных суждений из простых с помощью логических связок (союзов): конъюнкции, дизъюнкции, импликации, эквиваленции и отрицания. Условия истинности сложных суждений (таблицы истинности). Строгая и нестрогая дизъюнкция (исключающе-разделительное и соединительно-разделительное суждение). Импликация и условное суждение. Понятие необходимого и достаточного условий.

Деление суждений по модальности. Логическая и фактическая модальность. Вероятные и достоверные суждения

 

Тема IV. Основные законы формальной логики

Понятие о логическом законе. Законы логики как отражение необходимых условий правильного мышления.

Основные черты логического мышления: определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность.

Закон тождества. Закон непротиворечия. Закон достаточного основания.

Закон исключенного третьего.

Критика метафизических взглядов на законы логики. Значение основных законов логики для правильного мышления. Понятие софизма и паралогизма.

Значение законов логики для судебно-следственной практики.

 

Тема V. Умозаключение как форма мышления.

Общее понятие умозаключения. Логическая структура умозаключения: посылки, вывод. Логическая связь между посылками и заключением. Понятие логического следования. Необходимые и правдоподобные умозаключения.

Виды умозаключений: дедуктивные, индуктивные, по аналогии. Непосредственные умозаключения: превращение, обращение, противопоставление предикату, умозаключения по логическому квадрату.

Простой категорический силлогизм. Состав простого категорического силлогизма. Общие правила силлогизма. Фигуры и модусы категорического силлогизма. Специальные правила фигур силлогизма (энтимема). Понятия о сложных (полисиллогизмы) и сложносокращенных (сориты и эпихейрема) силлогизмах.

Условно-категорический силлогизм и его правильные модусы. Утверждающий модус (modus ponens), отрицающий модус (modus tollens). Разделительно-категорический силлогизм. Утверждающе-отрицающий и отрицающе-утверждающий модусы, их правила. Условно-разделительные (лемматические) умозаключения: конструктивная и деструктивная дилеммы. Значение дедуктивных умозаключений в юридической практике.

Индуктивные умозаключения. Понятие индуктивного умозаключения. Виды индуктивных умозаключений: полная и неполная индукция.

Полная индукция. Логическая структура умозаключения.

Неполная индукция и ее логическая структура. Виды неполной индукции: популярная индукция (индукция через простое перечисление) и научная индукция.

Популярная индукция. Проблематичность выводов, полученных с помощью индуктивных обобщений. Условия, повышающие степень вероятности выводов популярной индукции.

Научная индукция. Принципы отбора и исключения (элиминации), ограничивающие возможность случайных обобщений.

Индуктивные методы установления причинных связей. Метод единственного сходства. Метод единственного различия. Метод сопутствующих изменений. Метод остатков.

Взаимосвязь индукции и дедукции. Роль индуктивных умозаключений в правовой практике.

Умозаключение по аналогии, его структура. Основные виды отношений по аналогии. Условия, повышающие степень вероятности заключений, полученных с помощью строгой аналогии. Достоверность заключений, полученных с помощью строгой аналогии.

Значение умозаключений по аналогии при построении юридических версий.

 

Тема VI. Логические основы теории аргументации.

Аргументация и процесс формирования убеждений. Субъекты аргументации: пропонент, оппонент, аудитория.

Понятие доказательства. Логическая структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация (форма доказательства). Правила доказательства. Виды доказательств: прямое, косвенное. Разновидности косвенного доказательства: от противного (апагогическое), разделительное (методом исключения).

Понятие опровержения. Способы опровержения: опровержение тезиса (прямое и косвенное), критика аргументов, выявление несостоятельности демонстрации. Логические требования к научной критике.

Правила доказательств и опровержения. Правила по отношению к тезису. Логические ошибки в отношении тезиса: полная и частичная подмена тезиса.

Правила по отношению к аргументам. Ошибки в отношении аргументов: ложное основание, предвосхищение основания, аргумент к личности, аргумент к публике, аргумент к авторитету, недостаточное обоснование и др.

Правила по отношению к демонстрации. Ошибки в демонстрации -нарушение правил умозаключений.

Логические ошибки: паралогизмы и софизмы. Понятие о логических парадоксах.

Значение доказательства (аргументации) и опровержения в судебно-следственной практике.

 

Тема VII. Гипотеза. Построение версий в юридической практике.

Понятие гипотезы. Гипотеза как форма развития знаний. Логическая природа гипотез.

Виды гипотез: общие и частные. Понятие рабочей гипотезы. Условия отбора предпочтительных гипотез.

Построение гипотезы и этапы ее развития. Роль умозаключений и опытных данных при построении гипотез.

Способы подтверждения гипотез. Основной способ подтверждения гипотез: выведение следствий и их верификация.

Следственная версия. Виды следственной версии в юридической практике. Условия повышения вероятности следственной версии.

 


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Словари и энциклопедии

1. Гетманова А.Д. Логика: Словарь и задачник: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. 336 с.

2. Горский Д.П. и др. Краткий словарь по логике. М.: Просвещение, 1991. 208 с.

3. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1975. 720 с.

Учебники и учебные пособия

Основная литература

1. Ивин А.А. Логика. Учеб. пособие для бакалавров. М., 2011

2. Попов Ю.П. Логика. Учеб. Пособие. М., 2011

3. Кириллов В.И. Логика. Учебник для юрид. вузов М., 2007

4. Хоменко И.В. Логика. Теория и практика аргументаци. М., 2010

5. Михалкин Н.В. Логика и аргументация для юристов. Учеб. пособие для бакалавров. М., 2011

6. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике. М.: Юрист, 2007

 

Дополнительная литература

1. Баринов П.П., Курбатов В.И. Логика для юристов. Учеб. Пособие. Изд. 2-е. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004.

2. Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев: Учеб. пособие для вузов. М.: Интерпракс, 1994. 360 с.

3. Гетманова А.Д. Логика для юристов: учеб. пособие. М.: Изд-во ОМЕГА-Л, 2006. 424 с.

4. Григорьев В.Г. Классическая логика. М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. 192 с.

5. Грядовой Д.И., Малахов В.П., Пылев С.С. Логика в юридической теории и практике. М., 1997.

6. Грядовой Д.И. Логика. Структурированный учебник. 2-е изд. М.: Юнити-Дана, 2003.

Жюль К.К. Логика для юристов: Учеб. Пособие. М.: Юнити-Дана, 2004.

7. Иванов Е.А. Логика: Учебник. М.: Изд-во БЕК, 1996. 309 с.

9. Ивлев Ю.В. Логика: Учебник для вузов. М.: Изд-во «Проспект», 2004.

10. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов. М.: Юрист, 1998. 256 с.

11. Курбатов В.И. Логика в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону, 1997.*

12. Михалкин М.В. Логика и аргументация в судебной практике: учебник для вузов, СПб.: Изд-во «Питер», 2004.

 

Сборники задач и упражнений

1. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике. М.: Юрист, 2007. 128 с.

3. Яшин Б.Л. Задачи и упражнения по логике. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. 224 с.

4. Ивин А.А. Практическая логика: Задачи и упражнения. М.: Просвещение, 1996. 128 с.*

6. Бойко А.П. Практикум по логике. М.: Издательский центр A3, 1997. 144 с.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

  1. Чувственное познание окружающей действительности и его формы.
  2. Основные особенности абстрактного мышления.
  3. Понятие закона и формы мышления.
  4. Понятие о формализованном языке логики.
  5. Понятие как форма мышления. Логические приемы образования понятий.
  6. Виды понятий.
  7. Содержание и объем понятий.
  8. Отношения между понятиями.
  9. Логические операции с понятиями: обобщение и ограничение понятий.
  10. Логические операции с понятиями: определение понятий.
  11. Логические операции с понятиями: деление понятий.
  12. Суждение как форма мышления. Суждение и высказывание.
  13. Основные виды суждений. Состав и виды простых суждений.
  14. Объединенная классификация суждений по количеству и качеству. Распределенность терминов в суждениях.
  15. Основные виды сложных суждений и их истинность.
  16. Логические отношения между суждениями.
  17. Вопросы и ответы. Виды и специфика.
  18. Эпистемическая модальность суждений.
  19. Деонтическая модальность суждений.
  20. Алетическая модальность суждений.
  21. Закон тождества и его роль в процессе рассуждения.
  22. Закон непротиворечия и его роль в познании.
  23. Закон исключенного третьего.
  24. Закон достаточного основания.
  25. Роль формально-логических законов в юридической практике.
  26. Умозаключение как форма мышления. Виды умозаключений и условия истинности вывода в умозаключении.
  27. Непосредственные умозаключения. Виды их преобразования.
  28. Простой категорический силлогизм. Его состав и общие правила.
  29. Особые правила и познавательное значение фигур силлогизма. Категорический силлогизм с выделяющими суждениями.
  30. Умозаключения из суждений с отношениями и основные свойства отношений.
  31. Дедуктивные умозаключения. Общая характеристика.
  32. Чисто условное дедуктивное умозаключение.
  33. Условно-категорическое дедуктивное умозаключение.
  34. Разделительно-категорическое дедуктивное умозаключение.
  35. Условно-разделительное дедуктивное умозаключение.
  36. Силлогизм. Его структура и разновидности.
  37. Общая характеристика индуктивных умозаключений.
  38. Виды индуктивных умозаключений. Полная, неполная, популярная индукция.
  39. Виды индуктивных умозаключений. Научная индукция.
  40. Условия повышения достоверности индуктивных умозаключений.
  41. Взаимосвязь дедукции и индукции в процессе познания.
  42. Понятие и виды аналогии.
  43. Условия логической состоятельности умозаключений по аналогии.
  44. Аналогия в правовом процессе.
  45. Понятие аргументации. Соотношение убеждения и доказательства.
  46. Субъекты и структура аргументации.
  47. Способы аргументации: обоснование и критика.
  48. Правила и ошибки в аргументации по отношению к тезису.
  49. Правила и ошибки в аргументации по отношению к аргументам.
  50. Правила и ошибки демонстрации.
  51. Гипотеза как форма развития знаний.
  52. Этапы построения гипотезы.
  53. Способы доказательства гипотезы.
  54. Следственная версия. Ее виды и роль в судебно-следственной практике.
  55. Значение логики в юридической науке и практике.

 


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.