Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятия саморазвития и самоактуализация

 

Понятие о саморазвитии, ещё в отечественной психологии одними их первых обосновали его отличительные признаки В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев; понятие «саморазвитие» - это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования [16, с. 159].

В словаре «Психология» понятие «саморазвитие» понимается как развитие, обусловленное внутренней активностью личности, это есть характеристика внутренней способности личности к работе над собой, к росту, развитию [17]. Первый вопрос, который задаёт себе человек решившейся заняться саморазвитием: с чего бы начать? И первое, что приходит в голову, это скачать необходимую литературу или записаться на специальные курсы. Отличить хорошие книги по саморазвитию от плохих довольно просто. Но для начала, стоит отметить, что универсального рецепта саморазвития нет. Зачастую у плохой книги (или курса) в первую очередь утверждается, что он разработал «уникальную» методику развития личности, пригодную абсолютно для всех и другой такой нигде не найти. Подобное заявление уже является лживыми по двум причинам. И первая причина уже была упомянута выше, не существует универсальных рецептов помощи, потому что у каждого индивидуальные способности, силы, жизненный опыт. Вторая причина, по которой не стоит доверять громким словам шарлатанов, это практики саморазвития, которые были уже издавна и дошли до нас уже в новейшее время. Они основаны на тех же принципах и утверждениях, поэтому о чём-то созданном сверх новом, речи уже идти не может.

Есть так же две неотъемлемые части, не бывает саморазвития без самопознания. Истинное самопознание не начинается с чувства умиротворения или покоя, говоря о покое многие считают, что, посидев в одиночестве несколько минут без единой мысли в голове можно познать себя и начать свой путь. Это заблуждение, которое неприемлемо, ибо несёт с собой лишь иллюзии. Истинное же самопознание начинается со стыда, может быть даже с отвращения. Это очень серьёзный шаг, не каждый человек осмелиться заглянуть внутрь себя, не потому что ему лень, а скорей потому, что боится увидеть самые тёмные уголки своей души. Со временем можно научиться оправдывать свои поступки (действия) которые мы совершаем, так же забывать плохое, что с нами происходило. Груз прошлого, тянет ко дну, поэтому стоит избавиться от этого. Заглянуть внутрь себя.

К числу наиболее эффективных методик очищения своего прошлого от негативных эмоция – медитация. Медитация приносит в жизнь гармонию, преодолеть негативность прошлого, зажить сегодняшним днём и думать о счастливом будущем.



 

 

Самосовершенствование - это, пожалуй, наиболее адекватная форма саморазвития. Оно означает, что человек сам (самостоятельно) стремится быть лучше, стремится к некоторому идеалу, приобретает те черты и качества личности, которых у него пока нет, овладевает теми видами деятельности, которыми он не владел. Другими словами, самосовершенствование - это процесс сознательного управления развитием личности, своих качеств и способностей. Хотя идеал, как правило, недостижим и понимается каждым человеком по-своему, тем не менее тенденция к развитию, если она имеется, придает осмысленность жизни, насыщает ее полнотой, устойчивостью и определенностью [14].

Самосовершенствование – это личностно-социальное явление:

- движущие силы находятся внутри личности в виде мотивов личностного роста, это противоречия между реальными, начальными возможностями человека и предъявляемыми требованиями;

- источник самосовершенствования находится в социальном окружении (в требованиях общества к профессии и личности человека).

Процесс саморазвития не может формироваться вне влияния общественных отношений и общественной морали. Однако от собственного выбора конкретного человека зависит, какие отношения и какую мораль он будет формировать. Черты и качества, которые формируются, так или иначе, определяются обществом и существуют как система идеологических, нравственных и эстетических требований общества к личности [16, с. 139].

Развитие личности невозможно представить в отрыве от социума. Отшельник, живущий вдалеке от других или человек, живущий исключительно в своем внутреннем мире едва ли могут быть идеалами саморазвития. Однако тот же отшельник, к которому приезжают за советом, мудростью или здоровьем, уже совсем иначе будет воспринимается нами. В данном случае желание людей быть рядом с ним может служить признанием его успешного саморазвития.



Условия самосовершенствования:

- формирование внутренней мотивации;

- наличие способностей к саморазвитию;

- стимулирующее влияние социальной ситуации развития (сложившиеся ценности, нормы поведения, влияние значимых людей, примеры саморазвивающихся новаторов и т. д) [16, с 139].

Основную потребность к саморазвитию составляют умения:

- видеть свои недостатки и ограничения;

- анализировать их причины в собственной деятельности;

- критически оценивать результаты своей работы (успехи и неудачи) [16, с. 139].

Процесс самосовершенствования состоит из нескольких этапов:

1. Самопознание (осознание своих внутренних возможностей, своих сильных и слабых сторон);

2. Самопробуждение (формирование мотивов профессионального и личностного саморазвития);

3. Программирование профессионального и личностного роста (формулирования целей самосовершенствования, определение путей, средств и методов);

4. Самореализация (осуществление программы самосовершенствования) [16, с. 140].

Путь самосовершенствования может возникать ряд трудностей и препятствий:

- влияние семьи (реализация программы, заложенной в детстве);

- недостаток поддержки (со стороны родных, близких, сотрудников, сверстников, начальства);

- собственная инерция (требуются затраты энергии и сила воли);

- неадекватная обратная связь [16, с. 140].

Ресурсы необходимые для самосовершенствования:

- время для занятия саморазвитием;

- доступ к информации;

- активность;

- методическое обеспечение (совокупность мероприятий, учебно-тренировочных технологий и обучающих программ, собственной программы саморазвития и т. д), благоприятная социальная ситуация развития [16, с. 140].

Для того, чтобы потребность в самосовершенствовании стала доминантной в психическом развитии личности, необходима организация трёх групп условий:

1. Осознание личностью целей, задач и возможностей своего развития и саморазвития;

2. Участие личности в самостоятельной и творческой деятельности;

3. Создание доминантной установки-мотивации на самовоспитание [16, с. 140].

Методы саморазвития личности: самоубеждение, самообязательство, самокритика, эмпатия, самопринуждение, соприказ, самонаказание, самостимулирование и др. [16, с. 140].

Самоактуализацияявляется высшей формой саморазвития и включает в себя в определенной степени две предыдущие формы, особенно форму самосовершенствования, имея во многом с ней общие цели и мотивы. Отличие же самоактуализации от предыдущих форм состоит в том, что здесь актуализируются высшие смысловые мотивы поведения и жизни человека. По определению автора

теории самоактуализации А. Маслоу, самоактуализация - это умение человека стать тем, кем он способен стать, т. е. он обязан выполнить свою миссию - реализовать то, что в нем заложено, в соответствии с собственными высшими потребностями: Истиной, Красотой, Совершенством и т. д. Согласно А. Маслоу,

потребность в самоактуализации является вершиной в ряду потребностей человека, она не может возникнуть и быть реализованной, если не реализованы потребности более низшего порядка.

Цель самоактуализации состоит в том, чтобы достичь полноты ощущения жизни, как очень короткого промежутка времени, который по всем канонам должен был бы вызывать отчаяние. Но человек, за редким исключением, такого отчаяния не испытывает, поскольку он проживает жизнь как может, а если ему удается прожить ее во всей полноте, т. е. самоактуализироваться и самореализоваться, то он испытывает высшую удовлетворенность собой и своей жизнью, способен до самого конца проявлять активность, радоваться успехам и тому, что именно ему удалось что-то сделать [14].

А. Маслоу выделяет восемь таких путей (или способов) поведения, ведущих к самоактуализации :

- живое и бескорыстное переживание с полным сосредоточением и погруженностью; в момент самоактуализации индивид является целиком и полностью человеком, это момент, когда Я реализует самого себя;

- жизнь - процесс постоянного выбора: продвижения или отступления;

Самоактуализация - это непрерывный процесс, когда предоставлены многократные отдельные выборы: лгать или говорить правду, воровать или не воровать и др.; самоактуализация означает выбор возможности роста;

-способность человека прислушиваться к самому себе, т. е. ориентироваться не на мнение других, а на свой опыт, «прислушиваться к голосу импульса»;

- способность быть честным, умение брать на себя ответственность.

Как отмечает А. Маслоу, «всякий раз, когда человек берет на себя ответственность, он самоактуализируется»;

- способность быть независимым, быть готовым отстаивать позиции, независимые от других;

- не только конечное состояние, но и сам процесс актуализации своих возможностей;

- моменты: высшие переживания, мгновения экстаза, которые нельзя купить, не могут быть гарантированы и невозможно даже искать;

- способность человека к разоблачению собственной психопатологии - умение выявить свои защиты и после этого найти в себе силы преодолеть их.

