Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная профилактика алкоголизма






Под профилактикой алкоголизма подразумевают психологические способы, направленные на формирование отрицательного отношения к алкоголю. Задача методов состоит в формировании образа жизни человека без возникновения у него тяги к алкоголю.

Выделяют три основных этапа профилактики алкоголизма.

Первичная профилактика алкоголизма включает в себя мероприятия, направленные на предупреждение причин возникновения алкоголизма. Оптимальным периодом с точки зрения формирования антиалкогольных установок является возраст ниже среднего. Пояснительная работа должна быть направлена на отрицание потребления алкоголя как символа престижа. Необходимо рассказать о пагубных свойствах алкоголя и возможных последствиях его употребления, сформировать в сознании альтернативу стилю жизни, который включает потребление алкоголя.

Доказано, что самым действенным способом профилактики является метод, направленный на формирование такой смысловой ориентации личности, для которой алкоголь не может являться ценностью в жизни.

Вторичная профилактика алкоголизма работает непосредственно с людьми, которые уже употребляют алкоголь. В состав данной профилактики входят диагностика, раскрытие психологического неблагополучия личности, предложение широкой психологической помощи. Применяются: - работа с непосредственным окружением и семьей пациента; - встречи с бывшими алкоголиками; - клиническая беседа; - кабинеты анонимной наркологической и социально-психологической помощи.

Третичная профилактика алкоголизма оказывает квалифицированную помощь больным, выздоравливающим от алкоголизма. Хорошим примером является организация психологических консультаций или посещение общества анонимные алкоголиков, образование клубов трезвости и прочее.

Формы и методы организации профилактической работы

1. Государственные и местные административные методы по ограничению доступности алкоголя несовершеннолетним, рекламы алкогольной продукции.

2. Раннее выявление и привлечение к консультации у психиатра-нарколога лиц (особенно из числа детей и подростков), вовлеченных в употребление алкоголя. Устанавливая факт употребления алкоголя, важно придерживаться в поведении корректности, доброжелательности и в то же время настойчивости и твердости с целью добиться согласия на консультацию психиатра-нарколога.

3. Медико-психологическое обследование детей в школе, выявление лиц, эмоционально уязвимых, с повышенной склонностью к аномальному (в том числе зависимому) поведению, с признаками социальной дезадаптации. Формирование групп с однородными факторами повышенного риска и проведение с ними (с согласия и совместно с участием семьи) психокоррекционных профилактических мер.

4. Обучение вопросам профилактики родителей и других членов семьи (занятия, семинары, участие в психокоррекционной работе, лекции для родителей, специальные для родителей и семьи публикации и передачи в средствах массовой информации, учебные и методические пособия).

5. Обучение вопросам профилактики учителей, воспитателей, педагогических психологов и социальных работников (лекции, семинары, учебные и методические пособия, отдельные программы в средствах массовой информации).

6. Специальная работа с молодежными лидерами, руководителями всевозможных молодежных групп и объединений.

7. Создание возможности для доступного и свободного консультирования (и в том числе анонимного): наркологические телефоны доверия, пункты социально-психологической помощи, кабинеты наркологического и психологического консультирования, кабинеты психотерапевтической помощи.

8. Работа по организации лечения и реабилитации больных алкоголизмом, по разработке их более эффективных программ и методов, диагностике, лечения и реабилитации.

9. Дополнительные меры в школах и учебных заведениях по усилению воспитания детей и подростков (нравственно-правового, культурно-эстетического, духовного, полового, трудового, воспитание личностной зрелости); ролевые игры, моделирование поведения, когнитивная и поведенческая психокоррекция и др.).

Особое внимание в вопросах профилактики алкоголизма уделяется работе с несовершеннолетними и молодежью.

Модели первичной профилактики алкоголизма: образовательно-воспитательная, социальная и медицинская.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.