Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Распад СССР. Становление независимой Российской Федерации.






1. Преобразование в государственном механизме в конце 80-х – начале 90-х годов

Провозглашенный Коммунистической партией Советского Союза в середине 80-х гг. курс на развитие демократии привел к изменению сис­темы высших органов государственной власти. В конце 1988 г. был при­нят Закон «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР», в соответствии с которым были созданы:

1. Съезд народных депутатов СССР – высший орган государст­венной власти СССР, состоявший из 2250 депутатов, который должен был проводить свои очередные за­седания один раз в год. Был правомочен принять к своему рассмотрению и решить лю­бой вопрос, отнесенный к ведению Союза ССР. А вопросы принятия Конституции СССР, внесения в нее изменений, определения государ­ственной границы СССР, принятия решений о проведении референ­дума и др., относились к исключительному ведению Съезда народных депутатов СССР.

2. Съезд народных депу­татов союзных и автономных республик – В 1989 г. была уточнена структура высших органов государственной власти союзных и автономных республик: в тех из них, где предусматривалось создание Съездов, именно они объявлялись высшими органа­ми власти, в противном случае Верховные Советы сохраняли за собой эти полномочия.

3. Верховный Совет СССР – сохранился как двухпалатный и стал постоянно действующим законодательным, распорядительным и контрольным органом государственной власти СССР, работающим сессионно. Ему было предоставлено право созыва Съезда народных депутатов СССР. Избирался тайным голосованием из числа народных де­путатов Съездом народных депутатов СССР и был ему подотчетен. Как и Съезд народных депутатов, имел право осуществлять в пределах компетенции Союза регулирование отношений собственно­сти, организации управления народным хозяйством, социально-куль­турным строительством, кроме того, получил такие правомочия, ранее принадлежавшие Президиуму Верховного Совета СССР, как толкова­ние законов СССР, образование Совета обороны, назначение и смена высшего командования Вооруженных Сил, ратификация и денонса­ция международных договоров, издание общесоюзных актов амни­стии, учреждение орденов и медалей и др., которые затем были частично изменены в связи с введением поста Президента СССР.

4. Местные Советы народ­ных депутатов

Вместе данные органы составляли единую систему представительных органов.

5. Прези­диум Верховного Совета СССР в результате произошедших перемен превратился в технический орган, обеспечивающий организацию ра­боты Съезда народных депутатов и Верховного Совета.

Первый Съезд народных депутатов СССР состоялся 25 мая - 9 июня 1989 г. Его деятельность продлилась немногим более двух лет. После августовских событий 2 сентября 1991 г. открылся последний, внеочередной пятый Съезд народных депутатов СССР, который вско­ре прекратил свое существование.

Последний Съезд народных депутатов СССР объявил переходный период для формирования новой системы государственных отношений:

1. Высшим представительным органом власти признавался Верховный Совет СССР, состоящий из двух палат:

а) Верхняя – Совет Республик был вправе принимать решения об организации и порядке деятельности органов Союза, рати­фицировать и денонсировать международные договоры Союза ССР.

б) Нижняя – Совет Союза был вправе рассматривать вопросы обеспечения прав и свобод граждан и принимать решения по всем вопросам компетенции бывше­го Верховного Совета СССР.

Законы, принятые Советом Союза, требовали одобрения Советом Республик. Своими совместными решениями палаты могли вносить изменения в Конституцию, принимать в состав Союза новые государства, объявлять войну, заключать мир и т.д.

Этот орган просуществовал еще меньше своих предшест­венников. В связи с ратификацией 12 декабря 1991 г. Соглашения о создании СНГ, предполагавшего роспуск Союза ССР, прекращение действия законов СССР и ликвидацию его органов, Российская Феде­рация в этот же день приняла решение об отзыве своих депутатских групп из Верховного Совета СССР.

2. Государственный Совет СССР создавался для согласованного решения вопросов внутренней и внешней политики, затрагивающих общие интересы республик, и образовывался на межреспубликанской основе. В его со­став входили высшие должностные лица союзных республик и Прези­дент СССР, который руководил его деятельностью. Решения этого ор­гана носили обязательный характер.

3. 14 марта 1990 г. был введен пост Президента СССР, что стало важным моментом в преобразовании политической системы. Первым и единствен­ным Президентом Советского Союза стал М.С. Горбачев, избранный на эту должность 15 марта 1990 г. внеочередным третьим Съездом народных депутатов СССР. Президент, являясь главой государства, должен был выступать гарантом соблюдения прав и свобод граждан, Конституции и законов СССР, принимать необходимые меры по охране суверенитета СССР, безопасности и территориальной целостности страны, обеспе­чивать взаимодействие высших органов государственной власти и управления, а также осуществлять ряд других полномочий. На основе и во исполнение Конституции и законов он издавал указы, которые должны были иметь общеобязательную силу на всей территории страны. Если Президент не мог исполнять свои обязанности, его полномо­чия должны были перейти к председателю Верховного Совета СССР, при невозможности — к председателю Совета Министров СССР. 26 де­кабря 1990 г. Президент стал возглавлять систему органов государствен­ного управления СССР, получил право отменять постановления и рас­поряжения правительства, акты министерств СССР, приостанавливать исполнение соответствующих актов Советов министров республик в случаях нарушения ими Конституции и законов СССР.

4.В тот же день была учреждена должность вице-президента СССР, на которого возлагались выполнение по поручению Президента отдель­ных его полномочий и замещение высшего должностного лица в случае отсутствия или невозможности осуществления им своих обязанностей. После августовских событий 5 сентября 1991 г. должность вице-президента СССР была упразднена.

5.26 декабря 1990 г. вместо Совета Министров СССР был создан Кабинет Министров СССР, воз­главляемый премьер-министром. Правительство СССР, являясь ис­полнительно-распорядительным органом, обязано было подчиняться Президенту СССР и несло ответственность перед ним и перед Верхов­ным Советом СССР.

Судебные органы претерпели изменения, которые начались в конце 1988 г. В первую очередь это коснулось процесса формирования судов. Если ранее судьи районных (городских) судов избирались гражданами района (города), а вышестоящие — соответствующими Советами на­родных депутатов, то теперь все судьи, вплоть до краевых и област­ных, должны были избираться вышестоящими Советами народных депутатов, а судьи Верховного Суда СССР, Верховных судов союзных и автономных республик, судов автономных областей и округов — со­ответствующими Советами. Одновременно был увеличен срок полно­мочий судей всех судов.

26 декабря 1990 г. разрешение хозяйственных споров в стране было возложено на Высший арбитражный суд СССР, сменивший ранее су­ществовавший государственный арбитраж и его органы в республи­ках. В соответствии с произведенными изменениями расширялась подсудность. Если ранее государственный арбитраж разре­шал споры только между государственными предприятиями, учреж­дениями и организациями, то в арбитражном суде сторонами в про­цессе стали выступать лица независимо от форм собственности.

В начале 90-х гг. начался процесс перехода от однопартийной к много­партийной политической системе. В соответствии с внесенными в Основ­ной Закон изменениями другие политические партии, общественные организации и массовые движения получили возможность наравне с КПСС участвовать в выработке политики государства, управле­нии государственными и общественными делами. Все политические партии признавались равными перед законом. Всем профсоюзам предоставлялись равные права. Служители религиозных организаций как полноправные граждане государства имели право на участие в по­литической жизни, чем они и воспользовались при формировании представительных органов власти различных уровней. Вместе с тем ре­лигиозные организации не могли участвовать в деятельности политиче­ских партий и оказывать им финансовую поддержку.

Произошедшие изменения на общесоюзном уровне повлекли за собой аналогичные процессы и в некоторых союзных республиках. Так, 27 октября 1989 г. в РСФСР была пересмотрена структура высших органов государственной власти: появились Съезд народных депутатов РСФСР и съезды народных депутатов автономных республик. В тех авто­номных республиках, где Съезды народных депутатов не создавались, высшими органами государственной власти остались Верховные Со­веты. В мае 1991 г. в связи с внесенными изменениями в Конститу­цию автономные республики стали именоваться республиками в со­ставе РСФСР, а их высшие органы государственной власти — Съезд народных депутатов и Верховный Совет республики в составе РСФСР.

12 июня 1990 г. Съезд народных депутатов РСФСР принял Декла­рацию о государственном суверенитете, в которой разделение законо­дательной, исполнительной и судебной властей объявлялось важней­шим принципом функционирования РСФСР как правового государ­ства. После этого в строительстве государственного механизма стали исходить из этой идеи.

Весной 1991 г. в РСФСР были одновременно учреждены два по­ста — Президента и вице-президента. Учи­тывая опыт в регламентации правового статуса высших органов госу­дарственного управления Союза ССР, было предусмотрено, что рос­сийский Президент является главой исполнительной власти, руково­дит деятельностью Совета Министров РСФСР, а правительство, в свою очередь, подотчетно Президенту. Полномочия вице-президента России и Союза были аналогичны.

Вслед за постом российского Президента стали вводиться должно­сти президентов республик в составе РСФСР. Предусматривалось, что эти должностные лица входят в единую систему исполнительной власти РСФСР, возглавляемую Президентом РСФСР. Действие актов президента республики в случае их противоречия Конституции и законам РСФСР могло быть приостановлено Президентом РСФСР. Одно­временно с учреждением поста президента республики в составе РСФСР была предусмотрена возможность изменения названия правительств республик: наряду с Советом Министров появился Кабинет Министров республики в составе РСФСР.

С августа 1991 г. начинается процесс усиления власти Президента РСФСР. В соответствии с постановление Верховного Со­вета РСФСР «О дополнительных полномочиях Президента РСФСР по обеспечению законности деятельности Советов народных депута­тов в условиях ликвидации последствий попытки государственного переворота в СССР», во-первых, Президент по­лучил право отстранять от должности председателей краевых, област­ных Советов народных депутатов, Советов народных депутатов авто­номной области и автономных округов в случае неисполнения этими органами законодательства РСФСР, указов Президента и актов Пра­вительства РСФСР. Во-вторых, вводилась должность глав админист­раций края, области, автономной области, автономного округа (должность главы местной администрации была предусмотрена Законом от 06 июля 1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР» и в соответствии с Законом была выборной) как ру­ководителей соответствующих исполнительных органов. Глава адми­нистрации признавался правопреемником исполнительного комитета соответствующего Совета народных депутатов. Право назначения и освобождения от должностей глав администраций вышеназванных единиц предоставлялось Президенту. Предусматривалось, что Президент, вице-президент, Совет Министров, главы исполнительной власти и советы министров республик в составе РСФСР, главы и органы исполнительной власти автономных и административно-территориальных образований со­ставляют единую систему исполнительной власти в РСФСР. Главы ад­министрации края, области, автономной области, автономного округа не только назначаются, но и подотчетны ему. С момента назначения на должность главы администрации прекращались полномочия ис­полнительного комитета соответствующего Совета народных депута­тов. Указом учреждались также представительства Президента в рес­публиках и его представители на местах. Предусматривалось, что на­званные должностные лица осуществляют свою деятельность под руководством Президента и в тесном взаимодействии с Правительст­вом РСФСР.

С 1 нояб­ря 1991 г. временно вводился запрет на проведение выборов представительных и исполнительных органов государственной власти всех уровней, кроме ранее назначенных выборов президентов и Вер­ховных Советов республик и выборов народных депутатов вместо вы­бывших. Предусматривалось, что Президент РСФСР самостоятельно решает вопросы реорганизации структуры высших органов исполни­тельной власти. Изменялся порядок замещения должностей глав ад­министраций краев, областей, автономной области и автономных ок­ругов, городов и районов: они должны были до проведения выборов назначаться Президентом РСФСР или по его поручению главой адми­нистрации вышестоящего уровня по согласованию с соответствующи­ми Советами народных депутатов и с учетом мнения народных депута­тов РСФСР от соответствующей территории. Специально оговарива­лось, что данное положение не распространяется на уже назначенных Президентом РСФСР глав администраций.

Также предусматривалось, что законы РСФСР, указы Президента РСФСР и иные акты, принятые в обеспечение экономической реформы, подлежат приоритетному исполнению. Зако­нодательные акты СССР и РСФСР применяются в части, не противо­речащей актам, принятым в соответствии с рассматриваемым поста­новлением. Акты Союза ССР, препятствующие проведению экономи­ческой реформы, могли быть приостановлены Верховным Советом РСФСР или Президентом РСФСР.

Судебная система РСФСР также претерпела изменения. Еще до разрушения СССР в республике был учрежден высший судебный орган конститу­ционного контроля — Конституционный Суд РСФСР, не имевший аналогов на уровне Союза. Члены Конституционного Суда РСФСР избирались Съездом народных депутатов тайным голосованием. Срок полномочий этого органа по закону был не ограничен. Конституци­онный Суд РСФСР осуществлял судебную власть путем рассмотрения в заседаниях дел о конституционности международных договоров и нормативных актов, о конституционности правоприменительной практики, а также давал заключения по определенным вопросам. Ре­шения этого судебного органа были окончательны и не подлежали об­жалованию, вступали в силу немедленно после их провозглашения. Законом специально оговаривалось, что этот орган не рассматривает политические вопросы. Так же как и в СССР, в России был создан арбитражный суд. С 1 октября 1991 г. упразднялись арбитражи и иные аналогичные орга­ны в системах министерств, государственных комитетов, ведомств, в ассоциациях, концернах, иных объединениях, а также на предприяти­ях и в организациях. Система арбитражных судов в РСФСР была двухзвенной и соответствовала национально-государственному и административно-территориальному устройству: первое звено — Высший Арбитражный Суд РСФСР, второе — Высшие арбитражные суды республик в составе РСФСР, краевые, областные, городские ар­битражные суды, арбитражные суды автономной области и автоном­ных округов. На арбитражный суд было возложено рассмотрение эко­номических споров и споров в сфере управления. Вслед за СССР 16 июня 1990 г. были внесены изменения в гл. 1 Конституции РСФСР, определявшую политическую систему общест­ва. Эти изменения были приняты первым Съездом народных депута­тов РСФСР после провозглашения Декларации о государственном су­веренитете России, в ст. 12 которой всем гражданам, политическим партиям, массовым движениям, общественным и религиозным орга­низациям гарантировались равные правовые возможности участия в управлении государственными и общественными делами. 25 октября 1990 г. принимается Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий».

В целях обеспечения установленного Конституцией РСФСР ра­венства прав политических партий и массовых общественных движе­ний прекращалась дея­тельность их органов в государственном аппарате, учреждениях и организациях. Государственные служащие при осуществлении своей деятельности должны были руководствоваться только требованиями действующего законодательства и не быть связанными решениями политических партий и массовых общественных движений. Предусматривалось, что, осуществляя свое конституционное право на объе­динение, они вправе участвовать в деятельности вышеуказанных ор­ганизаций, но только в нерабочее время и за пределами служебной территории. Запрещалось требовать от граждан сведений о партийной принадлежности в анкетах и других документах.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.