А. Маслоу в своих работах указывает также пути помощи людям в обретении способности к самоактуализации. По его мнению, задача подлинного научения – быть лучшим человеком, насколько это возможно [14].

Так же стоит упомянуть пирамиду потребностей А. Маслоу, все те потребности человека, которые он испытывает на протяжении всей своей жизни, Маслоу разделил на пять пунктов в виде пирамиды:

- физиологические потребности;

- потребности в безопасности;

- социальные потребности;

- потребности уважения;

- потребности в саморазвитии – самоактуализации.

Мы же рассмотрим здесь только пятый пункт. Та ступень развития, которая прошла все ступени потребностей и хочет познать смысл, цель своего существования. Черпая информацию извне, фильтруя и используя её в своём саморазвитии. Ведь с ранних лет нас учат потреблять информацию извне, однако мало кто догадывается, что самый главный источник информации находится внутри нас, и в нем содержится все, что нам нужно знать о себе. Относится так же и к фильтрованию своего окружения. Самоактуализирующийся человек, тот, который не перестаёт заниматься самокопанием, раскрыть свой талант, свой дар, который заложен природой. Он воспринимает реальность, только через факты, а не через призму устоявшегося мнения общественности.

Мудрость о самопознании присутствует в человеке с рождения, но родители, учителя и воспитатели подавляют её, говоря вечно о том, что он должен слушать только их и, ни в коем случае, не слушать свой внутренний голос. Человек приучен мыслить и поступать определенным образом, только потому что слышал одно и тоже слово «Так надо» или «Так делают все, а значит и ты делай». Истинный учитель (наставник) вовсе не передаёт ученику свои знания, а так думают многие, ведь у каждого, свой путь, который он обязан пройти, он не должен быть похож ни на чей другой и разумеется не стоит себя с кем-то сравнивать. Следуй своему плану! Избавь себя от оков суетной повседневности и начни наконец действовать!

Нам зачастую приходиться общаться с людьми, которые жаловались на отсутствие денег, чтобы элементарно удовлетворить фундаментальные потребности или же заниматься любимым делом. Представляю вашему вниманию самые распространённые заблуждения (отговорки) которые используют многие люди, дабы оправдать то, почему они никак не могут начать: «У меня нет знаний», «Я уже старая, мне поздно начинать», «У меня нет стартового капитала», «Я живу в глухой дыре», «У меня нет связей». Представьте заблуждения в виде грязной, чёрной повязки на ваших глазах. Согласитесь, с завязанными глазами далеко не уйдёшь.

Так же хочется затронуть один факт, что многие люди, ступив на путь саморазвития, он кажется им очень сложным и быстро сворачивают с него. Всё же, рано или поздно, любой человек перестает довольствоваться имеющимися у него навыками и способностями, и начинает задумываться о своём личностном росте. Тогда и происходит выбор: продолжать ли ему плыть по течению, при этом постепенно утрачивая приобретенное в детстве невыразимое ощущение радости бытия, или попытаться вырваться из круговорота рутины и серых дней. К сожалению большинство предпочитает выбрать первое, и лишь единицы способны открыть для себя новый путь, полный радости и удивительных открытий, который мы называем саморазвитием. Саморазвитие, как уже упоминалось ранее, это путь вглубь себя, а не вовне. Люди рьяно верят, будто они постоянно заняты чем-то важным, но если сейчас попросить любого человека вспомнить, какие неотложные дела были у него на прошлой неделе, в прошлом месяце, в прошлом году, то он вряд ли перечислит больше пары десятков. Многие живут и верят, что рано или поздно жизнь перестанет быть повседневной рутиной и превратиться в сказочное путешествие, полное радости. Однако годы проходят, суета, вообщем рутина повседневной жизни. И это всё продолжается из года в год, ни секунды свободного времени и ни у кого не приходит в голову задаться вопросом: «Кто я?», «Зачем я здесь?», «Для чего всё это?». Так где же волшебная сказка? А волшебный момент так и не наступает, пока человек не оказывается на пороге смерти, усталый от решения проблем повседневности, которые тяготили его на протяжении всей жизни, но так и не приобрели окончательного решения.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал