Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика основ конституционного строя

 

В гл. 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя» закреплены правовые основы общественного уст­ройства страны. В завершающей первую главу Конституции РФ ст. 16 записано, что никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституци­онного строя РФ.

Основы конституционного строя РФ услов­но можно разделить на следующие группы: - государственного устройства - государственные ос­новы;

- политической системы - политические основы;

- экономической системы - экономические основы;

- социальной системы - социальные основы;

- правовой системы - правовые основы;

- правового статуса личности.

1. Основы государственного устройства конституционного строя РФ, это:

- по форме правления РФ - республика;

- по форме территориально-государственного устрой­ства РФ - федерация;

- по форме государственного режима РФ - демокра­тическое государство;

- в РФ гарантируется местное самоуправление, орга­ны которого не входят в систему органов государственной власти;

- Российская Федерация - суверенное государство;

- территория РФ целостна и неприкосновенна.

2. Политические основы. Среди политических основ конституционного строя РФ, относящихся к осуществлению государственной власти можно назвать следующие:

- народ - носитель суверенитета и единственный ис­точник власти, он осуществляет свою власть непосредственно (на референдуме, на свободных выборах, в других формах) через органы государственной власти и через органы мест­ного самоуправления;

- государственную власть в РФ осуществляют Прези­дент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Го­сударственная Дума), Правительство РФ и федеральные суды;

- государственную власть в субъектах РФ осуществ­ляют образуемые ими органы государственной власти;

- государственная власть разделена на законодатель­ную, исполнительную и судебную;

- органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны;

- предметы ведения и полномочия органов государствен­ной власти РФ и органов государственной власти ее субъек­тов разграничены (Конституцией РФ, Федеративным дого­вором 1992 г. и иными договорами о разграничении предме­тов ведения и полномочий);

- захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по закону;

- Российская Федерация - светское государство (ни­какая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом);

- идеологическое многообразие, при кото­ром никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;

- политическое многообразие и многопар­тийность, при которых все общественные объединения рав­ны перед законом.



Народовластие как основа конституционного строя и формирования социального государства.

В РФ единственный источник власти - народ. Народовластие - волеизъявление народа в управлении государством непосредственно или через представителей, которое осуществляется сво­бодно народом, но в соответствии с требованиями закона, его суверенной волей и интересами госу­дарства. В РФ власть легитимируется и контроли­руется народом, гражданами РФ. Местное самоуправление (ст. 12 Конституции в РФ) относится к числу важнейших проявлений демократизма государства и представляет собой право и способность населения муниципальных образований (городских, сельских поселе­ний и других территорий) осуществлять в рамках закона самостоятельно, под свою ответст­венность и в собственных интересах решение вопросов местного значения, его органы не входят в систему органов государственной власти.

Элементы народовластия в РФ:

1) коллектив­ный субъект - граждане РФ;

2) объект - власть.

Формы народовластия:

1) непосредственная (прямая) демократия;

2) представительная (косвен­ная) демократия.

1. Непосредственное народовластие - это пря­мое волеизъявление народа или его части по раз­решению важнейших для государства вопросов ре­гулирования общественной жизни.

Виды непосредственной демократии:

1) ре­ферендум;

2) выборы;

3) мирные собрания, митин­ги, демонстрации, шествия, пикетирования и т. п.;

4) народная правотворческая инициатива в органы местного самоуправления, инициатива граждан по проведению референдума;



5) индивидуальные и коллективные обращения граждан в государствен­ные органы и органы местного самоуправления.

Конституционные гарантии народовластия - выборы в РФ проводятся на осно­ве:

1) всеобщего;

2) равного;

3) тайного голосова­ния.

В зависимости от содержания инсти­туты прямой демократии могут быть:

1) способ принятия обязательного и окончательного решения (свободные выборы, референдум);

2) фор­мами выражения народного мнения, имеющими консультативное, но необязательное значение для принятия решения органами власти (митинги, демонстрации, обсуждение проекта закона и т. д.

2. Представительная демократия (народовла­стие) - это осуществление власти народом через представительные органы государственной власти и местного самоуправления.

Органы представительной демократии:

- высшие коллегиальные органы законода­тельной власти (Государственная Дума ФС РФ, пар­ламенты субъектов РФ, городские думы и т. д.);

- единоличные органы (Президент РФ, президен­ты республик в составе РФ, губернаторы краев, обла­стей и автономий, мэры городов и т. д.).

В зависимости от непосредственности волеизъяв­ления граждан и влияния его на управление властью в формировании органов власти выделяются пред­ставительства народа различных степеней:

1) органы, прямо избираемые народом (Государ­ственная Дума, Президент РФ и др.);

2) органы, об­разуемые представительными органами первой степени (Правительство РФ, Уполномоченный по правам человека);

3) органы, формируемые предста­вительными органами второй степени (Счетная па­лата и др.) и т. д.

Формы косвенного народовластия:

1) обсуж­дение проектов законов и других важнейших во­просов общественной жизни государства;

2) народ­ная правотворческая инициатива в законодательные органы РФ;

3) участие граждан в управлении общест­вом через органы местного самоуправления, обще­ственные организации, сходы и собрания граждан;

4) индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления по всем вопросам.

Референдум.

Высшим непосредственным выражением власти наро­да наряду со свободными выборами является референдум. Референдум - это способ принятия гражда­нами решений по наиболее важным вопросам государствен­ной и общественной жизни путем всеобщего голосования. Референдум проводится на всей территории России, на основе принципов: всеобщего голосования; прямого голосования; равного голосования; тайного голосования.

В зависимости от времени проведения рефе­рендумы делятся на:

1) превентивный (дозаконодательный);

2) утверждающий (послезаконодательный).

По порядку проведения могут быть референ­думы:

1) обязательные;

2) факультативные.

Виды референдума в зависимости от террито­рии:

- всероссийский референдум (он проводится по вопросам общефедерального значения на осно­вании решения Президента РФ);

- референдум субъекта РФ (он проводится по вопросам ведения соответствующего субъекта РФ или совместного ве­дения РФ и субъектов РФ, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией РФ и федеральным законом);

- местный референдум (он проводится по вопросам местного значения, находящимся в веде­нии органов местного самоуправления).

Исключается проведение референдума:

a) в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории РФ, и в течение трех месяцев после их отмены;

б) повторно в течение года после дня официального обнародования результатов референдума с такой же по со­держанию или по смыслу формулировкой вопроса.

Политическая система - совокупность институтов, ока­зывающих какое-либо влияние на осуществление государственной власти, а также характер взаимоотношений между этими институтами.

К ним относятся:

- государственные институты (парламент, правитель­ство и др.);

- общественные институты (политические партии, другие общественные объединения и др.);

- иные (средства массовой информации и др.).

Важным элементом политической системы РФ являют­ся общественные объединения, посредством которых граж­дане принимают участие в решении государственных и об­щественных дел.

Конституционные основы их правового положения следующие:

- каждый имеет право на объединение, включая пра­во создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов;

- никто не может быть принужден к вступлению в ка­кое-либо объединение или пребыванию в нем;

- гарантируется свобода деятельности общественных объединений;

- запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни;

- общественные объединения равны перед законом.

Деятельность общественных объединений регулирует­ся федеральными законами.

Граждане вправе:

1. создавать общественные объединения без предвари­тельного разрешения властей;

2. вступать в них на условиях соблюдения их уставов;

3. выходить из них беспрепятственно.

Учредителями общественного объединения (их дол­жно быть не менее трех) могут быть совершеннолетние граждане и общественные объединения, которые на своем собрании, съезде или конференции принимают устав объе­динения, формируют его руководящие и контрольные ор­ганы. Членами общественного объединения могут быть граждане и общественные объединения, которые вступают в него по заявлению и приобретают права (избирать, изби­раться, контролировать избранных) и обязанности (платить членские взносы, принимать в чем-то участие и др.). Участниками общественного объединения могут быть граждане и общественные объединения, принимающие уча­стие в его деятельности или отдельных акциях без обяза­тельного оформления своего участия, если иное не пре­дусмотрено уставом объединения. Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет, а детских - достигшие 8 лет. Право юридического лица приобретают только заре­гистрированные общественные объединения, а политичес­кие объединения подлежат регистрации в обязательном порядке. При этом регистрируются:

- общероссийские (действующие на территории более половины субъектов РФ) и международные в Мин­юсте РФ;

- межрегиональные (действующие на территории менее половины субъектов РФ) - в органе юстиции топ субъекта РФ, в котором находится руководящий орган объединения; - региональные (действующие на территории одно­го субъекта РФ) и

- местные (действующие в пределах тер­ритории муниципального образования) — в органе юсти­ции соответствующего субъекта РФ.

Основные виды общественных объединений:

- политические партии (выражают политическую волю своих членов и реализуют ее через своих представителей, избранных в органы власти);

- массовые движения (преследуют политические и иные цели, не имея фиксированного членства);

- профессиональные союзы (представляют и защища­ют интересы своих членов во взаимоотношениях с государ­ственными органами, хозяйственными организациями и ины­ми объединениями);

- организации (женские, молодежные, детские, вете­ранов, инвалидов и др.); = общества (научные, технические, культурные, спор­тивные и др.);

- союзы (творческие, ветеранские и др.);

- землячества.

Организационно-правовые формы общественных объе­динений:

- общественная организация - основанное на член­стве общественное объединение, созданное для защиты об­щих интересов и достижения уставных целей на основе со­вместной деятельности;

- общественное движение - состоящее из участни­ков и не имеющее членства массовое общественное объе­динение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые его участ­никами;

- общественный фонд - не имеющее членства общественное объединение, формирующее имущество за счет добровольных взносов, а также иных поступлений, не зап­рещенных законом, и использующее его в общественно полезных целях, предусмотренных уставом фонда;

- общественное учреждение - не имеющее член­ства общественное объединение, ставящее своей целью ока­зание конкретного вида услуг, отвечающих интересам его участников и уставным целям объединения;

- орган общественной самодеятельности - не име­ющее членства общественное объединение, целью которо­го является совместное решение социальных проблем, воз­никающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей нео­граниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достиже­нием уставных целей объединения.

Политические общественные объединения - обще­ственные организации и движения, в уставных целях кото­рых закреплены участие в выборах в органы власти, учас­тие в организации и деятельности этих органов.

Полити­ческим не может быть признано общественное объеди­нение:

a) зарегистрированное в качестве профсоюза, религи­озной или благотворительной организации, национально-культурной автономии;

б) созданное для реализации неполитических интере­сов;

в) преследующее цели извлечения прибыли и распределения ее между своими членами и (или) учредителями;

г) допускающее в соответствии со своим уставом при­надлежность к нему граждан только по профессионально­му, национальному, этническому, расовому или конфессиональному признаку, лиц, не имеющих права принадлежать к политическим общественным объединениям, а так­же иностранных лиц;

д) неполитический характер, которого, специально ого­ворен федеральным законом.

Религиозное объединение. В соответствии с ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. религиозное объединение - добровольное объединение граждан, иных лиц постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповеда­ния и распространения веры и имеющее следующие при­знаки:

- вероисповедание;

- совершение богослужений, других религиозных об­рядов и церемоний;

- обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Создание религиозных объединений в государственных и муниципальных органах и организациях запрещается.

Религиозные организации подразделяются на местные (имеющие не менее десяти участников, достигших 18 лет и проживающих постоянно в одной местности) и централи­зованные (включающие не менее трех местных). Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан РФ, объединенных в рели­гиозную группу, у которой имеется подтверждение ее су­ществования на данной территории на протяжении не ме­нее 15 лет.

3. Экономические основы.

В качестве экономической основы конституци­онного строя Российской Федерации выступает социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляется на основе рыноч­ных отношений (ст. 8 Конституции РФ).

Экономические основы конституционного строя РФ включают:

- разнообразие и равенство всех форм собственности (государственная, муниципальная, частная и иные);

- свобода экономической деятельности и свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств предполагает: возможность беспрепятственного создания и преобразования предприятий, распо­ряжения продуктами своей деятельности с целью извлечения прибыли; свободу торговли, банковской и биржевой деятельности, создание хо­зяйственных объединений;

- добросовестная конкуренция и ее поддержка государством - выражается в подавлении монополизма и монополисти­ческих тенденций в борьбе за получение прибыли (ч. 2 ст. 34 Конституции РФ) и включает разгосударствление, приватиза­цию и акционирование предприятий, специальные антимонопольные меры, стимулирова­ние инвестиционной активности.

- единство экономического пространства - означает свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал