Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии.






Для правильного понимания ценовой политики монополиста необходимо вспомнить взаимосвязь эластичности спроса по цене и выручки. Когда спрос эластичен, уменьшение цены будет увеличивать валовой доход. Также, когда спрос неэластичен, падение цены уменьшает валовой доход. Верхняя часть кривой спроса будет демонстрировать эластичный спрос, то есть при снижении цены на данном отрезке валовой доход будет увеличиваться. Далее при падении цены валовой доход будет уменьшаться, что указывает на то, что спрос неэластичен.

Монополист может увеличить объем выручки, только снизив цену и тем самым, увеличив объем продаж. Однако снижать цену монополист будет только на эластичном участке кривой спроса. Действуя на эластичном участке кривой спроса, монополист будет максимизировать прибыль в той точке, где предельный доход равен предельным издержкам.

Рис. 24. Кривая спроса на продукцию фирмы-монополиста.

Валовой и предельный доход фирмы-монополиста.

 

Кривая спроса на продукт монополиста (D) показывает возможные сочетания количества и цены покупаемого товара. Продавая дополнительную единицу товара, монополист получает прирост выручки, равный его цене, но одновременно теряет часть получаемой ранее выручки. Это связано с понижением цены товара при продаже его каждой последующей единицы. Иначе говоря, монополист теряет разницу между ценами, которые покупатель был готов заплатить за каждую продаваемую ранее единицу товара и ценой, которую он фактически платит за все единицы товара при определенном количестве продаж. Чистый монополист может увеличить свои продажи при изменении цены. Каждый объем спроса связан с определенной ценой. Увеличить продажи можно только при снижении цен, что ведет к снижению предельного дохода MR. Фирма будет увеличивать объем продаж до тех пор, пока MR> 0. Как только предельный доход становится отрицательным, общий доход перестает увеличиваться, а фирма прекращает увеличивать объем продаж.

Монопольный спрос. Максимизирующий прибыль монополист будет определять объем производства, исходя из своих издержек и спроса. Решающее различие между чистым монополистом и чисто конкурентным продавцом лежит на стороне рыночного спроса. В условиях совершенной конкуренции продавец встречается с совершенно эластичным спросом, фирма " соглашается с ценой", может продать любое количество товара по установившейся рыночной цене. Отсюда следует, что каждая дополнительно проданная единица продукции будет добавлять постоянную величину - свою цену - к валовому доходу фирмы. Другими словами, для конкурентного продавца предельный доход является постоянным и равным цене продукции. Это значит, что валовой доход увеличивается на постоянную величину, то есть на постоянную цену каждой проданной единицы продукции. Кривая спроса монополиста совсем иная. Так как чистый монополист сам является отраслью, его кривая спроса, или продаж, представляет собой кривую отраслевого спроса. И кривая отраслевого спроса является нисходящей. Существуют три следствия нисходящей кривой спроса, которые должны быть поняты.

1. Цена превышает предельный доход. Во-первых, нисходящая кривая спроса означает, что чистая монополия может увеличить свои продажи, только назначая более низкую цену на единицу своей продукции. Более того, тот факт, что монополист должен понизить цену, чтобы повысить продажи, является причиной того, что предельный доход становится меньше, чем цена (средний доход) для каждого уровня выпуска, кроме первого. Причина? Снижение цены будет относиться не только к дополнительной проданной продукции, но также и ко всем другим единицам продукции, которые иначе могли бы быть реализованы по более высокой цене. Каждая дополнительная проданная единица будет добавлять к валовому доходу свою цену – меньшую на сумму снижений цены, которая могла быть получена при продаже всех предшествующих единиц продукции.

Так как предельный доход есть, по определению, прирост валового дохода, связанный с каждой дополнительной единицей продукции, снижающиеся значения предельного дохода означают, что валовой доход будет расти замедляющимся темпом. Так как предельный доход есть, по определению, изменение в валовом доходе, мы замечаем, что, до тех пор, пока валовой доход увеличивается, предельный доход является положительным. Когда валовой доход достигает своего максимума, предельный доход будет равен нулю. И когда валовой доход уменьшается, предельный доход становится отрицательным.

2. Тот, кто диктует цену. Второе значение нисходящей кривой спроса: там, где каждый объем производства связан с некоторой особенной ценой, монополист неизбежно определяет цену, решая, какой объем продукции произвести. Монополист одновременно выбирает и цену и объем производства. Но все это не означает, что монополист " свободен" от рыночных сил в установлении цены и объема производства или что покупатель находится полностью во власти монополиста. В частности, нисходящая кривая монополистического спроса означает, что высокие цены связаны с низкими объемами продаж и, наоборот, низкие цены - с большими объемами производства. Поскольку кривая спроса монополиста зафиксирована, он не может повысить цену без потери продаж или увеличить продажи без назначения более низкой цены. 3. Ценовая эластичность. Проверка валовым доходом ценовой эластичности спроса является основой для нашего третьего вывода. Направления изменения валового дохода показывают, что, когда спрос эластичен, уменьшение цены будет увеличивать валовой доход. Когда спрос является неэластичным, падение цены уменьшит валовой доход. Общее правило, вытекающее из этих наблюдений, состоит в следующем: монополист никогда не выберет такую комбинацию «цена – объем производства», при которой валовой доход уменьшается (предельный доход является отрицательным). Иначе говоря, максимизирующий прибыль монополист будет всегда стремиться избегать неэластичного отрезка его кривой спроса в пользу некоторой комбинации «цена – количество» на эластичном отрезке. При понижении цены до неэластичного участка кривой спроса валовой доход будет уменьшаться. Но более низкая цена связана с большим объемом производства и, следовательно, увеличившимися валовыми издержками. Более низкий доход и более высокие издержки означают уменьшение прибыли. Вопрос, который, теперь встает, таков: какую определенную комбинацию цены и количества на эластичном отрезке кривой спроса выберет чистый монополист? Это зависит не только от спроса и данных о предельном доходе, но также и от издержек.

Рис.25. Максимизация прибыли монополистом.

 

Монополист будет максимизировать прибыли, производя объем продукции в Q=10, и назначая цену в Р=20. Можно легко увидеть, что монополист сочтет выгодным продавать меньший объем продукции и назначать более высокую цену, чем сделал бы конкурирующий производитель. Выпуск Q=10, не доходит до точки Q=20, в которой минимизируются средние валовые издержки (точки пересечения МС и АТС). Другими словами, максимизирующий прибыль монополист имеет своим результатом недораспределение ресурсов; монополист считает выгодным ограничить выпуск и, следовательно, использовать меньше ресурсов, чем является оправданным, с точки зрения общества.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.