Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 6. Постсоветская Россия: к смене модели общественного развития

 

После распада СССР Российское государство ограничилось преимущественно территорией бывшей РСФСР. В его состав вошло ¾ территории Советского Союза и чуть более половины населения (51,4 %). От СССР Россия унаследовала примерно 60% его экономического и научно-технического потенциала, на ее территории было сосредоточены богатые источники природных ресурсов. В то же время страна находилась в сложном социально-экономическом положении. За пределами России в бывших республиках СССР оказались почти 25 млн. этнических русских, с образованием между республиками государственных границ разорванными оказались многие хозяйственные связи. Страна переживала острый экономический кризис, финансовая система находилась в расстроенном состоянии. Резко ускорилась инфляция, происходил спад промышленного производства, упал уровень жизни значительной части населения.

В этих условиях молодое российское правительство взяло курс на проведении серии радикальных экономических реформ, которые имели целью быстрый перевод экономики страны на рельсы рыночного хозяйства. Предполагалось, что переход российского общества к рынку и рыночным отношениям будет болезненным, но достаточно быстро приведет к позитивным результатам. Поэтому предложенный правительством проект вывода страны из кризиса получил название «шоковой терапии».

Учтя опыт горбачевских реформ, потерпевших неудачу прежде всего из-за отказа советского руководства провести реформу ценообразования, Российское правительство во главе с и.о. премьер-министра Е. Т. Гайдаром начало свои преобразования с либерализации цен, т. е. отказа от их государственного регулирования. Непосредственная цель либерализации заключалась в том, чтобы позволить искусственно заниженным ценам достичь такого «естественного» уровня, когда количество товаров, которые покупатели хотели бы купить, соответствовало бы товарному предложению. Тем самым это должно было привести к насыщению рынка товарами и как следствие к снижению товарного дефицита и падению роста инфляции, с последующим ее «затуханием». Одновременно правительство отказалось от государственного субсидирования убыточных отраслей промышленности, большинство предприятий переводились на полное самообеспечение. Снимались ограничения на частнопредпринимательскую деятельность. Началась либерализация внешней торговли, хлынувший в страну поток импортных товаров позволил насытить рынок товарами народного потребления.

Вторым направлением реформы было осуществление широкой программы приватизации (передачи (или продажи) части государственной собственности в частные руки). Приватизация проводилась в два этапа. На первом (1992-1993) гражданам страны выдавались приватизационные чеки ― ваучеры стоимостью 10 тыс. руб. в ценах 1984 г., с помощью которых они могли купить акции предприятий и таким образом получить часть государственной собственности. На втором этапе (1994-1996) предусматривалась приватизация государственных предприятий через акционирование и свободную продажу их в частные руки. В результате принятых мер, экономика страны стала многоукладной (государственный и частный капитализм, мелкотоварное производство, коллективное хозяйство).



Результаты либеральные реформ были противоречивыми. Положительный результат реформ заключался в том, что они позволили начать структурную перестройку экономики, выправление перекосов в ее развитии. Отчасти был ликвидирован дефицит товаров народного потребления, население получило возможность свободно покупать товары, которые раньше были доступны только правящей элите. Удалось ликвидировать угрозу голода, возникшую во многих районах страны в 1989-1991 гг. Вместе с тем, реформы несли в себе и негативные экономические и социальные последствия. Неизбежным следствием либерализации цен стал взрыв инфляции, которая только в первый год осуществления радикальной реформы (1992 г.) привела к росту потребительских цен сразу в 26 раз! Вместе с тем, рост зарплат и социальных выплат не компенсировал рост цен. Это привело к снижению уровня жизни населения, более половины россиян оказались за чертой бедности. Массовое явление приобрела безработица (по официальным данным – 10 млн. человек).

Прямым следствием либеральных реформ стал спад промышленного производства. Только за один 1992 г. валовой внутренний продукт сократился на 14,5 %, выпуск промышленной продукции – на 18 %, в том числе товаров народного потребления – 15 %. К 1998 г. общий объем промышленного производства уменьшился почти на 50 %, что было больше, чем в Великую Отечественную войну! Ничего не дала гражданам России и ваучерная приватизация, поскольку в условиях инфляции ваучеры быстро обесценились, большинство населения продало их за бесценок или вложило в приватизационные фонды, которые вскоре прекратили свое существование. В результате от приватизации выиграла лишь небольшая кучка людей, которая сосредоточила в своих руках значительную часть бывшего национального достояния страны. Передел собственности в ходе реформ привел к быстрому росту криминализации экономики, в результате отсутствия четкой и справедливой налоговой политики массовым стал уход предпринимателей от уплаты налогов. Теневая экономика, по официальным данным, стала составлять 40 ― 50 % . Осуществление реформ привело к огромным финансовым издержкам, резко выросла задолженность государства перед внешними кредиторами (с 79 млд. долларов в 1992 г. до 121,9 млд. – в 1994 г.).



В декабре 1992 г. в условиях массового недовольства населения курсом начатых преобразований правительство Е. Т. Гайдара вынуждено было уйти в отставку. Новым главой правительства стал В. С. Черномырдин, который продолжил либеральный реформаторский курс прежнего правительства. Предпринятые им меры по стабилизации экономической ситуации в стране в основном ограничивались поддержкой развития топливно-энергетического комплекса (нефти- и газодобывающих отраслей), вследствие чего экономика стала приобретать ярко выраженный сырьевой характер. В целях борьбы с инфляцией правительство Черномырдина сократило до минимума расходы на образование, здравоохранение, социальную сферу и в массовом порядке задерживало выплату бюджетным категориям населения зарплаты. Однако эти меры привели лишь к временным положительным результатам. В 1998 г. при правительстве нового премьер-министра С. В. Кириенко произошел резкий обвал национальной валюты – дефолт. Кириенко был отправлен в отставку. Вслед за этим во главе правительства в течение всего несколько месяцев сменилось три премьер-министра: Е. М. Примаков (сентябрь 1998 г. – май 1999 г.), С. В. Степашин (май – август 1999 г.), В. В. Путин (август – декабрь 1999 г.). Взятый ими курс реформ носил умеренно-либеральный характер.

После распада СССР в политической структуре России новые институты власти и управления соседствовали с остатками прежней советской общественно-политической системы. Отсутствие четкого разделения полномочий между ними негативно сказывалось на функционировании государственной машины, приводило к появлению безвластия, росту коррумпированности бюрократического аппарата, развитию криминальных структур. В этих условиях важнейшей задачей стало принятие новой Конституции страны. В период разработки конституционной реформы по вопросу о соотношении роли исполнительной и законодательной власти в будущем государстве возник конфликт между Президентом, с одной стороны, и Верховным Советом и Съездом народных депутатов, с другой. Ельцин и его сторонники выступали за принятие проекта, при котором Президент обладал большими полномочиями, чем парламент; их противники в Верховном Совете и Съезде народных депутатов предпочитали обратное. Это противостояние подогревалось ростом среди населения недовольства ходом реформ. Происходило укрепление политических сил, оппозиционных курсу Президента Б. Н. Ельцина и правительства.

Осенью 1993 г. противостояние между исполнительной и законодательной властью достигло своей кульминации. 21 сентября 1993 г. Ельцин издал указ о роспуске Верховного Совета, о проведении в декабре 1993 г. выборов в новый парламент и одновременно ― референдума по принятию новой Конституции. Верховный Совет во главе с председателем Р. И. Хасбулатовым расценил этот указ как попытку государственного переворота и принял постановление об отстранении его от власти. Обязанности Президента были возложены на А. В. Руцкого, до того момента занимавшего пост вице-президента РФ.

В начале октября обе стороны пошли на вооруженное столкновение в Москве. 2-3 октября 1993 г. сторонники Руцкого попытались захватить мэрию и телерадиоцентр в Останкино. В ответ Президент ввел в столице военное положение. Верные президенту войска 4 октября осадили Белый дом (резиденцию Верховного Совета) и после обстрела из танков взяли его штурмом. Руководители оппозиции были арестованы, победу одержали президентские силы. По официальным данным, в ходе столкновений погибло 145 человек, по данным оппозиции ― в несколько раз больше.

С установлением единовластия Президента начался радикальный слом действовавшей до сих пор советской общественно-политической системы. В октябре 1993 г. были принято несколько указов о реформе представительных органов власти и местного самоуправления. В соответствии с ними Советы всех уровней были ликвидированы. Их обязанности передавались в руки местной администрации и выборных дум.

12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации. Россия объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Главой государства объявлялся избираемый всенародным голосованием Президент, который избирался сроком на 4 года. Пребывание лица на высшем государственном посту не могло длиться более двух сроков подряд (8 лет). Конституция наделяла Президента широкими полномочиями. Он формировал правительство, являлся гарантом соблюдения Конституции, Верховным главнокомандующим, определял основные направления внешней политики, имел право распускать парламент и назначать досрочные выборы, издавать указы по важнейшим проблемам страны.

Одновременно с референдумом по Конституции состоялись выборы в новый законодательный орган страны ― Федеральное Собрание (парламент). Парламент состоял из двух палат. Его верхняя палата – Совет Федерации ― представляла субъекты федерации. Нижняя палата Федерального Собрания – Государственная Дума – избиралась гражданами, имеющими право голоса.

Заметным явлением в политической жизни страны в 90-е гг. стало формирование политических партий, многопартийной системы. Среди возникших партий либерально-демократической направленности наиболее значительными были: «Выбор России» (лидер Е. Т. Гайдар), «Либерально-демократическая партия» (ЛДПР) (В. В. Жириновский), «Яблоко» (Г. А. Явлинский). В 1993 г. была официально восстановлена Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) (лидер Г. А. Зюганов), ставшая центром притяжения национально-патриотических сил. По своей численности КПРФ намного превосходила формирующиеся партии либерально-демократической направленности и вплоть начала 2000-х гг. пользовалась наибольшей популярностью среди населения. В 1990-е гг. возникли также партии проправительственной направленности: блок «Наш дом ― Россия», а в конце 1999 г. – «Единство» (с 2001 г. – «Единая Россия»).

Ухудшение социально-экономического положения страны в начале 90-х гг. сопровождалось обострением национальных отношений в России. Кризисные черты в национальных отношениях проявились на нескольких уровнях: в отношениях между регионами и центральными органами власти, между отдельными народами. Значительную роль в этом играла непродуманная региональная политика федеральных властей. Втянутый в противостояние в последние годы перестройки сначала с правительством М. С. Горбачева, а затем после распада СССР с Верховным Советом Б. Н. Ельцин, чтобы снискать популярность среди региональных элит, призывал их «брать на себя» столько суверенитета, сколько они смогут «унести». В итоге, все автономные республики и области в составе России (за исключением Еврейской автономии) объявили о своем суверенитете. Тем самым в Российской Федерации оказалась 21 республика ― больше, чем было в Советском Союзе. Во многих национально-государственных образованиях усилились антирусские настроения, стремление к сепаратизму. В семи автономных республиках (Башкортостан, Татарстан, республика Саха-Якутия и др.) были приняты Конституции, которые предусматривали право населявших их народов на выход из федерации. В 1991 г. Чеченская республика открыто объявила о своем выходе из состава России и готовности с оружием в руках защищать свою независимость. Одновременно в ряде регионов обострились межнациональные отношения. В 1992 г. в Северной Осетии произошли вооруженные столкновения между жившими на ее территории осетинами и ингушами. Россия по сути дела оказалась на пороге распада.

В этих условиях в марте 1992 г. в Москве был подписан Федеральный договор, который определял отношения между субъектами Российской Федерации. Чтобы сохранить целостность государства, Федеральный центр вынужден был пойти на значительное расширение полномочий регионов и их органов власти. Однако Договор не решил всех проблем межнациональных и федеративных отношений. Чеченская республика отказалась подписать его. В декабре 1994 г. федеральное правительство ввело на территорию Чечни части регулярные армии и внутренних войск с целью «восстановить конституционный порядок». Однако вместо «мирного» подчинения республики общефедеральным законам федеральные войска вынуждены были вступить в боевые столкновения с воинскими формированиями чеченских сепаратистов. Продолжавшийся около двух лет военный конфликт в Чечне вскрыл слабость федерального правительства и ее вооруженных сил. После ряда террористических актов, совершенных чеченским боевиками в других регионах страны (захват заложников в Буденновске на территории Ставропольского края), сопровождавшихся неудачами федеральных войск в самой Чечне, российское правительство вынуждено было заключить с руководством сепаратистов соглашение о прекращении военных действий и выводе федеральных войск из республики. Но не ликвидировало конфликт. В 1999 г. незаконные воинские формирования чеченских боевиков вторглись на территорию Дагестана, намереваясь отторгнуть его из состава России. Одновременно лидеры Чечни объявили о своем стремлении создать на Кавказе мусульманское государство от «моря до моря», в которое помимо Чечни должны были войти ряд кавказских регионов России. В ответ в 2000 г. федеральные войска начали новое вторжение в Чеченскую республику. Действуя на этот раз более гибкими и решительными методами, федеральному правительству удалось склонить на свою сторону часть чеченской элиты, что позволило умиротворить республику. Избранный в 2003 г. Президентом Чеченской республики А. А. Кадыров выступил сторонником мирного, компромиссного решения проблем ее взаимоотношений с Россией. После его гибели, произошедшей в результате теракта, новый президент Чечни Р.А. Кадыров продолжил курс на сближение с Россией.

В 1996 г. на президентских выборах Президентом России на второй срок был переизбран Б. Н. Ельцин. Несмотря на крайнюю непопулярность Ельцина, его победа стала возможной благодаря тому, что значительная часть населения не хотела возврата к советским временам и социализму. Поэтому соперник Ельцина по президентской гонке лидер КПРФ Г. А. Зюганов, хотя и был более популярен, не получил достаточной поддержки для своей победы. В 1999 г. Б. Н. Ельцин подал в отставку с поста Президента страны. Временно исполняющим президентские обязанности он назначил В. В. Путина, главу правительства. На выборах в марте 2000 г. В. В. Путин был избран Президентом Российской Федерации.

С отставкой Ельцина закончился первый этап либерально-демократических реформ в России. Новому президенту приходилось действовать в сложных социально-экономических и политических условиях. В стране продолжался экономический кризис, происходил спад промышленного и сельскохозяйственного производства. Если в 30-х гг. страна переживала индустриализацию, то к концу 1999 г. в экономике по существу быстрыми темпами шел обратный процесс (деиндустриализация). В 2000 г. выпуск промышленной продукции составлял всего 57 % от уровня 1990 г. Остро стояли социальные проблемы. В 1999 г. среднедушевой доход в России составлял всего 91 % от прожиточного минимума, треть населения жила за чертой бедности. Угрожающих темпов достигла безработица (12,4 % от всего трудоспособного населения). Непосильным бременем на экономику страну ложилась внешняя задолженность, которая к началу 2000 г. достигла огромной цифры в 161 млрд. долларов.

Вместе с тем, к началу президентства В. В. Путина сложился ряд благоприятных внутренних и внешних условий для продолжения реформ. Российскими властями был накоплен значительный опыт преобразовательской деятельности, позволивший избежать в проведении новых реформ просчетов и ошибок, допущенных в предшествовавший период. В 1999 г. на выборах в Государственную Думу проправительственные движение «Единство» и партия «Отечество – Вся России» получили более трети голосов избирателей. В 2001 г. «Единство» и «Отечество – Вся Россия» объединились, создав единую проправительственную партию «Единая Россия». Тем самым впервые за все время реформ их сторонники могли опереться на большинство депутатов Государственной Думы. Это позволило правительству и парламенту перейти от конфронтации между собой к сотрудничеству, облегчило принятие важнейших законов по насущным проблемам страны. К началу 2000-х гг. в благоприятную для экономики России сторону меняется конъюнктура мировых цен на энергоносители. Резкое повышение цен на нефть на мировом рынке обеспечило приток в страну «нефтедолларов», что дало возможность правительству Путина получить в свои руки крупные финансовые средства для продолжения реформ.

В основу политики нового Президента был положен курс на укрепление российской государственности. В социально-экономической, правовой и политических сферах были проведены следующие преобразования:

1) административная реформа (2000 г.), укрепившая вертикаль власти. Территория России была разделена на семь федеральных округов, в которые направлялись полномочные представители Президента, следившие за исполнением решений федеральных органов власти на местах. Законодательство субъектов федерации было приведено в соответствие с Конституцией РФ. Из конституций всех российских республик было изъято положение об их суверенном статусе, праве выхода по своему усмотрению из состава РФ. Отношения между субъектами и Москвой отныне строились не на основе двусторонних договоров и соглашений, как раньше, а регулировались федеральными законами;

2) парламентская реформа (2000 г.). Был изменен порядок формирования верхней палаты российского парламента – Совета Федерации. Вместо руководителей субъектов федерации (губернаторов, глав республик) верхняя палата парламента стала формироваться их представителями, избираемыми местными законодательными органами. Эта мера позволила восстановить принцип разделения властей; главы регионов освобождались от излишних функций и могли сосредоточиться на работе на местах. Был упрощен порядок отзыва губернаторов по инициативе федеральных властей. В 2006 г. выборность губернаторов и глав регионов населением была заменена назначением Президентом РФ;

3) налоговая реформа (2000 г.). Она сопровождалась отказом от прогрессивного (увеличивавшегося по мере роста доходов) процента налогообложения и переходом к твердой ставке обложения доходов – 13 %. Сокращение налогов способствовало поощрению предпринимательской деятельности в стране. Реформа позволила также ликвидировать часть «теневой» экономики, увеличился объем налоговых поступлений в казну;

4) военная реформа (2000 г. – по настоящее время). Реформа направлена на реорганизацию вооруженных сил, повышение их боеспособности. С этой целью были приняты законы об учреждении альтернативной службы для лиц, по своим убеждениям отказывающихся от несения воинской службы, а также о повышении денежного довольствия военнослужащих. Началось формирование армии на контрактной основе. В будущем планируется осуществить переход к профессиональной армии. Составной частью военной программы является перевооружение армии современной военной техникой и оружием. С января 2008 г. срок службы в вооруженных силах для военнослужащих по призыву был сокращен с 1,5 лет до 1 года;

5) правовая реформа (2000 г.). Уголовное и административное законодательство приведено в соответствие с реальностями рыночной экономики. В 2001 г. был принят Земельный кодекс, закрепивший право собственности на землю и разрешивший ее свободную куплю-продажу;

6) реформа жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) (2003 г.). Она направлена на создание конкурентной среды в сфере коммунального обслуживания, а также переводе финансирования ЖКХ на рыночные условия, в первую очередь, за счет перевода большей доли расходов по содержанию жилья на непосредственных потребителей коммунальных услуг, т. е. население. Реформа завершилась неудачей, поскольку из-за низких доходов большинство граждан оказалось попросту не в состоянии полностью оплачивать коммунальные услуги по рыночным ценам;

7) создание национальных проектов (2005 г.). Их появление стало частью государственной политики по повышению качества жизни населения и решения демографической проблемы. С этой целью были выделены четыре приоритетные сферы: достойное жилье, качественное образование, доступное медицинское обслуживание, развитое сельское хозяйство, развитие и поддержка которых были признаны первоочередной задачей государства. Решение этих вопросов призвано обеспечить условия для развития так называемого «человеческого капитала» ― образованной и здоровой нации;

8) монетизация льгот (2005 г.). Замена натуральных льгот населения денежными компенсациями. Монетизация льгот была направлена на предотвращение хищений государственных средств и коррупции. Кроме того, существование натуральных льгот сдерживало проведение реформ в сфере транспорта, жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) и естественных монополий. В рамках реформы были монетизированы три вида льгот – транспорт, лекарства и санаторно-курортное лечение. Монетизация фактически закончилась провалом, так как после серии массовых актов протеста населения (в основном, пенсионеров) региональные власти вынуждены были изыскать средства по финансированию льгот из местных бюджетов.

Разумная политика руководства В. В. Путина, направленная на гибкое сочетание влияния государства с рыночными механизмами в экономике и обществе, имела определенные позитивные результаты. Был преодолен региональный сепаратизм, усилена вертикаль власти и, как следствие этого, российская государственность. Значительных успехов удалось достигнуть в наведении конституционного порядка в Чечне, в борьбе с терроризмом. Впервые с начала 1990-х гг. в экономике страны начался промышленный подъем. В 2000 – 2008 гг. валовой внутренний продукт (ВВП) вырос на 72% (в среднем 5,5% в год, что выше среднемировых показателей), промышленное производство – на 56%. Стабилизация экономической и политической ситуации благотворно сказалась на положении значительной части населения. Улучшилась ситуация с регулярной выплатой зарплат работникам бюджетной сферы, сократилась безработица. Были предприняты меры по борьбе с бедностью. По официальным данным, количество бедных в стране сократилось с 40% в 2000 г. до 14,2% в 2008 г. Эффективная бюджетная политика позволила накопить огромные золотовалютные средства ― так называемый стабилизационный фонд, достигший около 300 млд. долларов. Сократился объем внешней задолжности. Все эти меры создали прочный кредит доверия проводимой Президентом и правительством В. В. Путина политики со стороны большинства российских граждан. На президентских выборах в 2004 г. В. В. Путин был переизбран Президентом РФ на второй срок. В марте 2008 г. на выборах Президента России победу одержал Д. А. Медведев, сторонник продолжения начатого Путиным курса на укрепление российской государственности.

Вместе с тем, избранная руководством России стратегия ее развития в начале XXI в. таит в себе и опасные черты. В политической сфере такую опасность представляет наметившаяся «партизация» власти, при которой все властные полномочия сосредоточились по существу в руках только одной проправительственной партии – «Единой России», которая приписывает себе все достижения и успехи последних лет в стабилизации страны. После принятия в 2005 г. поправок в выборы в Государственную думу осложнилась возможность представления в высшем законодательном органе страны малых политических партий, были запрещены выборы независимых депутатов, не принадлежащих ни к одной из партий. От обсуждения и принятия решений по важнейшим вопросам жизни государства была оттеснена оппозиция. Все это в будущем может увеличить риск принятия российской властью поспешных и плохо продуманных решений, которые негативно скажутся на развитии страны. Серьезную обеспокоенность вызывает замена выборности губернаторов и глав республик их назначением Президентом. С одной стороны, это позволило ограничить оказываемое в корыстных целях влияние крупного бизнеса на институты власти и избавиться от некомпетентных и неспособных к управлению чиновников. С другой, ― население фактически потеряло возможность принимать участие в решении местных вопросов, распространение получило пессимистическое представление о том, что за людей все «заранее решают наверху власти» и потому не надо ничего делать. Все это затрудняет построение в стране подлинного демократического общества, основанного на высокой активности народных масс, замедляет преодоление социально-экономических и политических трудностей, успешное решение которых возможно только при совместных усилиях общества и государства. Несмотря на определенные позитивные сдвиги, много проблем остается в экономике. По-прежнему остро стоит проблема бедности. В начале XXI в. проблемой номер один стала демографическая проблема.

Распад СССР изменил положение России на международной арене, ее политические и экономические связи с внешним миром. Значительное влияние на внешнюю политику Российского государства в 90-е гг. XX в. оказывало то, что Россия выступала в отношениях с другими странами в качестве правопреемника СССР. Это позволило сохранить России членство в Совбезе ООН и, тем самым, свое влияние в международных отношениях. В основу внешней политики РФ в период президентства Б. Е. Ельцина легла так называемая «доктрина Козырева», тогдашнего министра иностранных дел А. В. Козырева (1991-1996). В ее основе находилось убеждение, что ценой серьезных уступок Западу России удастся установить с США и со странами Европы партнерские отношения и обеспечить получение финансовой помощи для своего экономического возрождения. Эта тенденция привела к потере Россией собственной инициативной политики, ее внешняя политика фактически вошла в фарватер внешней политики США. Ее деятельность стала осуществляться в ущерб национальным интересам страны. В начале 90-х гг. РФ вынуждена была в одностороннем порядке вывести свои военные базы с территории стран Восточной Европы и Прибалтики и согласиться на полную ликвидацию наиболее мощных советских ракет – СС-18. В ответ руководство НАТО дала российскому руководству гарантии, что не будет расширять альянс на восток за счет включения в него бывших членов ОВД и республик бывшего СССР. В 1994 г. Россия и большинство бывших советских республик присоединились к программе НАТО «Партнерство во имя мира», призванной преодолеть отчуждение между Западом и Востоком Европы. Однако уже вскоре гарантии России со стороны НАТО были нарушены, в 1994 – 2008 гг. в этот военно-политический союз вошли не только большинство восточноевропейских государств, бывших союзников СССР (Венгрия, Польша, Румыния, Болгария, Чехия), но и три прибалтийские республики самого бывшего СССР (Литва, Латвия, Эстония). Наметилось сближение с североатлантическим альянсом, а в перспективе и вступление в него также Украины и Грузии. Влияние России в Восточной Европе и Прибалтике фактически оказалось сведено к нулю, военная угроза возникла в непосредственной близости от ее границ.

Наряду с неудачами, России удалось в эти годы добиться и некоторых успехов. В 1996 г. Россия была принята в Совет Европы. Тем самым наметилось ее сближение со странами ЕС, являющимися ее важнейшими торговыми партнерами. Россию стали приглашать к участию в ежегодных совещаниях лидеров «семерки» ведущих стран мира (США, Великобритании, ФРГ, Канады, Италии, Франции, Японии), где обсуждаются основные проблемы развития мира. В итоге «семерка» превратилась в «восьмерку».

После отставки Козырева в 1996 г. внешняя политика РФ стала носить более осмысленный характер. Постепенно стали определяться ее основные цели и задачи. Важнейшим направлением внешней политики России стало поддержание в международных отношениях баланса интересов, формирование многополярного и многополюсного мира, в котором важнейшие решения принимались бы совместно рядом ведущих стран мира. Эта задача стала особенно актуальной после терактов в 2001 г. в США, в результате которых мир столкнулся с проблемой международного терроризма. Возникло осознание того, что справиться с этой «чумой» XXI в. можно только совместными усилиями всего мирового сообщества.

Наряду с отношениями с США и Западом важное место во внешнеполитической деятельности России в конце XX – начале XXI в. отводилось развитию отношений со странами Содружества Независимых Государств. Основное внимание российское правительство уделяло на первых порах сохранению единого экономического и политического пространства между бывшими советскими республиками в рамках СНГ. По его инициативе был создан Межгосударственный комитет стран Содружества с центром пребывания в Москве. Между шестью государствами, членами СНГ был заключен Договор о коллективной безопасности, разработан и утвержден Устав СНГ. В ущерб своим экономическим интересам Россия поставляла своим партнерам по Содружеству энергоносители (нефть, газ) по ценам ниже мировых, взяла на себя охрану их границ, согласилась с включением в состав бывших республик СССР исконно российских территорий, переданных им из состава России в советский период (например, Крыма Украине в 1954 г.). Однако эти расчеты на сближение не оправдались. Большинство государств СНГ, в том числе во многом и сама Россия, приоритетными считали развитие социально-экономических и политических отношений с развитыми государствами Запада, а вовсе не внутри Содружества. Усилилось стремление ряда членов Содружества к вступлению в НАТО. В ущерб политическому единству СНГ внутри Содружества сложилось несколько союзов между отдельными республиками: ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия), Союзное государство Россия – Белоруссия (1997 г.). Сегодня становится все более очевидным, что сохранение СНГ как сильной политической организации скорее всего невозможно. Поэтому на первый план выходит задача по формированию единого экономического пространства между бывшими республиками СССР в рамках СНГ. Однако этот процесс пока тоже далек от своего завершения.

На исходе первого десятилетия XXI в. перед Россией по-прежнему остро стоит выбор поиска ее геополитической самоидентификации, определения своего места и роли в современном мире. Задача сменившего в марте 2008 г. правительство Президента В. В. Путина нового российского руководства во главе с Президентом Д. А. Медведевым состоит в том, чтобы, опираясь на предшествовавший исторический опыт страны, обеспечить поступательное развитие России вперед, превратить ее в сильную державу, пользующуюся уважением на международной арене...


 

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал