Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Земская (1864г.), городская (1870г.) и военная (60-70 гг. XIX в.) реформы.






Проведение крестьянской реформы требовало неотложной перестройки системы местного самоуправления. Правительство стремилось создать необходимые условия для сохранения власти в руках дворян-помещиков. В марте 1863г. были подготовлены окончательные проекты положения о земских учреждениях и временных правил для них. Круг вопросов, решение которых предполагалось возложить на земские органы, очерчивался исключительно пределами местного интереса и местного хозяйства. С самого начала земские учреждения проектировались как местные и общественные, не имевшие в своих исполнительных органов и проводившие свои решения через полицейские и налогово-фискальные органы. Государство должно было осуществлять жесткий контроль за деятельностью земств. Губернатор в 7-ми дневный срок мог наложить вето на любое распоряжение земского органа. Устроители земской реформы не решились открыто провести сословный принцип формирования новых местных органов. Однако, также неприемлемым для них было и всеобщее избирательное право. Поэтому, для выборов земских учреждений предполагалось разделить все уездное население на три части - курии, в каждой из которых преобладает одно из главных исторических сословий. Избирательная система должна была комбинировать сословное начало с началом имущественного ценза. Курильная система позволяла правительству заранее планировать число выборщиков от сословий и регулировать их соотношение в земских учреждениях. Таким способом оно всегда могло обеспечить в них преимущество для представителей правящего класса. 1 января 1864г. было утверждено «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». На них возлагались: заведывание капиталами, имуществом и деньгами земства; содержание земских зданий и путей сообщения; меры по обеспечению «народного продовольствия»; мероприятия по благотворительности, взаимное земское страхование имущества; попечение о развитии местной торговли и промышленности; санитарные меры, участие в хозяйственных отношениях в области здравоохранения и образования. Законом предусматривалось создание 3-х курий: Курии уездных землевладельцев (из дворян-помещиков), для участия в которой требовался высокий имущественный ценз; Городской курии, участники которой должны располагать купеческим свидетельством либо предприятием определенного размера; Сельской курии, в которой не было имущественного ценза, но была введена система трехступенчатых выборов: крестьяне, собравшиеся на волостной сход, посылали своих выборщиков на собрание, которое избирало земских гласных.

Земское собрание и земская управа (исполнительный орган) избирались на три года. Председатель уездной управы утверждался в должности губернатором, председатель губернской управы – министром внутренних дел. В ходе реализации земской реформы не было создано органа, возглавляющего и координирующего работу всех земств. Земская реформа не создала также низшего звена, котрое могло бы замкнуть ситему земских учреждений – волостного земства. Попытки земских собраний на своих первых сессиях поставить этот вопрос – были пресечены правительством в самом зародыше. Не решившись сделать земства исключительно дворянскими учреждениями правительство все же внедрило законодательным путем в руководство земств представителей этого сословия – председателями земских собраний стали предводители губернского и уездного дворянства. Отсутствие достаточных материальных средств (они формировались за счет обложения местного населения специальным налогом)и собственного исполнительного аппарата усиливало зависимость земств от правительственных органов. 16 июля 1870г. было утверждено «Городовое положение», закрепившее систему органов городского общественного управления:

· городское избирательное собрание

· городскую думу с городской управой (исполнительным органом). Думу и управу возглавляло одно лицо – городской голова, утверждаемый в своей должности губернатором или министром внутренних дел.

Все городские избиратели делились на три группы по своему имущественному цензу, каждая из которых избирала треть гласных в городскую думу. Участвовали в выборах лица, достигшие 25-летнего возраста, владеющие недвижимостью, промышленными или торговыми предприятиями, занимающиеся кустарными промыслами или мелкой торговлей, представляющие любое сословие. Не допускались к выборам лица, подвергшиеся суду, отрешенные от должности, подследственные, лишенные духовного сана. Юридические лица и женщины участвовали в выборах через представителей. Голосование было тайным.

Дума и управа избирались на 4 года. Половина состава управы должна была обновляться через каждые 2 года. Городской голова мог приостановить решение управы. Разногласия думы и управы решал губернатор. Городской головой не могло быть лицо еврейской национальности.

В компетенцию городской Думы входили вопросы:

· о назначении выборных должностных лиц

· об установлении городских сборов

· о сложении недоимок

· об установлении правил о заведовании городским имуществом

· о приобретении городской недвижимости

· о займах.

В пользу города Дума могла устанавливать следующие сборы:

· с недвижимости (оценочный сбор)

· с документов на право торговли и промышленности

· с трактиров, постоялых дворов и съестных лавок

· с извозного промысла, с частных лошадей и экипажей

· с квартир и жилых помещений

· с собак

· с аукционов.

Расходы думы складывались из расходов: по управлению, на общественные здания и помещения, городские займы, на учебные и благотворительные заведения, содержание воинских частей, полиции и тюрем. Смету расходов и доходов контролировал губернатор.

Аналогично земским органам, органы городского самоуправления в значительной степени зависели от государственных бюрократических и полицейских учреждений.

Военная реформа

Рост революционного движения и поражение России в Крымской войне обусловили необходимость перестройки вооруженных сил страны. Был сокращен срок службы рекрутов с 25 до 15 лет и несколько улучшена подготовка офицерских кадров. Однако, рекрутская повинность как способ комплектования армии сохранялась вплоть до 1874г. 1 января 1874г. Был утвержден «Устав о воинской повинности», вводившийся для всего мужского населения «без различия состояний». Лица, достигшие 21 года, призывались на службу по жребию. Не попавшие в постоянные войска (не вытянувшие жребий) зачислялись в ополчение. Общий срок службы в сухопутных войсках устанавливался в 15 лет (из них действительная служба составляла 6 лет и служба в запасе – 9 лет). Сроки службы во флоте соответственно составляли 7 и 3 года. Для лиц с высшим образованием срок действительной службы составлял 6 месяцев, со средним – 1, 5 года. Для получения офицерского звания требовалось специальное военное образование. Командный состав еще долгое время сохранял черты корпоративности и сословности, в нем преобладали дворянские элементы. Армия состояла из кадровых, резервных и запасных (тыловых) войск. Офицерский корпус готовился в юнкерских училищах, военных гимназиях и военных академиях (командных, юридических, медицинских).

Сохранялась особая военная юстиция, в ведении которой в 1878г. было передано большое число дел о государственных преступлениях (сопротивление войскам, нападение на полицию и войска).

 

28. Судебная реформа 1864г.: судоустройство, создание адвокатуры, реорганизация прокуратуры, характеристика уголовного и гражданского процессов.

Предпосылки реформы:

Существовали особые суды для дворян, для крестьян, специальные коммерческие, совестные, межевые и иные суды. Судебные функции отправляли и административные органы – губернские правления, органы полиции.

Рассмотрение дел во всех судебных инстанциях – происходило за закрытыми дверями. На суд сильное давление оказывали различные административные органы. Ведение следствия и исполнение приговора предоставлялось органам полиции. В судебном процессе господствовало инквизиционное начало и теория формальных доказательств.

С 1857 по 1861г. на рассмотрение Государственного совета было представлено 14 законопроектов, предлагавшие различные изменения в структуре судебной системы и судопроизводства: ограничение числа судебных инстанций, введение устности, гласности, состязательности и пр. Материалы судебной реформы составили 74 тома.

В конце 1862г. в судебные инстанции был разослан проект «Основных положений судоустройства», в котором были сформулированы новые принципы:

· бессословность суда

· отмена системы формальных доказательств

· отмена определения об «оставлении под подозрением»

· отделение суда от администрации

· установление состязательности

· отделение судебной власти от обвинительной

· введение присяжных заседателей (предполагалось изъять у присяжных дела о государственных и должностных преступлениях)

· выделение института мировых судей

Отзывы с мест на разосланный проект отметили неполноту и непоследовательность в отделении суда от администрации, непоследовательность в определении компетенции института мировых судей. Усмотрена была опасность в широких полномочиях следователей. Дискутировался вопрос о моделях суда присяжных, какую форму выбрать – континентальную (где ставился вопрос виновен ли подсудимый?) или английскую (где ставился вопрос – совершил ли подсудимый данное деяние?). Выбрана была первая модель. В отношении мировых судей ставился вопрос: как должны они решать дела по закону или по своему усмотрению, лишь ссылаясь на закон? Выбрали первый вариант.

В ноябре 1864г. были утверждены и вступили в силу основные акты судебной реформы: Учреждения судебных установлений, Устав уголовного судопроизводства, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Вместо громоздкой и сложной структуры сословных дореформенных судов создавались 2 судебные системы: местные и общие суды. К местным относились - волостные суды, мировые судьи и съезды мировых судей. Общие суды - окружные суды, учреждаемые на несколько уездов, судебные палаты (по гражданским и уголовным делам), распространявшие свою деятельность на несколько губерний и кассационные департаменты Сената (департамент по гражданским делам и департамент по уголовным делам). Власть этих судов распространялась на все сферы, кроме тех, где действовала юрисдикция духовных, военных, коммерческих, крестьянских и инородческих судов.

Реформа судебной системы закрепила новые принципы:

· отделение суда от администрации

· создание всесословного суда

· установление состязательности

· равенство всех перед судом

· несменяемость судей и следователей

· прокурорский надзор

· выборность (мировых судей и присяжных заседателей)

При подготовке судебной реформы был поставлен вопрос о реорганизации прокуратуры. Авторы судебной реформы стремились значительно расширить права прокуратуры, наделить её целым рядом новых полномочий.

Прокуратура была включена в судебное ведомство, но имело особую организацию. Возглавлялась прокурорская система генерал – прокурором. При сенате учреждались должности двух обер-прокуроров, а в судебных палатах и окружных судах – должности прокуроров и товарищей прокуроров. По представлению министра юстиции все прокуроры назначались императором.

Судебные уставы изменили функции прокуратуры. Она превратилась в орган судебного надзора (до реформы прокуратура осуществляла общий надзор), поддерживала обвинение, представляла интересы государства в судебном процессе, контролировала ход следствия и места лишения свободы.

В судебных палатах прокуратуру представляли прокурор судебной палаты и его товарищи, количество которых определялось штатами. В окружных судах учреждались прокуроры и товарищи прокурора окружного суда. Из товарищей прокурора окружного суда один состоял при окружном суде, а прочие в других городах округа данного окружного суда.

В местных судебных органах прокурорские должности не учреждались, в съездах мировых судей прокурорские обязанности осуществлялись одним из товарищей прокурора окружного суда.

Судебная реформа установила, что сущность прокурорской обязанности заключается: 1) в надзоре за единообразным и точным соблюдением законов; 2) в обнаружении и преследовании перед судом всякого нарушения законного порядка и в требовании распоряжений к его восстановлению; 3) в даче суду предварительных заключений в случаях, означенных в уставах гражданского и уголовного судопроизводства.

Формирование принципа состязательности в судебном процессе потребовало создания нового специального института – адвокатуры (присяжных поверенных). Образцом для него послужил немецко-австрийский тип, главная черта которого заключалась в соединении в одном лице функций правозаступничества и судебного представительства. То есть адвокат выступал с самого начала в двух ипостасях: как судебный оратор (защитник, заступник) и как поверенный клиента, участвующий в подготовке дела, в исполнении решения, ведущий все хлопоты клиента.

Организационное строение адвокатуры. В округе каждой судебной палаты создавалась корпорация присяжных поверенных. Здесь действовал выборный Совет адвокатов как дисциплинарный и распорядительный орган. Он ведал приемом в сообщество новых членов, вырабатывал правила профессиональной деятельности.

В присяжные поверенные могли быть избраны лица с высшим юридическим образованием, имеющие 5-летний стаж работы по судебному ведомству или в качестве помощника присяжного поверенного, достигшие 25-летнего возраста и, как и претенденты на судейские должности, не имеющие пороков. Избранные приписывались к судебной палате и избирали себе местожительство в одном из городов округа этой палаты. Однако для них ценза оседлости не существовало, и они могли действовать на территории всей империи.

Участие адвоката в деле было обязательным. Тем, кто не мог оплатить его услуги (пользовался правом бедности), назначался казенный защитник за государственный счет, а точнее за счет отчислений от доходов самих адвокатов, поступавших в общую кассу Совета. Как и судьи, адвокаты принимали присягу (потому и назывались присяжными поверенными) и могли быть подвергнуты Советом разным наказаниям, вплоть до исключения из сообщества и предания уголовному суду. Решения Совета можно было обжаловать в Общем Собрании присяжных поверенных.

Вознаграждение за свой труд адвокаты получали по соглашению с клиентом, оформленному в письменном договоре. При этом существовала практика ежегодного утверждения министром юстиции общепринятой по представлениям советов таксы, данные о которой публиковались и печати. Таким образом, граждане знали, сколько стоят те или иные услуги адвоката.

Как для судей, так и для адвокатов, существовали ограничения в их деятельности. Так, они не могли выступать в суде против своих близких родственников (родителей, жены, братьев, сестер и др.), не могли разглашать тайн своего доверителя даже после отстранения от дела или его окончания. Они не имели права представлять в суде интересы обеих сторон одновременно и возмещали убытки потерпевшему ущерб по их вине клиенту.

Вначале 1870-х гг., в связи с ростом спроса на адвокатские услуги и невозможностью в короткий срок подготовить необходимое число присяжных поверенных, была разрешена частная адвокатская практика. Интересы клиентов стали защищать в суде частные поверенные.Они выступали наряду с присяжными поверенными в коллегиях при суда, в процессе частные поверенные - частные адвокаты по гражданским и уголовным делам. В отличие от присяжных поверенных, частные поверенные имели право выступать только в тех судах, от которых получили свидетельство - разрешение на эту деятельность. Руководящим органом коллегии адвокатов стал Совет присяжных поверенных.

Для удостоверения деловых бумаг, оформления сделок и других актов – учреждалась система нотариальных контор в губернских и уездных городах.

В основу преобразований реформы 1864г. был положен принцип разделения властей: судебная власть отделялась от законодательной, исполнительной, административной. В законе отмечалось, что в судебном процессе «власть обвинительная отделяется от судебной». Провозглашалось равенство всех перед законом.

Сфера юрисдикции мировых судей: дела «о менее важных преступлениях и проступках», за которые предусматривались такие санкции, как кратковременный арест (до 3- месяцев), заключение в работный домна срок до года, денежные взыскания на сумму не свыше 300 рублей. В гражданско-правой сфере мировые судьи рассматривали дела по личным обязательствам и договорам на сумму до 300 рублей, дела, связанные с возмещением ущерба на сумму не свыше 500 рублей, исков за оскорбление и обиду, дела об установлении прав на владение. Споры об установлении прав собственности на недвижимое имущество у мировых судей были изъяты.

Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями и городскими думами. Достаточно высокий имущественный и образовательный ценз практически закрывал доступ на эту должность представителям низших классов. Мировой суд включал в себя уезд и входящие в него города. Округ делился на мировые участки, в пределах которых осуществлялась деятельность мировых судей.

Помимо участковых мировых судей, аналогичным порядком избирались почетные мировые судьи, которые не получали жалованья и осуществляли судейские обязанности периодически, не оставляя своих повседневных занятий. Занимать должность почетного мирового судьи, которая не оплачивалась, могли позволить себе только состоятельные люди. Почетные мировые судьи имели все права участкового судьи. В их компетенцию входило рассмотрение дел в пределах всего мирового округа в случае, если обе заинтересованные стороны предпочитали обратиться именно к данному почетному судье, а не к участковому. Кроме того, они выполняли судейские функции в случае отсутствия, болезни или отъезда участкового мирового судьи.

Решение мирового судьи можно было обжаловать в более высокой инстанции – съезде мировых судей, состоявшем из всех участковых и почетных судей данного округа (всего было создано 108 округов). Съезд из своего состава избирал председателя сроком на три года. Заседания съезда определяли уездные земские собрания, а в столицах – городские думы. Съезд мировых судей был апелляционной или кассационной инстанцией в зависимости от характера рассматриваемых дел.

По судебным уставам 1864 г. общий суд имел три инстанции: окружные суды для нескольких уездов (как правило, один на губернию); судебные палаты (одна на несколько губерний или областей); сенат.

Наиболее важные дела, неподсудные мировым судьям, рассматривались в окружных судах. Судебные округа не всегда совпадали с реальным тогда административным делением России. В отдельных губерниях было несколько окружных судов.

Окружные суды учреждались на несколько уездов и состояли из председателя и членов. Новым институтом, введенным реформой на уровне первого звена общей судебной системы (окружных судов), были присяжные заседатели. В их компетенцию входило рассмотрение дел «о преступлениях и проступках, влекущих за собой наказания, соединенные с лишением всех прав состояния, а также всех или некоторых особенных прав и преимуществ». Избранная континентальная модель института присяжных заседателей (ответ на вопрос – виновен ли подсудимый?) определила организацию и порядок их работы.

Присяжным заседателем могло стать лицо от 25 до 70 лет, обладающее цензом оседлости (два года). Для выборов присяжных заседателей составлялись общие списки из числа почетных мировых судей, служащих (кроме профессиональных юристов), все выборные должностные лица, волостные и сельские судьи из крестьян, прочие лица, располагающие недвижимостью или доходом. Не могли включаться в списки священники, военные, учителя, прислуга и наемные рабочие. На основании общих списков составлялись списки очередных и запасных заседателей на год. За три недели до судебного заседания председатель суда по жребию отбирал 30 очередных и 6 запасных заседателей. В заседании оставалось 12 присяжных. Присяжные заседатели могли быть отведены как подсудимым (12 присяжных), так и прокурором (6 человек). Из числа неотведенных избирались 12 присяжных, из них – один старший. Гражданские дела решались без присяжных заседателей, уголовные дела – с их участием. После решения присяжных о виновности или невиновности подсудимого состав суда (председатель и два члена) определял степень наказания или освобождения подсудимого.

При окружных делах учреждался институт следователей, осуществлявший под надзором прокуратуры предварительное расследование преступлений на закрепленных за ними участках. При окружных судах учреждался институт следователей, осуществлявших под надзором прокуратуры предварительное расследование преступлений на закрепленных за ними участках. До реформы предварительное следствие осуществляли земский суд и управа благочиния. Надзор за ними осуществляли прокуроры, стряпчие правления. Обвинительное заключение составлялось в канцелярии суда. Тем самым следствие не было отделено от суда. Расследование делилось на генеральное (предварительно, без предъявления обвинения) и специальное (формальное, с предъявлением обвинения). Реформа отделяет предварительное следствие от судебного расследования.

На судебные палаты возлагались дела по жалобам и протестам на приговоры окружного суда. Судебные палаты выступали в качестве апелляционной инстанции по делам окружных судов, рассмотренных без участия присяжных заседателей, и могли заново, в полном объеме и по существу, рассматривать уже решенное дело, а также судебные палаты рассматривали дела о должностных и государственных преступлениях по первой инстанции. Дела рассматривались при участие сословных представителей: губернского и уездного предводителей дворянства, городского головы губернского города и волостного старшины.

Кассационные департаменты Сената рассматривали жалобы и протесты на нарушение «прямого смысла законов», просьбы о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам приговоров, вошедших в законную силу, и дела о служебных преступлениях (в особом порядке судопроизводства).

В 1872 г. было учреждено также Особое присутствие Сената, рассматривающее политические дела особой важности.

Департаменты Сената были кассационным органами для всех местных и общих судов России и могли рассматривать любое дело, решенное в низших инстанциях с нарушением установленного порядка.

Верховным кассационным судом империи по судебным уставам был сенат в лице двух кассационных департаментов – уголовного и гражданского. В задачу сената входил пересмотр дел только в тех случаях, когда нарушались существенные правила судопроизводства или неправильно применялись законы.

Каждый из кассационных департаментов сената состоял из определенного числа сенаторов, один из которых назначался первоприсутствующим. В отдельных случаях имело место совместное заседание обоих кассационных департаментов сената – общее собрание, для руководства которым также назначался первоприсутствующий. Весь состав кассационных департаментов сената назначался императором по представлению министра юстиции.

Уголовный процесс.

Вопросы уголовного судопроизводства регламентировались уставом уголовного судопроизводства.

Первую стадию уголовного судопроизводства составляли дознание и предварительное следствие.

Производство дознания было возложено на полицию, которая обязана была в пределах одних суток доложить судебному следователю и прокурору о всяком роде происшествии.

По окончанию предварительного расследования его результаты должны были быть представлены прокурору Окружного суда, который, проверив материалы следствия, приступал к составлению обвинительного акта.

В судебном процессе теория свободной оценки доказательств заменила формальную, т.е. задача суда состояла в поиске объективной истины, для чего необходим был тщательный разбор дел и анализ доказательств без всякого вмешательства извне. Судьи несли уголовную, гражданскую и дисциплинарную ответственность за необоснованные приговоры.

Судебные уставы закрепили формальное равенство сторон.

В уголовном судопроизводстве обвинение и защита получили право представлять доказательства, отводить свидетелей и допрашивать стороны в присутствии друг друга, давать объяснения суду и опровергать доводы противной стороны.

Устав уголовного судопроизводства содержал перечень лиц, которые не допускались в качестве свидетелей, - умалишенные, священники, присяжные поверенные.

В законе отмечалось, что в судебном процессе «власть обвинительная отделяется от судебной» (статья 3 Устава уголовного судопроизводства), провозглашалась гласность и публичность в заседаниях (статья 7). Вводятся также другие новые принципы - приговор может быть только или осуждающий, или оправдывающий подсудимого, оставление в подозрении не допускается(ст. 9); различие подсудности по сословиям отменяется (ст. 17); осмотры, обыски, выемки производятся в присутствии понятых (ст. 43). Устав устанавливает воспрепятствования подозреваемому уклоняться от следствия и суда - меры пресечения: отобрание вида на жительство, отдачу под особый надзор полиции, взятие залога, отдачу на поруки, домашний арест, взятие под стражу (статья 49).

В судопроизводстве были четко регламентированы процессуальные действия, законодательно конкретизированы действия сторон в процессе.

Предварительное следствие (в т.ч. и дознание) начиналось после заявления частных и должностных лиц, в случае обнаружения признаков преступления - прокуратурой и полицией. Следователь не мог по собственному почину прекратить следствие. Это делал соответствующий суд. Контролировала следствие прокуратура, после его завершения она проверяла дело и передавала его судебным органам. В ходе судебного следствия исследовались доказательства, заслушивались свидетели и пр. На прокурора возлагалась обязанность отказаться от обвинения и поддержания обвинительного акта в случае, когда прокурор найдет оправдания подсудимого.

После прений обвинения и защиты последнее слово предоставлялось подсудимому, затем выносился приговор. Окончательные и вступившие в законную силу приговоры, вынесенные судом присяжных, могли пересматриваться только в кассационном порядке сенатом в лице его уголовно-кассационного департамента. Такие приговоры подлежали пересмотру исключительно при наличии кассационных оснований – по просьбам осужденных или потерпевших от преступлений или по протестам прокурора. Поводами к кассационной отмене приговоров устанавливались: 1) нарушение существенных форм и порядков судопроизводства; 2) явное нарушение прямого смысла закона и неправильное толкование его при определении преступления и рода наказания; 3) вновь открытые обстоятельства, обнаруживающие невиновность осужденного или подложность доказательств, на которых основан приговор.

Вступившие в законную силу приговоры подлежали в своем подавляющем большинстве исполнению, за исключением тех, которые подлежали представлению на «высочайшее рассмотрение».

Таким образом, царское правительство, делая уступки новому движению введением гласного и состязательного суда, учреждением суда присяжных, во всех главных, узловых вопросах сохранило такие формы процесса, которые обеспечивали ему полную возможность судебной расправы с лицами, покушавшимися на интересы господствующего класса.

Гражданское судопроизводство

Вопросы гражданского судопроизводства были сосредоточены в уставе гражданского судопроизводства 20 ноября 1864 года, состоявшем из четырех книг, включавших 1460 статей.

Гражданское судопроизводство основывалось на положении о гласности, устности и состязательности, причем эти принципы были выражены в гражданском процессуальном праве более полно, чем в уголовно – процессуальном.

В сфере гражданского судопроизводства стороны получили одинаковые процессуальные права. Гражданский процесс имел исковой характер. Господствовал принцип: суд не может выходить за пределы требований сторон, т.е. стороны могли заключить мировой соглашение.

Устав гражданского судопроизводства устанавливал два порядка судопроизводства: обыкновенный и сокращенный. Обыкновенный порядок предполагал обязательное представление сторонами письменных объяснений, письменных доказательств, а сокращенный – где письменная подготовка дела к слушанию хотя и могла быть допущена, но не была обязательна, и решение суда могли быть основаны «на одном только словесном состязании тяжущихся.

Как при обыкновенном, так и при сокращенном порядке судопроизводства стороны обязаны были явиться в суд лично или прислать своих поверенных. Стороны получали свободный доступ ко всем материалам, относящемся к делу и находящимся в распоряжении суда; никакое действие, показание или требование одной стороны не должно было скрываться от другой стороны.

Во всем этом просматривался новый, противоположный дореформенному, порядок гражданского судопроизводства, основанный на началах гласности, состязательности и устности.

Судопроизводство у мировых судей. Стороны недовольные решением мирового судьи, могли подавать апелляционную жалобу в мировой съезд. Кассационной инстанцией для дел, рассмотренных мировыми судьями и их съездами, был гражданский кассационный департамент сената.

Судопроизводство в общих судебных местах.

Рассмотрение гражданских дел в окружных судах могло осуществляться одним из двух порядков – обыкновенным или сокращенным.

Обыкновенный порядок предполагал гласное рассмотрение дела, начинавшееся докладом члена суда. По усмотрению председателя доклад делался либо словесно, либо по записке, содержащей краткое изложение существа дела. Рассматривая дело, суд мог требовать представления только тех доказательств, на которые ссылаются стороны. Свидетельские показания принимались судом только в том случае, если они допускались и по закону не требовалось других, в частности, письменных доказательств.

Сокращенный порядок судопроизводства имел место в тех случаях, когда стороны были согласны с этим и суд не встречал к тому возражений. Кроме того, сокращенным порядком рассматривались дела: 1) по искам взятых в долг товарах и припасах, о найме домов, квартир и другого рода помещений, о найме слуг; 2) по искам об отдаче денег и иного имущества на сохранение; 3) по просьбам об исполнении договоров и обязательств; 4) по искам о вознаграждении за ущерб, убытки за самоуправное завладение; 5) по спорам, возникшим при исполнении решений; 6) по спорам о привилегиях. Сокращенный порядок предполагал более быстрое рассмотрение дела, более короткие сроки для явки сторон в суд.

Все решения окружного суда могли быть в апелляционном порядке обжалованы в судебной палате, которая решала дело окончательно.

Вступившие в законную силу решения, могли быть обжалованы при наличии кассационных поводов в гражданско-кассационный департамент сената.

 

 

Первая русская революция и изменения в государственном механизме России. Власть императора, Государственной Думы и Государственного Совета по основным законам Российской Империи 23 апреля 1906 года.

Экономическое развитие страны было противоречивым.

Капитализм в промышленности, феодализм в сельском хозяйстве. Их сочетание привело к революции 1905-1907 гг. Буржуазно-демократической по характеру и народной по дви­жущим силам. Задачи решаемые революцией в случае победы: -Свержение самодержавия, -Установление демократической республики, -Проведение демократических преобразований, -Ликвидация помещичьего землевладения, -Введение 8-ми часового рабочего дня

Начало революции 9 января 1905 года - волна забастовок, демонстраций, вооруженных восстаний. Возникли советы рабочих депутатов - форма организации трудящихся, органы руководства стачкой, потом переросли в штабы вооруженного восстания. Царское правительство принимало меры к сохранению крупного частного землевладения (запрещало передачу в другие руки и дробление земель)

Столыпинская аграрная реформа

Царский указ 9 ноября 1906 года направлен на разрушение сельской общины

Создать кулачество (социальная опора самодержавия) Крестьяне - опора монархии (его надо было создать) Переселение в Сибирь на казенные земли (разрядить аграрный кризис в центральных районах) Крестьянин мог выйти из общины и потребовать в собственность земельный надел

Результаты: -Разрушение произошло, но только частичное -Расслоение крестьянства: помещики, кулаки, крестьяне

Сформировалось три лагеря

1) Правительственный лагерь. Включал царскую семью, придворную знать, чиновников, военных, реакционное духовенство, консервативную часть помещиков - дворян, верхушку буржуазии. Задача - сохранить самодержавный строй. Политическая партия: май 1906 года «Объединенное дворянство», исполнительный орган - Совет объединенного дворянства, избирался на 3 года. 2) Либерально буржуазный. Включал буржуазию и либеральных помещиков. Задача - предотвратить народную революцию, добиться умеренной конституционной монархии. Политическая партия - земский собор, 17 октября 1905 года раскол на октябристов и ка­детов. 3) Революционно - демократический. Включал: пролетариат и крестьянство. Задача - свержение самодержавия и установление демократической республики. Политическая партия - социал-демократическая, раскололась на большевиков и меньшевиков.

4) из остатков народнических организаций - эссеры. Отражала интересы крестьянства, выступали против правительственного лагеря, цель - установление демократической республики.

Государственная Дума

6 августа 1905 Манифест об учреждении булыгинской думы.

Создавалась для предварительной разработки и обсуждения законопроектов, которые потом должны поступать в Государственный Совет. В Думе участвовали избранные населением лица, в Госсовете — назначаемые.

Выборы по трем куриям: от землевладельцев, от городских жителей, от крестьян. Рабочие лишились права голоса. Выборы в Булыгинскую думу не состоялись, ее бойкотировали. Манифест 17 октября 1905 года (созыв законодательной думы)

Избирательный закон 11 декабря 1905 года. Изменения:

Право избирать предоставить рабочим.

Четыре избирательные курии (+рабочие)

Женщины не имели избирательных прав.

Для всех курий выборы были многостепенными. Для землевладельцев и городских жителей-двухстепенные (выборщики и члены Госдумы). У рабочих — трехстепенные (уполномоченные от предприятий, выборщики и члены Госдумы). Для крестьян — четырехстепенные (от села, от волости, выборщики в губернии, члены Госдумы).

I Госдума

Была оппозиционна, распущена через 72 дня.

II Госдума

Еще более оппозиционна. Кадетско-октябристское большинство.

Не хотела принимать аграрный закон на базе столыпинского указа от 9 ноября 1906 года, и Госбюджет.

3 июня 1907 года распустили, и большинство депутатов обвинили в антиправительственном заговоре.

III Госдума

Дворяне — помещики более 51% голосов, крестьяне — 22, 4%, Рабочие -чуть больше 2%.

Эта Дума явилась все-таки законодательным органом. Ни один закон не мог быть принят без одобрения Думой.

Государственный совет

Стал выступать в качестве второй палаты по отношению к Думе. Состав был более реакционным. Половина совета назначалась царем, другая половина была выборной.

Могли выбираться только представители имущих классов от Земских собраний, члены дворянских обществ, представители духовенства.

Если обе палаты были согласны с законопроектом, то окончательное решение принадлежало Царю. В стране началась эпоха парламентаризма.

31.Изменения в государственном механизме и праве России в годы пер­вой мировой войны.

Первая мировая война начавшаяся летом 1914 года, была вызвана резким обострением противоречий между Тройственным союзом и Антантой. Россия вступила в войну 19 июля 1914 года.

Только большевики были против войны, за это они подверглись репресси­ям.

Война тяжело отразилась на экономике страны. Народное хозяйство нача­ло разрушаться. В народных массах росло недовольство войной и политикой царизма. На заводах и фабриках непрерывно вспыхивали забастовки. С начала войны по февраль 1917 года более 2, 5 тысяч забастовок. Активизировались ре­волюционные выступления крестьян против помещиков и кулаков.

Царизм опирался на дворянство, но был вынужден идти на союз с буржуазией против пролетариата. Буржуазия была допущена к участию в помо­щи фронту. Банкротство военного ведомства вынудило царизм разрешить бур­жуазии участвовать в снабжении фронта.

Рабочий класс

В производстве продукции для армии главная роль перешла к частным капиталистическим предприятиям. Царизм отменил действие ряда норм о фа­брично-заводском труде:

-запретили стачки, -ликвидировали профсоюзы, -ограничили деятельность больничных касс, -Ввели военный режим на предприятии

Рабочие не могли: -переходить с предприятия на предприятие, -отказываться от сверхурочных работ, -предъявлять какие-либо требования администрации

Рабочий день увеличили на некоторых предприятиях до 18 часов. Ухуд­шились условия техники безопасности. Ежегодно увеличивали вдвое косвенные налоги, возросли прямые налоги, Падала зарплата.

Большинство солдат были взяты из числа крестьян.

Во время войны царское правительство издало ряд правовых актов, кото­рые свидетельствуют об очередном шаге России от феодальной монархии к бур­жуазии.

Государственная Дума IV Избрана в 1912 году, являлась октябристско — кадетской. Социал — демократическая фракция занимала 14 мест, большевиков через три месяца после начала войны обвинили в гос измене и выслали.

Гос Дума одобрила законопроекты о повышении косвенных и прямых на­логов. Созывалась нерегулярно, по важнейшим вопросам государственной жиз­ни царь издавал указа в обход Думы.

Парламент стремился к созданию правительства подконтрольного и подотчетного ему. Исполнительная власть должна зависеть от законодательной. Царь пытался реставрировать самодержавие.

Госаппарат оказался неспособным решать поставленные войной задачи. В 1915 году были образованы межведомственные органы — особые совещания. Состояли из представителей различных учреждений, ведомств, организаций.

Местные органы - комиссии (в губернских городах) и уполномоченные (в в губернских и уездных городах).

1). Особое совещание по снабжению армии, 2). Особое совещание по устройству беженцев, 3). Особое совещание для обсуждения и объединения мероприятий по обороне. Высшее государственное учреждение. Председатель — военный ми­нистр. В состав входили: председатели Гос. Совета, Думы (по 9 членов) по од­ному члену от министерств — морского, финансового, путей сообщения, тор­говли и промышленности и государственного контроля, от Всероссийского зем­ского и городского союза, 5 представителей от военного министерства, 4 пред­ставителя от Центрального военно-промышленного комитета.

Следили за деятельностью всех правительственных и частных заводов, арсеналов и мастерских и предприятий, изготовляющих предметы боевого и прочего материального снаряжения армии и флота. Содействовали образованию новых заводов и предприятий такого назначения.

Военно-промышленные комитеты

начали образовывать в мае 1915 года. Являлись влиятельными организа­циями буржуазии. Положение от 27 августа 1915 года: создавались для содей­ствия правительственным учреждениям в деле снабжения армии и флота снаря­жением и довольствием.

Центральные. Областные, Местные

По своему составу и характеру деятельности были организациями круп­ного финансового капитала. Юридически являлись общественными организа­циями.

1-ый съезд представителей военно-промышленных комитетов, проходив­ший в 1915 году, рекомендовал правительству ввести военное положение и от­менить ограничения продолжительности рабочего дня и использования труда женщин и подростков на предприятиях, выполняющих военные заказы. Цар­ское правительство удовлетворило эти требования.

В первый день войны царским указом вводилось Временное положение о военной цензуре. Положение предусматривало образование органов цензуры как в местностях театра военных действий, так и вне их. Осуществляли воен­ную цензуру Штабы главнокомандующих армиями и военных округов.

28 июля 1914 года был издан указ, по которому подданные воюющих про­тив России стран были ограничены в своей правоспособности, могли быть вы­сланы как из пределов страны, так и из пределов ее отдельных местностей.

Для обеспечения нужд армии и флота широко применялись реквизиции продовольственных запасов, был запрещен вывоз за границу продуктов, живот­ных, промышленного сырья.

В 1915 году Советом Министров было издано Положение о ликвидации ограничений использования детского и женского труда и привлечения детей на сверхурочные работы.

Законом от 14 ноября 1914 года были внесены изменения и дополнения в Воинский устав о наказаниях 1869 года. По этому закону военнослужащие, ви­новные в поставке и отпуске недоброкачественного оружия, боеприпасов, про­довольствия, медикаментов, подвергались уголовному наказанию. Умышленное совершение таких деяний в военное время — лишение всех прав состояния и ссылка на каторжные работы от 15 до 20 лет или без срока.

За дезертирство, самовольную отлучку и уклонение от воинской службы — лишение всех прав и ссылка на каторгу от 4 до 20 лет или без срока, либо смертной казне.

Лица пытавшиеся совершить побег к неприятелю или совершившие его, лишались всех прав состояния и подвергались смертной казне.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.