Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет №4 Журналистика как социальный институт и фактор социального управления

Социальный институт журналистики – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, регулируемая нормами, правилами и традициями, направленная на удовлетворение фундаментальных общественных потребностей в информации. Пожалуй, на сегодняшний день журналистика является одним из самых массовых социальных институтов, который оказывает просто неимоверное влияние на жизни людей. Журналистика помогает решать ряд важных общественных вопросов. Это во многом определяет её столь важное положение в современном мире. Журналистика не только активно участвует в общественной жизни, но и оказывает существенное влияние, в том числе через СМИ.

В принципе, функции данного социального института довольно-таки обширные. Во-первых, это обогащение знаниями об окружающем мире, передача накопленного опыта.

Во-вторых, это информационная функция. Она наиболее значимая и широкомасштабная в данном случае. Благодаря труду многих журналистов, мы можем оставаться в центре событий в любом месте и в любое время. Здесь важную роль играет именно мобильность данного института. Маловероятно, что нас заинтересует новость о событии, которое случилось неделю назад, но на данный момент не являющемся актуальным. То есть, здесь речь о мобильности информации, которая должна поступать в руки потребителя в максимально короткие сроки. В XXI веке, где жизнь ни секунду не стоит на месте, существенную роль играет именно возможность быть всегда в курсе дела, знать, каково положение дел в мире. Эта функция является своего рода «ядром» журналистики. Если бы её не было, возможно мы бы несколько лет ждали бы вестей с другого конца света. Сегодня это дело всего лишь нескольких мгновений.

В-третьих, это формирование определенных установок и моделей поведения. Эта функция во многом определяет роль СМИ в социализации человека. А социализация, как нам известно, формирует «внутренний стержень» личности. Думаю, многим известно, что современный ребёнок проводит перед телевизором и компьютером гораздо больше времени, чем за чтением книг. И здесь речь идёт не только об информировании. С журнальных и газетных полос, экранов телевизоров и Интернет сайтов нас убеждают, призывают, растолковывают, советуют, дают образцы. Конечно, чаще всего всё это играет отрицательную роль, потому как за столь активной пропагандой стоит какая-либо узкая группа лиц, которая заинтересована больше в своей личной выгоде, чем в выгоде общества в целом или государства. Из-за этого, многие начинают считать, что СМИ являются средством манипуляции, то есть средством неявного, незаметного воздействия на окружающих людей. Например, если речь идёт о политических выборах, которые получают яркое освещение со стороны как телевизионных, так и со стороны радио и газетных СМИ. Однако нельзя отрицать, что журналистика выполняет и культурную функцию. Она является носителем культуры, проводником для обычного гражданина в мир знаний и информационных ресурсов. Таким образом, мы убедились в широкой роли данного института, в наличии у него как положительных моментов, которые служат во благо общества, так и отрицательных моментов, которые оказывают чрезмерное влияние на настроения и поступки в обществе.



Несмотря на всё это нельзя отрицать тот факт, что журналистика решает большое количество социальных вопросов. Без журналистики, которая во многом систематизирует и фильтрует информацию, обществу было бы слишком сложно воспринимать тот информационный поток, который на сегодняшний день имеет место быть. Кроме того, журналистика играет неотъемлемую роль в социализации, через которую проходит каждый человек. Иными словами, место журналистики как социального института в обществе неоспоримо, а переоценить его значение маловероятно, что возможно. И так, журналистика несет аудитории информацию, с помощью которой создает информационную картину мира, способствующую регулированию отношений реальной действительности с носителями этой картины мира. Отсюда следует, что журналистика управляет потребителем информации, воздействует на формирование его сознания и мнения именно при помощи создания картины будущего.

Вообще, процесс управления – это такой процесс, который приводит к некоторым изменениям в структуре, деятельности и состоянии самого объекта, на которого непосредственно направлен этот процесс. Управление может быть целенаправленным с ярко выраженными и поставленными целями и задачами. Управленческий процесс рождается в результате возникновения новых задач журналистики. Это же в свою очередь происходит за счет их неизбежного возникновения после осуществления какой-либо одной задачи. Таким образом, получается, что процесс управления массовой аудиторией является неминуемым и непосредственным спутником журналистской деятельности и движения общества в целом.



Однако не стоит думать, что журналистика всесильна в своем управляющем воздействии на аудиторию. И это зависит не только от того, что журналисты не обладают полнотой знаний о нуждах, потребностях общества или они не обладают достаточно развитыми творческими способностями. Многое, а возможно и большая часть управленческого процесса, зависит от того, насколько активно ведет себя аудитория. Не стоит забывать и о том, что общество само способно формировать систему представлений об окружающем его мире и действительности. Оно может просто не принять поступающую от журналистов информацию об изменениях во внешней и внутренней обстановках, или отнестись к ней крайне критически. Тем более следует принимать во внимание и то, что различные СМИ по-разному преподносят одну и ту же информацию, расставляя акценты на различные компоненты материала. Отсюда видно, что процесс управления не несет жесткого назидательного характера. Это происходит в том случае, если органы СМИ лишь частично учитывают действительные потребности, интересы и запросы аудитории. Если же массово-информационный орган действует высокоэффективно, то есть учитывает выше перечисленные факторы и действует слаженно и едино направленно, то сила его влияния на потребителя может оказаться высокой и вероятность добиться управления сознанием аудитории также возрастает.

Управленческие возможности журналистики делают ее «четвертой властью» (помимо властей судебной, законодательной и исполнительной). Проявление журналистики в этом обличии можно проследить в ее возможности принимать участие в социально-политической жизни общества и характерных особенностей влияния на сознание и направленность поведения общества в целом.

В связи с тем, что роль журналистики в общественно-социальной жизни общества все возрастает и возрастает, возникает требование информационной прозрачности, то есть наибольшей доступности и понятности информации каждому члену массовой аудитории. Также возникает и потребность в расширении возможностей доступа журналистов к источникам информации, так как если журналист как информатор не обладает полным спектром материала, то аудитория получает не полную или несколько искаженную информацию. И, скорее, личностные качества журналиста играют большую роль в формировании его социальной позиции. В зависимости от того, какой путь выбирает журналист, какой позиции он придерживается, интересы какой социальной группы он защищает, меняется и степень влияния выдаваемой им информации на потребительские массы, деятельность социальных институтов и их активность.

В теории журналистики выделяют три типа социальной позиции журналиста :1) консервативная;2) реакционная;3) прогрессивная.

Консервативная позиция журналиста нацелена на укрепление уже существующего порядка вещей и поддержания в обществе тех настроений, которые присутствуют на данный момент. Данная позиция не предполагает каких бы-то ни было изменений в общественной жизни. Она не требует от аудитории «побега» от разрешения наличествующих проблем или, наоборот, как можно скорее разъяснить все «висячие» вопросы. Если же у журналиста сформировалась реакционная социальная позиция, то его задачей становится направление потребительских масс общества на попятное движение, на регресс, а не на развитие общественного сознания. А вот журналисты, обладающие прогрессивной социальной позицией, всегда будут стремиться к борьбе за лучшее будущее. Они ставят перед собой задачи, которые бы способствовали развитию и большему проявления творческих способностей, как личности, так и человеческого общества в целом. И это не только творческое развитие, но и экономическое, социальное, политическое и культурное. Журналисту необходимо выбирать путь информационного воздействия на аудиторию и помнить о том, что на нем лежит ответственность за формирование общественного мнения и сознания.

Необходимо также отметить и то, на чем же непосредственно основывается та или иная социальная позиция журналиста. Во-первых, на согласованности общечеловеческих ценностей с интересами различных социальных групп. Во-вторых, на самосознании журналиста, на понимании того, какое место он занимает в социальной структуре общества. Именно через ясное представление журналистом своей социальной позиции и через последовательное проведение ее в жизнь формируются и принципы журналистской деятельности, соответствующие морально-этическим нормам:

- правдивость;- достоверность;- патриотизм;- интернационализм;- демократизм;- гуманизм;-объективность

Соблюдение принципов журналистики во многом позволяет добиться в большей степени влияния на сознание массовой аудитории и на формирование ее мнения путем управления.

Вообще же, массовая информация на протяжении многих столетий играла важнейшую роль в обеспечении успеха деятельности тех или иных социально-политических сил. Во все времена была, есть и будет информационная борьба общественно-политических сил, так как это неизменный спутник их столкновений в борьбе за «победу». «Информационные войны» ведутся всегда между теми или иными социальными силами, при чем с применением различных сомнительных средств, порой нарушающих морально-этические нормы и устои. Во времена «железного занавеса» глушились все иностранные передачи, проводилась контрпропаганда. Для воздействия на население применяли дезинформацию. Это не отсутствие информации вообще, а подача заведомо ложной информации. Цель такого поступка в том, чтобы создать в обществе ложную систему ориентаций и мировоззрения, сформировать искаженную картину мира, действительности, поставить перед аудиторией ложные цели и ценности. Происходит своего рода информационная агрессия, отчуждающая определенные слои общества. Средства, при помощи которых осуществляется проникновение дезинформации в общественно-социальную среду, весьма разнообразны: это может быть как прямая ложь, так и «полуправда», и распространение слухов, которые в некоторых случаях оказываются верными, и утаивание сведений, и неверная расстановка акцентов в сообщаемой информации и т.д. Проникновение такой информации в общество формирует неадекватную реакцию на мировые проблемы.

Говоря об «информационных войнах», необходимо отметить то, что они возникают не только в период мировой нестабильности и не только на мировой арене, но и в самом информационном поле одной страны. Особенно остро это чувствуется в те моменты, когда идет предвыборная борьба. Противники в таких случаях стараются любыми способами, даже противоречащими нравственным устоям, добиться власти. В связи с этим возникает вопрос об информационной безопасности страны применительно к деятельности СМИ. Информационная безопасность предполагает выдачу объективной и проверенной информации о действительности, а также независимость массово-информационных органов. А поскольку практически все СМИ зависят от политических структур, то, соответственно, в большей степени будут выдавать те информационные потоки и материалы, которые удобны данной политической структуре или другому органу, от которого они зависят. Несомненно, они учитывают и интересы массовой аудитории, поскольку все-таки журналист несет ответственность за формирование общественного мировоззрения и мнения.

 

5 билет. Информация и ее роль в жизни общества

 

Информация (от лат. Informatio) – это сведения о лицах, предметах, фактах, явлениях, объектах, событиях реального мира независимо от их происхождения.

Информация журналистская – тип социальной информации, особым образом обработанной с целью ее поступления к потребителю, облегчения ее восприятия и воздействия на него, соединяющая в себе документальную обоснованность сведений, их осмысление с позиций социальных интересов и свидетельства личного восприятия автором наблюдаемых позиций.

 

Особую роль для общества играет документированная информация. Документы - это информация, зафиксированная на материальном носителе - бумаге или машинном носителе, имеющем реквизиты, позволяющие его идентифицировать.

Развитие печатных станков привело к появлению и распространению газет как средств массовой информации и информатизации общества, а также появлению и распространению журналов для распространения литературных произведений. В это же время появились первые законы, регулирующие авторские права.

Изобретение в XIX - начале XX века телеграфа, радио и телефона открыло новые возможности в передаче информации и информатизации общества. Эти технические средства дали возможность практически мгновенно передавать информацию на любые расстояния.

Следующим шагом технического прогресса стало появление и развитие электроники, телевидения и радиовещания к середине XX века. Изобретение телевидения позволило людям видеть на экранах телевизоров события, происходящие в самых различных точках планеты, а изобретение магнитофона - накапливать звуковую и видеоинформацию на магнитных носителях.

В последние десятилетия мир переходит от индустриального общества к информационному. Практически речь идет о новой промышленной революции. Уровень развития информационного общества оказывает непосредственное влияние на экономическую, политическую, военную и иные сферы развития государства.

В современном информационном обществе создаются особые высокие технологии, позволяющие создать виртуальное культурное пространство за счет формирования нужного типа сознания и культуры. Средства коммуникации не только влияют на массы, но и «производят» их.

 

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал