Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и сущность государственного управления, его функции и принципы.

Государственное управление – существует несколько подходов к определению понимания государственного управления.1. Широкое понимание – это регулирующая деятельность государства в целом, т.е. деятельность по управлению представительной (или законодательной) органами власти, органами исполнительной власти, суда и прокуратуры.2. Узкое понимание – это административная деятельность органов исполнительной власти. Сюда относится практическая деятельность Президента, Правительства, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов и т.дГосударственное управление характеризуется следующим: а) при непосредственном его осуществлении реализуются интересы государства; б) объектом его воздействия является все организованное общество в целом; в) функции управления реализуются социальными субъектами, формируемыми по воле государства; г) такие субъекты управления действуют от имени государства; д) для реализации своих полномочий они наделяются государственной волей (властью).В административном праве понятие государственного управления рассматривается в узком смысле. Среди характерных признаков государственного управления могут быть выделены следующие: • государственное управление представляет собой особый вид деятельности по осуществлению государственной исполнительной власти; • государственное управление осуществляется специальными органами государственной исполнительной власти, которые создаются государством и образуют систему органов государственного управления;• исполнительный и распорядительный характер управленческой деятельности; • юридически-властный характер управления: реализуется от имени государства и наделяется властными полномочиями.Функции государственного управления подразделяются на: общие, обеспечивающие, специальные.Общими функциями управления являются: сбор, обработка (анализ), хранение информации; прогнозирование; планирование; организация; распорядительство; координация, взаимодействие; контроль и учет.Обеспечивающими функциями управления, которые выполняются всеми без исключения органами и необходимы для нормальной деятельности этих органов, являются: кадровая; материально-технического обеспечения; финансирования и др. вспомогательные функции.К специальным функциям относятся: специализированный контроль ГИБДД, санитарно-эпидемиологический надзор, фитосанитарный надзор, ветеринарный надзор и др.Принципы государственного управления – основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе управленческой деятельности и раскрывающие ее сущность. (3)Система принципов государственного управления: - социально-правовые (общие) принципы; -организационные принципы.К социально-правовым принципам относятся: демократизм (решении основных вопросов государственной жизни путем референдума), разграничение полномочий, централизм (подчиненности нижестоящих органов вышестоящим), законность, объективность, научность, планирование и учет. К организационным: отраслевой, территориальный и функциональный, т.е. принципы построения аппарата управления.



 

 

2. Система государственного управления.Система государственного управления формируется под влиянием различных факторов, например, уровня развития данного общества, состояния политической культуры, политических традиций, господствующих форм религии, конкретной исторической ситуации и даже территориально-географических условий страны. Система государственного управления – это сложное образование, состоящее из нескольких подсистем, которые являются самостоятельными, но взаимосвязанными между собой, социальными системами. Это: система управляющая (субъект); система управляемая (объект); коммуникативная система – система взаимодействий между элементами управляющей и управляемой системы: прямые и обратные связи, вертикальные и горизонтальные, подчиняющие и поддерживающие и т.д. Рассмотрим структуру управляющей системы. Если взять вертикальный срез, то ее можно представить в виде двух подсистем: подсистема А, осуществляющую публичное управление обществом и реализующую власть в масштабах государства всеми тремя ветвями власти. Она призвана определять цели, задачи, стратегию развития общества, обеспечивать национальный суверенитет, отстаивать национальные интересы на международной арене;подсистема Б - государственно-административную, выполняющую функции по управлению повседневными делами в конкретных областях общественной жизни. Она призвана осуществлять государственную деятельность по управлению делами государства, в рамках которой практически реализуется исполнительная власть, ее органов и должностных лиц на всех уровнях государственно-административного устройства: федеральном (центральном), региональном и местном, т.е. речь идет об исполнительной власти. Отметим особенности исполнительной власти:во-первых, она означает право и возможность, принуждать, повелевать, подчинять своей чужую волю; во-вторых, она имеет исполнительское предназначение; в-третьих, она осуществляется особой системой многочисленных государственных органов.То есть, исполнительную власть можно рассматривать в трех аспектах: компетенционном, функциональном и структурном, которые тесно взаимосвязаны. В каком бы аспекте она не рассматривалась, все равно предполагается наличие и других частей. Право, возможность принуждать (компетенционный аспект) ничто без соответствующих органов (структурный аспект), которые могут получить реальное воплощение только при осуществлении исполнительской деятельности (функциональный аспект). Все три аспекта в равной мере раскрывают суть исполнительной власти.На уровне подсистемы «А» исполнительная власть представлена правительством, на уровне подсистемы «Б» - сложной иерархической системой административных органов разных уровней. Это наиболее сложная и многогранная часть государственного аппарата, которая концентрирует в своих руках практически всю управленческую информацию и важнейшие средства государственного управления.



 

 

3. Социально-правовые и организационные принципы управления.Принципы государственного управления – основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе управленческой деятельности и раскрывающие ее сущность. Принципы делятся на общие (социально-правовые) и организационные.Общие (социально-правовые) принципы: • демократизм – народ выступает единственным источником власти; он осуществляет власть как непосредственно, так и через органы исполнительной власти; контроль за деятельностью органов исполнительной власти осуществляется органами законодательной и судебной власти, прокуратуры, а также населением (общественный контроль); • законность – деятельность органов исполнительной власти должна строиться на основе точного и неукоснительного соблюдения и исполнения Конституции и законов;• объективность –адекватное восприятие происходящих процессов, установка существующих закономерностей и учет их при принятии управленческих решений и их реализации; • научность – применение научных методов сбора, анализа и хранения информации, учета научных наработок в ходе принятия и реализации управленческих решений; • конкретность – осуществление управления должно строиться с учетом конкретных жизненных обстоятельств, т. е. в соответствии с реальным состоянием объекта управления и ресурсом субъекта управления; • разделение властей – подразделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; • федерализм – деятельность органов исполнительной власти строится на основе нормативного закрепления разграничения компетенции и предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ; • эффективность – достижение целей управленческой деятельности должно осуществляется при минимальных затратах сил, средств и времени.Организационные принципы: • отраслевой – осуществление управленческой деятельности, организация системы управления строится с учетом общности объекта управления, который образует определенную отрасль (управление промышленностью, транспортом); • территориальный – формирование системы управления основывается на территориальной основе (административно-территориальном делении); • линейный – тип организации служб и подразделений, осуществляющих исполнительно-распределительную деятельность, при котором руководитель в пределах своей компетенции обладает по отношению к подчиненным всеми правами распорядительства; • функциональный – органы и аппараты исполнительной власти осуществляют общие подведомственные функции управления (финансы, статистика, занятость и т. д.); • двойного подчинения – сочетание начал централизованного руководства с учетом территориальных условий и состояния объекта управления; • сочетание единоначалия и коллегиальности – наиболее важные вопросы, касающиеся основополагающих аспектов управленческой деятельности, принимаются коллегиально, а оперативные, текущие, не требующие коллегиального рассмотрения, решаются единолично.

 

4. Понятие, предмет и система административного права.Административное право - отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.Предмет административного права регулирует общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в рамках реализации исполнительной власти. Субъектами таких отношений выступают представители исполнительной власти, с одной стороны, с другой - они же или граждане, государственные (негосударственные) предприятия, учреждения, организации, общественные объединения, профсоюзы и другие субъекты права.Предмет отрасли административного права включает в себя изучение сущности исполнительной власти, осуществляющей государственное управление, видов административно-правовых норм, источников и системы этой отрасли права, отношений, регулируемых нормами административного права, их взаимосвязей и развития, правового статуса субъектов и объектов государственного управления, правовых форм и методов управления, вопросов административной ответственности и способов обеспечения законности в сфере исполнительной власти, проблем отраслевого, межотраслевого и территориального управления.Админ.право представляет собой систему, состоящую из институтов и норм админ. права. Общая часть устанавливает общие институты АП.: предмет и метод АП, админ.-правовые нормы и отношения, субъекты АП, админ.-правовые формы и методы деятельности субъектов гос.управления, админ. ответственность, админ.-процессуальное право. Особенная часть АП определяет организацию гос.управления в различных сферах гос.деятельности – в экономике, соц.-культурной, админ-политической. В рамках указанных институтов воыделяются нормы АП регулирующие управление в отдельных отраслях и сферах гос. деятельности – прмышленности. с/х, обороны и в др.

5. Понятие методов административно-правового регулирования, их виды.Метод административного права устанавливает приемы и способы воздействия административно-правовых норм на общественные отношения, возникающие в процессе управленческой деятельности государства, с целью их регулирования.Три основных метода:1) предписание - возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в рамках, предусмотренных правовой нормой;2) запрет - возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия;3)дозволение - юридическое разрешение совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой, или воздержаться от их совершения по своему усмотрению.Особенности административно-правового регулирования вытекают из особенностей предмета административного права и сущности государственно-управленческой деятельности.Наиболее характерно для метода административного права использование предписания, т.е. прямых средств распорядительного свойства. Свое выражение они находят в том, что одной стороне административных отношений предоставлен определенный объем юридически властных полномочий, адресуемых другой стороне.Административно-правовое регулирование предполагает односторонность волеизъявлений одного из участников административных отношений (властеотношений).Властность и односторонность, не исключают использование дозволительных средств, в результате которых могут возникать управленческие отношения равенства участников, но использование дозволений также предписывается админ.-правовыми нормами(в виде админ.договора, соглашения).Все методы правового регулирования принято делить на императивные (властный приказ, подчиненность) и диспозитивные (равенство прав и обязанностей). Административное право использует и те и другие, отдавая предпочтение первым.

6. Понятие механизма административно-правового регулирования и его основные элементы.Механизм административно-правового регулирования - совокупность административно-правовых средств, которые, воздействуя на управленческие отношения, организуют их в соответствии с задачами общества и государства. Общая характеристика механизма административно-правового регулирования: представляет собой совокупность юридических средств; средства носят административно-правовой характер; объектом воздействия выступают управленческие отношения; направлено на решение задач общества и государства; активизирует субъекты управленческих отношений; повышает уровень их правосознания, правовой культуры; обеспечивается принудительной силой государства.Элементы механизма административно-правового регулирования: принципы административного права; административно-правовые нормы; акты официального толкования административно-правовых норм; акты применения административно-правовых норм; административно-правовые отношения.Важнейшими средствами механизма административно-правового регулирования являются нормативные и индивидуальные правовые акты, которые принимаются на федеральном и региональном уровнях. Первый уровень составляют общие правила поведения людей, а второй уровень образуют индивидуальные акты, определяющие на основе административно-правовой нормы права и обязанности конкретных участников правоотношения.Акт применения нормы административного права включается в механизм административно-правового регулирования как средство закрепления индивидуальных прав, обязанностей и мер юридической ответственности.В административно-правовом отношении как элементе правового регулирования индивидуализируются положения той или иной нормы административного права, определяется порядок реализации обязанностей и прав участников отношения.

7. Понятие, структура и виды административно-правовых норм.Административно-правовые нормы (АПН) — установленные государством правила поведения, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной власти.АПН имеют следующие особенности: они имеют собственные средства защиты от посягательств (в случае неисполнения их или ненадлежащего исполнения). За нарушение АПН наступает административная ответственность. В некоторых случаях может наступать дисциплинарная ответственность. Иногда АПН регулируют общественные отношения, составляющие предмет иных отраслей права (в области земельного, финансового, природоохранного, трудового права и пр). АПНми обеспечивается применение законодательства в целом. Во исполнение законов органы исполнительной власти принимают постановления и распоряжения, которые являются подзаконными нормативными актами.АПН имеет традиционную структуру: Гипотезу — условие действия нормы. Диспозицию — само правило поведения (предписания, запреты и дозволения). Санкцию — меры административного или дисциплинарного воздействия (поощрения и наказания).Выделяют следующие виды АПН. 1) по конкретному содержанию общественных отношений подразделяются на; - общие — нормы, регулирующие общественные отношения общего характера (для всех сфер и отраслей); - особенные — нормы, регулирующие общественные отношения в конкретной сфере управления;2) по предмету регулирования: - материальные — нормы, которые юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников управленческих отношений, регулируемых АП; -процессуальные — нормы, определяющие методы (способы, порядок, процедуры) деятельности по реализации государственного управления и регламентирующие управленческие отношения;3) по предмету воздействия на субъектов АП подразделяются: - на обязывающие — нормы, предписывающие совершать определенные действия; - запрещающие — нормы, предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в определенных условиях. - дозволительные (разрешительные) — нормы, в которых выражается возможность адресата действовать в рамках установленных требований по своему усмотрению; -стимулирующие (поощрительные) — нормы, которые обеспечивают с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия должное поведение участников регулируемых управленческих общественных отношений (например, установление налоговых льгот, льготное кредитование и так далее); - рекомендательные — нормы, которые носят рекомендательный характер, чаще всего используются во взаимоотношениях субъектов исполнительной власти негосударственных формирований4) по адресату отмечают нормы, регламентирующие: ■ организацию и деятельность механизма исполнительной власти, то есть различных звеньев аппарата государственного управления; ■ административно-правовой статус государственных служащих - работников управленческого аппарата; административно-правовой статус общественных объединений; административно-правовой статус гражданина;5) по пределу действия, нормы разделяют на три вида: - по территориальному масштабу деятельности АПН подразделяются на территориальные — действующие в границах государства, государственно-территориальных образований (например, нормы Кодекса РФ об административных правонарушениях — общегосударственные, но правила охоты, установленные местными органами, действуют в границах территории), а также на межтерриториальные — нормы, действующие в границах нескольких административно-территориальных образований (например, акты в условиях чрезвычайного положения, которые могут действовать в указанных территориальных масштабах); В по действию во времени: срочные, для которых определен срок действия, и бессрочные — нормы без указания срока действия, то есть до официальной отмены компетентным органом; В по кругу лиц — нормы, действие которых связано с распространением устанавливаемых правил либо на всех (например, порядок уплаты налогов для всех юридических лиц), либо на отдельных юридических лиц (например, порядок уплаты налогов страховыми организациями), а также бывают нормы, действие которых связано с распространением устанавливаемых правил либо на всех граждан, либо на отдельные их группы (распространение льгот в осуществлении кредитования жилищного строительства на военнослужащих).По характеру юридической защиты: охраняемые в судебном порядке; охраняемые во внесудебном (административном) порядке.

 

8. Понятие административно-правовых отношений.Административно-правовые отношения — это регулируемые нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере управления, стороны которых выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой. Признаки административных правоотношений:-являются публичными правоотношениями, имеющими в своей основе общественный, государственный интерес;-носят властный характер, так как в процессе возникновения, изменения и прекращения данных правоотношений реализуется государственное управление;-являются организационными, поскольку государственное управление связано с организационными установками, что и проявляется в организационном характере административных правоотношений;-в случае нарушения административно-правовых отношений наступает административная ответственность как способ их защиты.Наиболее распространенным основанием для возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений являются правомерные действия участников управленческой деятельности. Виды административно-правовых отношений:1) по характеру правоотношений: •материальные, основанные на нормах материального права;•процессуальные, возникающие в связи с практической реализацией материальных норм;2) по виду взаимоотношений, возникающих между субъектами:•горизонтальные – возникают при взаимодействии властных структур между собой в условиях, когда отсутствует соподчиненность;•вертикальные – возникают с случаях, когда одна сторона правоотношений организационно или иным образом подчинена другой либо когда законом предусмотрена обязательность актов управляющего субъекта;•субординационные – основаны на властных правомочиях одного из субъектов в отношении другого (соподчинение);•координационные – властные полномочия используются для эффективной совместной деятельности нескольких управляющих субъектов;3) по целям: •регулятивные – регулируют экономические отношения и личные неимущественные отношения. При помощи данного вида отношений осуществляется правомерная деятельность граждан и организаций;•охранительные – направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также государственно-принудительных мер защиты субъективных прав.

 

 

9. Элементы (структура) административно-правовых отношений.Элементами структуры административно-правовых отношений являются: субъекты (участники); объекты (то, по поводу чего возникли отношения); содержание правоотношения. Следовательно, под структурой (составом) административно-правовых отношений принято понимать совокупность взаимосвязанных обязательных элементов: субъекты (их должно быть как минимум два), объект (объекты) правоотношения, содержание правоотношения и юридические факты. Субъекты административно-правовых отношений —выступают право- и дееспособные физические лица, юридические лица и государство в целом. Под объектом административно-правовых отношений в настоящее время большинство ученых понимает то, на что воздействуют субъективные права и юридические обязанности субъектов, т.е. волевое фактическое поведение участников правоотношений по осуществлению их прав и обязанностей. это либо блага, ценности, вещи, то есть объекты имущественных отношений, либо те самые действия, поведение людей, то есть объекты неимущественных отношений, ради которых субъекты вступают в правоотношения.В содержании административного правоотношения различают две стороны1) материальную (поведение субъектов); 2) юридическую (субъективные права и юридические обязанности).

 

 

10.Понятие и предмет науки административного права, ее место в системе юридических наук.Административное право как наука - это составная часть юридической науки, определяемая как система государственно-управленческих, административных взглядов, идей, представлений о законах, регламентирующих отношения в сфере государственного управления, о его социальной обусловленности и эффективности, о закономерностях, реформировании и тенденциях развития административного законодательства, о принципах административного права, об истории и перспективах развития.В дореволюционной России данная отрасль права именовалась также полицейским правом. Предметом административно-правовой науки является исследование правоотношений в сфере государственного управления, применения норм административного права, анализ практики реализации этих норм, выявление и изучение общих и характерных закономерностей административно-правового регулирования общественных отношений.Задачами административно-правовой науки является выявление проблем административного права, сложностей в применении его норм, толкование административно-правовых норм, разработка новых понятий и принципов, направленных на совершенствование государственной управленческой деятельности.Наука административного права связана со многими правовыми отраслями: теорией государства и права, конституционным правом и историей государства и права, поскольку эти науки содержат исходные, общие для всех отраслевых юридических наук теоретические положения, их изучение предшествует изучению административного права. Без изучения вопросов административно-правового регулирования большинство проблем финансового, муниципального, земельного, экологического, таможенного и других отраслей права не могут быть всесторонне изучены и глубоко усвоены.

11.Место и роль органов местного самоуправления в системе исполнительной власти.В РФ, в ст. 12 Конституции РФ, признается и гарантируется МСУ, которое в пределах своих полномочий самостоятельно, а органы МСУ не входят в систему органов государственной власти. В Конституции РФ МСУ посвящена специальная глава 8, в ряде норм которой закреплено, МСУ в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения; осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций, а структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Органы МСУ - это органы муниципального образования, создаваемые им для осуществления функций публичного управления на своей территории в целях обеспечения публичных интересов, развития экономики и социально-культурной сферы и решения местных вопросов жизнедеятельности населения. Органы местного самоуправления для выполнения задач и функций публичного местного управления получают соответствующие полномочия, компетенцию. К органам МСу относятся:1) представительный орган муниципального образования; 2) глава муниципального образования; 3) местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования); 4) контрольный орган муниципального образования; 5) иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования.Обязательным является наличие выборных органов МСУ муниципальных образований и местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования). Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования. Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации устанавливаются законом субъекта РФ с учетом исторических и иных местных традиций. Представительным органом муниципального образования является выборный орган МСУ, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.Местная администрация, как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами (Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ) и законами субъектов РФ. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

 

12.Административно-правовой статус человека и гражданина.Административно-правовой статус гражданина это юридическое закрепление положения гражданина в обществе, комплекс субъективных прав, юридических обязанностей, гарантий и ответственности граждан, закрепленных административно-правовыми нормами. Административно-правовой статус гражданина является составной частью общего правового статуса личности. Многие права и обязанности граждан РФ в административно-правовых отношениях производны от их конституционных прав и обязанностей и находят свое конкретное выражение в законах и подзаконных административно-правовых актах, в актах органов местного самоуправления.Элементы административно-правового статуса граждан: - принципы административно-правового статуса граждан; - гражданство; - административная правосубъектность (право-, дееспособность) граждан; - права и обязанности граждан в сфере государственного управления; - административная ответственность граждан; - юридические гарантии административно-правового статуса граждан.Административная правосубъектность граждан способность гражданина (физического лица) быть субъектом административного права. Ее элементами выступают административная правоспособность граждан и административная дееспособность граждан.Административная правоспособность граждан способность гражданина иметь в силу норм административного права субъективные права и нести юридические обязанности, возникающие с момента рождения и прекращаемые смертью.Административная дееспособность граждан способность гражданина в силу норм административного права своими действиями приобретать права и создавать (реагировать) для себя юридические обязанности в сфере государственного управления.Виды административной дееспособности граждан: полная – наступает с момента совершеннолетия (18 лет); частичная – с 6 до 14 лет (малолетних); с 14 до 18 лет (несовершеннолетних); ограниченная – состоит в ограничении дееспособности в силу решения суда (лица, страдающие психическими заболеваниями, хронические алкоголики, наркоманы, токсикоманы).Административная деликтоспособность граждан способность гражданина в силу норм права нести ответственность за совершение административных правонарушений.Под административной дееспособностью физического или юридического лица понимается их способность своими решениями и действиями (бездействием) приобретать и осуществлять права, создавать для себя и иных лиц обязанности, исполнять их и обеспечивать права и свободы граждан.Права: 1)на неприкосновенность жилища. (ст. 25 Кон РФ); 2)на передвижение.3) на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий (ст.31 Кон); 4)на участие в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей (ст.32 Кон); 5) на поступление на государственную службу; 6) на обращение в органы государственной власти, органы местного самоуправления и к их должностным лицам как индивидуально, так и коллективно; 7) на обжалование действий и решений органов, учреждений, организаций и их должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан; 8) на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействиями) органов государственной власти или их должностными лицами.Обязанности: обязанности граждан в сфере государственного управления - это предусмотренная административно-правовыми нормами мера необходимого, должного поведения граждан в сфере государственного управления: Каждый обязан платить установленные налоги и сборы(ст.57 Кон). соблюдать природу и окружающую среду, бережно относится к природным ресурсам (ст.59 Кон). Соблюдать законность и дисциплину в сфере государственного управления, соблюдать специальные запреты (заниматься определенными видами деятельности, например оказывать медицинские услуги без соответствующего образования), получать разрешение (лицензию) от органа государственного управления, местного самоуправления на совершение ряда действий (например, на осуществление грузопассажирских перевозок).

13.Административно-правовой статус иностранных граждан.Иностранным гражданином является физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательство наличия гражданства (подданства) иностранного государства.Лицом без гражданства является физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ равными правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ (ч.3 ст.62),кроме случаев установленных ФЗ или международным договором РФ.Админ.прав. статус иностранных граждан определяется Конституцией, Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г № 115-ФЗ.Иностранному гражданину, нарушившему законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, может быть сокращен определенный ему срок пребывания. Иностранный гражданин может быть выдворен из пределов России. Особенности административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства: являясь субъектами права, иностранные граждане и лица без гражданства подлежат ответственности на тех же основаниях, что и граждане РФ. Однако в отношении них законодательством предусматриваются меры, не применяемые к гражданам РФ:– административное выдворение – принудительное и контролируемое перемещение указанных граждан и лиц через государственную границу РФ либо контролируемый самостоятельный их выезд из РФ;– депортация – принудительная высылка указанных граждан и лиц в случае утраты или прекращения законных оснований пребывания (проживания) в РФ.Административная правосубъектность может быть общей, особенной, которая определяется целью, а также длительностью пребывания (для иностранных граждан в РФ установлены три правовых режима: временное пребывание (на основании визы или миграционный карты)•временное проживание (3 года); постоянное проживание (5 лет можно продлить) и специальной (выражается наличием специфических прав и обязанностей у некоторых категорий ин.граждан(дипломат, лицо полцчившее политическое убежище). Временно проживающий в РФ иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта РФ.

 

14.Отличие административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства от административно-правового статуса граждан России.Особенности правового положения иностранцев и лиц без гражданства заключается в том, что на них не распространяется некоторые права и обязанности, которые связанные непосредственно с гражданами России:Для всех находящихся на территории РФ лиц, которые не являются ее гражданами, законодательством установлены следующие особенности праводееспособности:1.они не могут быть государственными служащими, работать в полиции2. они не допускаются к деятельности связанной с государственной тайной;3.иностранные граждане и лица без гражданства (за исключением граждан стран СНГ, с которыми заключены соглашения о безвизовом въезде и выезде) могут въезжать в Российскую Федерацию при наличии разрешения;4. на них не распространяется воинская обязанность;5. они проживают и осуществляют свою деятельность на основании специальных документов (видов на жительство, заграничных паспортов);6.для них могут быть установлены ограничения в передвижении и выборе места жительства ;7.они обязаны подчиняться законам Российской Федерации; 8.по территории, открытой для иностранцев, они могут свободно передвигаться при условии уведомления об этом ОВД или принимающих их организации;9.иностранные граждане могут приобретать гражданское оружие по лицензиям, выданным ОВД, при условии вывоза ими оружия из страны в течении 5 дней со дня приобретения, нарушение сроков вывоза оружия влечет его конфискацию;10. выезд из Российской Федерации им может быть не разрешен при наличии обстоятельств, установленных законодательством.

 

 

15.Понятие и правовой статус органов исполнительной власти.ОИВ является частью государственного аппарата, имеет установленную законом или другим нормативным правовым актом компетенцию, структуру, метод образования, территориальный масштаб деятельности и правомочен выступать от имени государства, реализовывать исполнительно-распорядительную дея-ость при повседневном регулировании хозяйственных, социально-культурных отношений и управлении административно-политическими сферами и межотраслевыми комплексами.ОИВ можно классифицировать по различным основаниям.По характеру компетенции различают следующие ОИВ: общей компетенции, решающие все вопросы управления в сферах жизнедеятельности населения на определенной территории (правительства, администрации краев и областей и других субъектов РФ); отраслевой компетенции, решающие вопросы в пределах одной отрасли управления; межотраслевой компетенции, решающие вопросы межотраслевого характера (министерство финансов, федеральная служба государственной статистики и др.).По основаниям образования выделяют: конституционные ОИВ (президенты и их администрации, правительства, главы субъектов РФ и их администрации);создаваемые на основе законов и подзаконных актов (министерства, федеральные службы, федеральные агентства и другие ведомства).По порядку решения вопросов различают: коллегиальные органы (Правительство РФ, правительства или администрации субъектов РФ); единоначальные органы, в которых руководителем в подведомственных вопросах единолично принимается решение (министерства, ведомства, отделы, службы и др.).С учетом территориального масштаба деятельности ОИВ могут быть двух уровней: федерального и субъектов РФ.Правительство РФ: Высший ОИВ Ст. 114 Конституции РФ определяет перечень полномочий Правительства РФ:а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой; б) обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики;в) обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;г) осуществляет управление федеральной собственностью.На основании Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве РФ»:Правительство РФ - высший исполнительный орган государственной власти РФ.Основные принципы его деятельности: верховенство Конституции РФ, ФКЗ и ФЗ, народовластия, федерализма; функциональное разделение государственной власти; ответственность; гласность и обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Обладает общей компетенцией.Федеральное министерство: является федеральным ОИВ, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ (федеральный министр); на основании и во исполнение Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией РФ, ФКЗ, ФЗ, актами Президента РФ и Правительства РФ осуществляется исключительно ФКЗ, ФЗ, актами Президента РФ и Правительства РФ; в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ; осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств; осуществляет координацию деятельности государственных внебюджетных фондов.Федеральная служба: является федеральным ОИВ, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту РФ или находиться в ведении Правительства РФ;Федеральное агентство: является федеральным ОИВ, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа. Исполнительная власть носит подзаконный характер.

 

16. Виды органов исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ.Орган исполнительной власти – это структурное подразделение государственно-властного механизма (государственного аппарата), создаваемое специально для повседневного функционирования в системе разделения властей с целью проведения в жизнь (исполнения) законов в процессе управления (регулирования) экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества. Виды органов исполнительной власти:1) по федеративному устройству:– федеральные органы исполнительной власти;– органы исполнительной власти субъектов Федерации;– территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;2) по характеру компетенции:– общей компетенции, которые осуществляют межотраслевое руководство (Правительство РФ);– органы специальной компетенции, сфера деятельности которых ограничивается одной отраслью или несколькими смежными отраслями 3) по составу руководства:– единоличные (различные министерства);– коллегиальные (Правительство РФ);4) по организационно-правовым формам:– на федеральном уровне;– на уровне субъекта Федерации5) по источникам финансирования:– финансируемые за счет средств федерального бюджета;– финансируемые за счет средств бюджетов субъектов Федерации. Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти:– принцип федерализма – обусловлен государственным устройством России;– принцип законности – все органы государственной власти создаются и действуют на основании закона– принцип экономичности – осуществление организационно-правовых мер, направленных на обеспечение экономии государственных средств и содержание аппарата управления;– принцип самостоятельности органов исполнительной власти – выражается в том, что в деятельность органов исполнительной власти не могут вмешиваться никакие другие органы. Однако самостоятельность эта относительна, их деятельность подконтрольна (например, Счетной палате);– принцип гласности – предполагает широкое обнародование через СМИ– принцип единства системы – по предметам ведения РФ и совместного ведения рФ и ее субъекта федеральные и региональные органы образуют единую систему органов исполнительной власти.Система органов гос власти субъектов РФ устанавливается ими «самостоятельно» Субъекты Федерации обязаны учитывать осуществление государственной власти органами государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, разделение гос власти и самостоятельность её органов, также то, что органы МСУ не входят в систему органов гос власти, а в пределах ведения Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Федерации и субъектов Федерации федеральные органы испол власти и органы испол власти субъектов Федерации образуют единую систему испол власти в России.К общим принципам организации исполнительных органов государственной власти могут быть отнесены обязательное вхождение главы территории (главы республики, области, края) в систему исполнительной власти; обязательное наличие органа общей компетенции субъекта Федерации; подотчетность органов исполнительной власти законодательному и представительному органу по вопросам исполнения законов субъектов Федерации; организационно-правовая самостоятельность местных органов исполнительной власти общей компетенции и другие. Самостоятельность субъектов Российской Федерации в установлении своей системы исполнительной власти проявляется в том, что они:• осуществляют собственное правовое регулирование организации и деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации;• устанавливают виды органов исполнительной власти, их наименование и правовое положение в системе государственной власти субъекта Российской Федерации;• определяют территориальные пределы осуществления государственной исполнительной власти;• определяют структуру органов исполнительной власти и подчиненность между различными органами;

• распределяют функции и компетенцию исполнительной власти субъекта Российской Федерации между различными видами органов.

 

 

17. Система и структура органов исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ.Структура федеральных органов исполнительной власти включает перечень конкретных органов, входящих в систему федеральных органов исполнительной власти и обеспечивающих реализацию Правительством РФ возложенных на него задач и полномочий. Структура федеральных органов исполнительной власти предлагается Председателем Правительства РФ не позднее недельного срока после его назначения и утверждается указом Президента РФ.В систему федеральных органов исполнительной власти входят: Правительство РФ, включающее в себя Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров, а также – федеральные министерства;– федеральные службы;– федеральные агентства. Правительство Российской Федерации является органом государственной власти Российской Федерации. Оно осуществляет исполнительную власть Российской Федерации, является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Федеральное министерство осуществляет следующие полномочия:– осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности;– осуществление координации деятельности государственных внебюджетных фондов. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ. Федеральные службы – это федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральные агентства – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.Компетенция федеральных органов исполнительной власти – это совокупность полномочий органа государственной власти по предметам ведения, установленным Конституцией РФ и специальными нормативными актами.Структура компетенции:1) цели и задачи органа исполнительной власти;2) совокупность функций государственного органа;3) комплекс прав и обязанностей(полномочий);4) формы и методы деятельности органов исполнительной власти. В субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Конституцией (уставом) субъекта РФ может устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта РФ. Высшее должностное лицо субъекта РФ возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ.Основы организации системы органов исполнительной власти в субъектах РФ:– государственная и территориальная целостность РФ;– распространение суверенитета РФ на всю ее территорию;– верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ;– единство системы государственной власти;– разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий;– разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ;– самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Федерации принадлежащих им полномочий. Полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ:1) осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;2) разрабатывает для представления высшим должностным лицом субъекта рФ в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ проект бюджета субъекта РФ, а также проекты программ социально-экономического развития субъекта РФ;3) обеспечивает исполнение бюджета субъекта РФ и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития субъекта РФ для представления их высшим должностным лицом субъекта РФ в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ;4) формирует иные органы исполнительной власти субъекта РФ;5) управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ соответствии с законом субъекта РФ;6) иные полномочия. Высшее должностное лицо субъекта Федерации:– кандидатура представляется Президентом РФ Руководителем Администрации Президента РФ по предложению полномочного представителя Президента РФ в соответствующем федеральном округе;– законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ рассматривает представленную Президентом РФ кандидатуру в течение 14 дней со дня представления;– если кандидатура отклоняется, Президент РФ не позднее 7 дней с момента отклонения повторно вносит предложение о кандидатуре;– в случае двукратного отклонения проводятся согласительные процедуры, по их результатам вносится предложение о кандидатуре или Президент РФ назначает временно исполняющего его обязанности.

 

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал