Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модели рынка труда.






Третий вопрос затрагивает структуру одного из важнейших современных рынков - рынка труда. Рынок труда должен обеспечить соответствие спроса и предложения рабочей силы, а также определить конкретную цену за определенный труд.

Рынок труда имеет свою структуру.

1. Конкурентный рынок труда, который характеризуется:

а) неограниченным количеством фирм, предъявляющих спрос на рабочую силу;

б) неограниченным количеством рабочих одинаковой квалификации;

в) невозможностью для рабочих и фирм оказывать влияние на уровень зарплаты.

Для представителей одинаковой профессии, равной квалификации во всех регионах должен быть одинаковый уровень зарплаты. При такой модели рабочая сила является очень мобильной, рабочие легко меняют место работы. Конкуренция заставляет каждого предпринимателя повышать зарплату в целях сохранения нужной численности рабочих. В основном это касается представителей тех профессий, которые могут быть заняты в любом секторе экономики (бухгалтер, повар, шофер и т.п.).

2. Модель монопсонии.

На рынке труда существует только один покупатель, который имеет возможность контролировать уровень зарплаты. Рабочая сила должна быть в данном случае малоподвижна: переезд из одного региона в другой затруднен, а переход в другие отрасли ограничен в силу специфики работы или других причин. Такая модель встречается в небольших городах, где вся жизнь зависит от одного крупного предприятия, а также в том случае, когда государство является практически единственным работодателем во всей стране. Заработная плата при такой модели рынка труда мало подвержена колебаниям, но она обычно ниже, чем на конкурентном рынке.

3. Профсоюзная модель.

Профсоюз представляет интересы продавца на рынке труда. Одна из главных задач профсоюза - обеспечить повышение зарплаты. Обычно используются следующие способы:

а) введение ограничений на предложение труда (иммиграционные барьеры, ограничение рабочей недели, увеличение продолжительности отпусков и т.д.);

б)поддержание уровня заработной платы. Если это правило соблюдается, профсоюзы не требуют ограничения количества занятых;

в) косвенное воздействие на спрос на труд. Профсоюзы могут заниматься рекламой продукта, защищать местный рынок от конкуренции других товаров, стимулировать сбыт, что ведет к росту спроса на товар, расширению производства и увеличению спроса на труд;

г) воздействие на покупателя рабочей силы в условиях монопсонии. Профсоюзное объединение рабочих может выступать в роли единственного продавца рабочей силы. Результатом противостояния может стать сохранение высокого уровня заработной платы без сокращения численности рабочих.

Лекция 15. Доходы на другие факторы производства: землю и капитал.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.