Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Жизнь из дзадзэн

1) Жить Путь Будды

 

Когда Догэн Дзэндзи говорит о Пути Будды, то он имеет в виду все дела повседневной жизни. В Сёбогэндзо он подробно объясняет, как монах должен совершать свою нужду. Он также был в Японии первым, кто писал о том, как надо мыть лицо или чистить зубы. При этом он пишет о различных подробностях и, например, призывает нас не использовать больше воды, чем нужно, и не делать даже эту воду более грязной, чем это необходимо. Сегодня, спустя 700 лет, для нас очень актуален данный вопрос. В своих наставлениях по поводу кухни Догэн говорит, что монахи должны обращаться с рисом и овощами так почтительно, как будто бы они были самим Буддой. Потому что для Догэн Дзэндзи сама повседневная жизнь и есть Путь Будды. Он призывает нас жить Путь Будды. Он не любил, когда люди говорили о "школе Дзэн", поскольку Пути Будды нельзя учить в школе. Дзэн выражается в жизни. Все сложные теории, которым мы при этом научились, только представляют собой препятствие.

Как-то раз Иккю (1394-1481, Иккю был эксцентричным монахом Дзэн, позднее он стал настоятелем монастыря Дайтокудзи в Кёто. О нём существует множество анекдотов, в которых он обычно играет роль озорного бунтаря) путешествовал по стране с одним горным аскетом, когда перед ними вдруг появилась дикая собака и начала на них лаять. Аскет попросил Иккю успокоить собаку. На что тот ответил, что лучше, если аскет сам попробует сделать это первым. Аскет начал бубнить всякие магические заклинания, которые он знал, но собака стала лаять даже ещё громче. А что сделал Иккю, когда тот, наконец-то, сдался? Он достал из мешка немножко риса и дал его собаке, которая сразу же замолчала. Таким образом он показал, насколько реалистичным должен быть Дзэн. Речь идёт не о теориях.

В Бэндова Догэн говорит: "Не важно, насколько поверхностно или глубоко твоё учение. Вопрос в том, истинна твоя практика или нет".

Форма нашей практики должна быть аутентичной. Истинна наша практика или нет, зависит от того, двигаем ли мы нашими мускулами согласно учению или нет.

2) Истинная практика

 

Если твоё отношение в жизни чистое, то ты, несомненно, чистый человек. Если твоё отношение подлое, то из тебя выйдет подлый человек. Если ты украдёшь даже "совсем немножко", то всё равно станешь целым вором. И, наоборот, ты становишься целым Буддой в то мгновение, когда живёшь хотя бы чуть-чуть как Будда. Это секрет нашей школы: Практика и доказательство — единое целое.

Мы — это кусок мяса, который становится 5 футов высотой и доживает до 50 лет. То, как мы обращаемся с этим куском мяса, определяет пробуждённые мы люди или заблуждающиеся. Если мы не будем внимательными, то этот кусок мяса не делает ничего кроме как бегать за едой, деньгами, сексом и славой. Не то, чтобы мы не поняли учение. Но когда речь идёт о собственной жизни, то иллюзии тянут нас в противоположном направлении. Сегодня учение Будды тянет тебя в одну сторону, а завтра твои иллюзии в другую. В нашей практике речь идёт о том, чтобы использовать это тело таким образом, как будто бы оно было телом Будды. Это означает сделать один шаг вперёд, находясь на вершине столба (В одной знаменитой истории Дзэн мастер сказал своему ученику сделать один шаг вперёд, когда тот находится на вершине столба, высотой в 100 футов. Здесь речь идёт о том, чтобы в любой ситуации в жизни стараться изо всех сил, ни на секунду не задумываясь над вопросом "А что это лично мне принесёт?"). Когда речь идёт о нашем удовольствии, то мы охотно готовы потратить деньги. Но другое дело тратить деньги на более высокие цели: тут мы вдруг становимся жадными. Учением Будды не украшают своего тела. Наоборот: мы должны бросить это тело в учение Будды, чтобы оно могло использовать его для своих целей. Сатори не витает в облаках. Твёрдо стоя обеими ногами в жизни, удостовериться в этой жизни и сделать её наполненной, счастливой жизнью — это сатори.



Практика означает бросить своё тело в дом Будды. Когда ты практикуешь дзадзэн, то будь с дзадзэн единым целым. Когда ты читаешь сутры, то будь единым целым с сутрами. Если ты отдыхаешь, то будь единым целым с отдыхом. Но когда мы на самом деле живём этим мгновением? Обычно мы не находимся в нём, и поэтому живём, витая в облаках. Когда мы отдыхаем, то думаем о работе. На работе мы думаем об отдыхе. Когда мы дарим кому-нибудь что-то, то уже думаем над тем, что получим за это. Когда нам дарят что-либо, то мы думаем, что должны тоже подарить что-нибудь взамен. Не так легко просто работать во время работы, просто сидеть во время сидения, просто давать, когда даёшь, и просто принимать, когда принимаешь. Бросить себя в дом Будды означает следовать учению Будды и в любой момент делать именно то, что ты делаешь. Просто делать.



3) Дзадзэн — это не что-то необычное

 

Некоторые люди считают, что дзадзэн — это нечто особенное. Они думают, что сатори позволит им делать какие-нибудь фокусы. С самого начала тебе должно быть ясно, что было бы опасной ошибкой считать, что практика дзадзэн делает нас особенными людьми. Если ты стреляешь из ружья, то промахнёшься, если ствол отойдёт от цели хотя бы на миллиметр. Поэтому тебе должно быть совершенно ясно, почему мы практикуем дзадзэн. Ты хочешь выиграть спор даже против самого умного профессора? Или же считаешь, что дзадзэн поможет тебе стать великим аскетом, для которого голодание и целибат мелочи? Ты хочешь, чтобы тебя не касалось ни счастье, ни несчастье? Или желаешь разгадывать одну загадку за другой?

В дзадзэн, который практикую я и который я советую другим, речь идёт не о достижении трансовых состояний и не о каких-нибудь фокусах. Речь идёт о практике простого сидения, которую Догэн Дзэндзи объясняет в Фукандзадзэнги, главах Сёбогэндзо "Дзаммай-о-дзаммай", "Дзадзэнсин" и "Дзадзэнги", Сёбогэндзо Дзуймонки или Гакудоёдзинсю. Его ученик Эдзё посвятил этому дзадзэн Камё-дзодзаммай, Кэйдзан Дзэндзи написал о нём Дзадзэн-ёдзинки, а Мэндзан осё Дзидзююдзаммай (1683-1792. Он открыл в течение нескольких столетий почти полностью забытые работы Догэна и написал многочисленные комментарии на его учение. Таким образом Мэндзан реформировал школу Сото своего времени, чья практика превратилась в пустой ритуал. И сегодня Мэндзан считается рядом с Догэном одним из самых важных представителей японского Сото-Дзэн). Если ты действительно интересуешься дзадзэн, то должен изучать эти тексты.

В начале Дзадзэнги Догэн Дзэндзи пишет: "Практика Дзэн — это дзадзэн".

После этого он объясняет, как практиковать дзадзэн. И форма, и содержание этой практики есть единое целое с Буддой. Поэтому я часто говорю, что речь идёт о том, чтобы настроить длину наших волн на Будду. Это как с радио: даже если у тебя самая новая и дорогая модель — если частота неправильная, то нет приёма. Искусство дзадзэн состоит в том, чтобы настроить приём на Будду. Для этого важно практиковать правильную форму. И если мы поступаем таким образом и придаём этому мешку мяса, который называем своим "я", правильную форму, то одним прыжком становимся Буддами. В то мгновение, когда форма правильная, мы становимся Буддами. И наоборот, даже Шакьямуни не смог бы достичь своим учением такого количества людей, если бы он жил свою жизнь как пустая бутылка от вина, которая дрейфует на воде. Его отношение к жизни нельзя отделить от его учения, силу своей жизни он черпал из позы сидения дзадзэн. Можно сказать, что дух этого учения лежит в форме. Форма — это дух, отношение — это Путь. Этот Путь манифестируется в простом сидении, и сатори светит в нашей практике без того, чтобы мы даже на одну секунду задумывались над тем, что хотим иметь его. Сатори — это обратная сторона практики простого сидения.

В Гакудоёдзинсю Догэн Дзэндзи пишет: "Практика начинается посреди иллюзии, ты достигнешь доказательства до того, как заметишь это".

То, что называется здесь "посреди иллюзии" — это наше тело. Это тело может стать пьяницей, оно может стать вором, оно может всё глубже и глубже погружаться в иллюзию. Этим телом, которое всё глубже и глубже погрузилось в иллюзию, мы встречаем дзадзэн. Мы начинаем дзадзэн этим куском мяса, этим мешком, полным иллюзий. Что не значит, что этот мешок мяса, настолько глубоко погружённый в иллюзию, вдруг перестаёт существовать. Просто этот мешок мяса со всеми своими иллюзиями становится Буддой, когда он практикует дзадзэн.

4) Дзадзэн — это Путь Будды

 

Ещё один важный пункт: Иногда люди делают вид, как будто бы школа Дзэн присвоила себе практику дзадзэн. То, что это неправильно, можно заметить уже на том примере, что Догэн Дзэндзи не любит выражение "школа Дзэн". Во многих местах в Сёбогэндзо он подчёркивает, что не собирается основывать в Японии новую так называемую школу Дзэн. Для Догэна практика дзадзэн была практикой всех Будд и патриархов. В этой практике манифестируется не какое-нибудь "учение Дзэн", а учение Будды Шакьямуни и его последователей на Пути. И мы сегодня должны обладать таким же широким взглядом. Когда мы говорим о том, что "просто сидим", то должны понимать, что это практика, которая передавалась до сегодняшнего дня от Будды к Будде, от патриарха к патриарху. В нашей практике дзадзэн должна манифестироваться жизнь Будды.

В Камёдзодзаммай Эдзё Дзэндзи объясняет, что кроме дзадзэн Будд и патриархов также существует и дзадзэн шести миров. Дзадзэн обитателей ада, дзадзэн голодных духов, животных, дерущихся демонов, людей и небесных существ (Утияма роси объясняет этот дзадзэн как различные аспекты неправильно понятого дзадзэн в нашем человеческом мире. Дзадзэн ада мы практикуем, когда сами не понимает, по какой причине должны терпеть боль в ногах. Голодными духами мы становимся, когда постоянно думаем о том, что хотим заполучить сатори, даже не понимая, что это вообще такое. Звериный дзадзэн — это дзадзэн в ожидании следующей еды. Будучи дерущимися демонами, мы считаем, что во всех наших проблемах виноваты другие: "Я не могу сконцентрироваться, потому что мой сосед постоянно втягивает сопли!". Дзадзэн заурядных людей имеет своей целью расслабиться и сделать что-нибудь хорошее для здоровья. Небесные существа просто любят довольными сидеть в тишине. Но и это не настоящий дзадзэн, поскольку если мы не понимаем, что дзадзэн не ограничивается подушкой, а манифестируется во всех наших повседневных делах, то только убегаем от реальности). Эдзё Дзэндзи призывает нас не путаться с этими шестью формами дзадзэн, а сидеть вместо этого как Будда. То есть недостаточно сидеть как-то. Нужно сидеть как Будда. Существуют и ещё более больные формы дзадзэн: дзадзэн попрошайки, одинокой лисы или умного профессора. Некоторые держат перед собой дзадзэн как морковку перед носом, другие делают из него бизнес, а третьи предметом философии или же просто рассматривают его как возможность спокойно вздремнуть. Смотри, чтобы ты не заразился!

 


Всё пусто


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал