Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цели организации

Если миссия задает общие ориентиры, направления функцио­нирования организации, выражающие смысл ее существования, то конкретные конечные состояния, к которым стремится органи­зация, фиксируются в виде ее целей. Говоря иначе, цели — это конкретное состояние отдельных характеристик организации, на достижение которых направлена ее деятельность.

Невозможно переоценить значимость целей для организации. Они являются исходной точкой планирования, лежат в основе построе­ния организационных отношений, на них базируется система мо­тивирования, используемая в организации, наконец, цели являют­ся точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов труда отдельных работников, подразделений и организации в целом.

По установившемуся мнению, существует два типа целей, что обусловлено периодом времени, требующимся для их достижения. Цели бывают долгосрочными и краткосрочными. В принципе, в основе разделения целей на два типа лежит временной период, связанный с продолжительностью производственного цикла. Цели, достижение которых предполагается к концу производственного цикла, являются долгосрочными. Отсюда следует, что в различных отраслях должны быть различные временные промежутки для крат­косрочных и долгосрочных целей. Однако на практике краткосроч­ными обычно считаются цели, которые достигаются в течение од­ного года, и соответственно долгосрочные цели достигаются через два—три года.

Разделение целей на долгосрочные и краткосрочные имеет прин­ципиальное значение, так как они значительно различаются по содержанию. Для краткосрочных целей характерна гораздо боль­шая, чем для долгосрочных конкретизация и детализация следую­щих вопросов: кто, что и когда должен выполнять. Если возникает необходимость, между долгосрочными и краткосрочными целями устанавливаются еще и промежуточные цели, которые называются среднесрочными.

В зависимости от специфики отрасли, особенностей состояния среды, характера и содержания миссии в каждой организации ус­танавливаются свои собственные цели, особенные как по набору параметров организации, так и по количественной оценке этих параметров. Однако, несмотря на ситуационность в выборе целей, выделяются четыре сферы, применительно к которым организа­ции устанавливают цели, исходя из своих интересов. Этими облас­тями являются: доходы организации; работа с клиентами; потреб­ности и благосостояние сотрудников; социальная ответственность.

Как видно, эти четыре сферы касаются также интересов всех влияющих на деятельность организации субъектов, о которых гово­рилось ранее при обсуждении вопросов миссии организации. Наи­более распространенными направлениями, по которым в деловых организациях устанавливаются цели, являются следующие:



прибыльность, отражаемая в таких показателях, как величина прибыли, рентабельность, доход на акцию и т.п.;

положение на рынке, описываемое такими показателями, как доля рынка, объем продаж, относительная по отношению к конку­ренту доля рынка, доля отдельных продуктов в общем объеме про­даж и т.п.;

производительность, выражающаяся в отдаче с единицы произ­водственных мощностей, объеме производимой в единицу времени продукции и т.п.;

финансовые ресурсы, описываемые показателями, характери­зующими структуру капитала, движение денег в организации, ве­личину оборотного капитала и т.п.;

мощности организации, выражаемые в целевых показателях, касающихся размера занимаемых площадей, количества единиц техники и т.п.;

разработка, производство продукта и обновление технологии, описываемые такими показателями, как величина затрат на вы­полнение проектов в области НИР, сроки введения в действие но­вого оборудования, сроки и объемы производства продукта, сроки введения нового продукта, качество продукта и т.п.;

изменения в организации и управлении, отражаемые в показа­телях, устанавливающих задания по срокам организационных из­менений и т.п.:

человеческие ресурсы, описываемые с помощью показателей, отражающих число прогулов, текучесть кадров, повышение квали­фикации работников и т.п.;

работа с покупателями, выражаемая в таких показателях, как скорость обслуживания клиентов, число жалоб со стороны покупателей и т.п.;

оказание помощи обществу, описываемое такими показателя­ми, как объем благотворительности, сроки проведения благотво­рительных акций и т.п.



Краткосрочные цели вытекают из долгосрочных, являются кон­кретизацией и детализацией долгосрочных целей. Они "подчине­ны" им и определяют деятельность организации в краткосрочной перспективе. Краткосрочные цели как бы устанавливают вехи на пути достижения долгосрочных целей. Именно через достижение краткосрочных целей организация шаг за шагом продвигается в направлении достижения своих долгосрочных целей.

В любой крупной организации, имеющей несколько различных структурных подразделений и несколько уровней управления, скла­дывается иерархия целей. Особенность иерархического построения целей в организации состоит в том, что, во-первых, цели более высокого уровня всегда носят общий характер и имеют более дол­госрочный временной интервал достижения. Во-вторых, цели бо­лее низкого уровня выступают своего рода средствами для дости­жения целей более высокого уровня. Иерархия целей в организации играет очень важную роль, так как она устанавливает структуру организации и обеспечивает ориентацию деятельности всех под­разделений организации на достижение целей верхнего уровня. Если иерархия целей построена правильно, то каждое подразделение, достигая своих целей, вносит необходимый вклад в деятельность организации по достижению ею общих целей.

Одними из самых важных целей для стратегического управления являются цели роста организации. Данные цели отражают соотно­шение темпа изменения объема продаж и прибыли организации, темпа изменения объема продаж и прибыли по отрасли в целом. В зависимости от того, каково это соотношение, темп роста органи­зации может быть быстрым, стабильным или может наблюдаться сокращение. Соответственно этим темпам роста могут устанавливаться цель быстрого роста, цель стабильного роста и цель сокращения.

Цель быстрого роста является очень привлекательной, но и очень сложной для достижения. Организации, если у нее для достижения данной цели есть все необходимые предпосылки, следует отдавать предпочтение именно ей. Чтобы справиться с быстрым ростом, руководство организации должно обладать такими качествами, как глубокое понимание рынка, умение выбрать наиболее подходящую часть рынка и сконцентрировать свои усилия на ней, умение хоро­шо использовать имеющиеся у организации ресурсы, чутко ощу­щать ход времени и хорошо контролировать во времени протекаю­щие в организации процессы. В случае быстрого роста организации необходимо иметь опытных менеджеров, умеющих рисковать. И стратегия организации должна быть сформулирована очень ясно.

Цель стабильного роста предполагает, что при ее достижении организация развивается примерно таким же темпом, как и от­расль в целом. Данная цель не предполагает экспансии организа­ции, а означает, что организация стремится сохранить неизменной свою долю рынка.

Цель сокращения ставится организацией тогда, когда по ряду причин она вынуждена развиваться более медленными темпами, чем отрасль в целом, либо даже в абсолютном выражении сокра­щать свое присутствие на рынке. Постановка такой цели отнюдь не означает, что у организации наступил кризис. Например, после периода быстрого роста может возникнуть необходимость сокра­щения. Здесь проявляется одна из интересных особенностей трех данных целей роста. Являясь различными по своей направленнос­ти, они могут последовательно совмещаться во времени, сменяя одна другую. При этом отсутствует какой-либо обязательный поря­док в следовании этих целей одна за другой.

Как говорилось ранее, цели совершенно необходимы для ус­пешного функционирования и выживания организации в долго­срочной перспективе. Однако если цели неверно или плохо опреде­лены, это может привести к очень серьезным негативным послед­ствиям для организации. Большой опыт человечества по установле­нию целей позволяет выделить несколько ключевых требований, которым должны удовлетворять правильно сформулированные цели.

Во-первых, цели должны быть достижимыми. Конечно, в целях должен быть заключен определенный вызов для сотрудников органи­зации. Они не должны быть слишком легкими для достижения. Но они также не должны быть нереалистичными, выходящими за предельно допустимые возможности исполнителей. Нереальная для достижения цель приводит к демотивации работников и потере ими ориентира, что негативно сказывается на деятельности организации.

Во-вторых, цели должны быть гибкими. Цели следует устанав­ливать таким образом, чтобы они оставляли возможность для их корректировки в соответствии с теми изменениями, которые мо­гут произойти в окружении. Об этом необходимо постоянно по­мнить и быть готовыми внести модификации в установленные цели с учетом новых требований, выдвигаемых к организации со сторо­ны окружения, либо же новых возможностей, появившихся у орга­низации.

В-третьих, цели должны быть измеримыми. Это означает, что они должны быть сформулированы таким образом, чтобы их мож­но было количественно измерить или каким-то другим объектив­ным способом оценить, была ли цель достигнута. Если цели неиз­меримы, то они затрудняют процесс оценки результатов деятель­ности и вызывают конфликты.

В-четвертых, цели должны быть конкретными, обладать необ­ходимой специфичностью, помогающей однозначно определить, в каком направлении должно осуществляться функционирование организации. Цель должна четко фиксировать, что необходимо по­лучить в результате деятельности, в какие сроки следует ее достичь и кто должен достигать. Чем более конкретна цель, тем легче выра­зить стратегию ее достижения. Если цель сформулирована конкрет­но, то это позволяет добиться того, что все или подавляющее боль­шинство сотрудников организации будут легко понимать ее, а сле­довательно, знать, что их ожидает впереди.

В-пятых, цели должны быть совместимыми, т.е. долгосрочные цели должны соответствовать миссии, а краткосрочные цели — дол­госрочным. Но временная совместимость не является единствен­ным направлением установления совместимости целей. Важно, чтобы не противоречили друг другу цели, относящиеся к прибыльности и к конкурентной позиции, или цели усиления позиции на суще­ствующем рынке и цели проникновения на новые рынки, цели прибыльности и благотворительности. Также важно всегда помнить, что совместимости требуют цели роста и цели поддержания ста­бильности.

В-шестых, цели должны быть приемлемыми для основных субъек­тов влияния, определяющих деятельность организации, и в первую очередь для тех, кому придется их достигать. При формулировании целей очень важно учитывать то, какие желания и потребности имеют работники. Учитывая интересы собственников, занимающих ведущую роль среди субъектов влияния на организацию и заинте­ресованных в получении прибыли, необходимо, тем не менее, ста­раться избегать при выработке целей ориентации на получение боль­шой краткосрочной прибыли. Правильным будет стремление к ус­тановлению таких целей, которые бы обеспечивали большую при­быль, но желательно в долгосрочной перспективе. Так как покупа­тели (еще один субъект влияния на организацию) играют в насто­ящее время ключевую роль в процессе выживания организации, при установлении целей необходимо учитывать их интересы, даже если они ведут к сокращению прибыли за счет уменьшения цены или увеличения издержек для повышения качества продукта. Также при установлении целей необходимо учитывать интересы общества, такие, например, как развитие или сохранение условий среды про­живания в местном масштабе и т.п.

Естественно, очень трудно свести воедино при установлении целей разно направленные интересы субъектов влияния. Собствен­ники ожидают, что организация обеспечит высокую прибыль, боль­шие дивиденды, рост курса акций и безопасность вложенных капи­талов. Сотрудники желают, чтобы организация платила им высокую зарплату, давала интересную и безопасную работу, обеспечи­вала условия для роста и развития, осуществляла хорошее соци­альное обеспечение и т.п. Для покупателей организация должна пре­доставить продукт по подходящей цене, соответствующего каче­ства, с хорошим обслуживанием и другими гарантиями. Общество требует от организации, чтобы она не наносила ущерба окружаю­щей среде, помогала населению и т.п. Поэтому необходимо стре­миться учитывать все это и формулировать цели таким образом, чтобы в них находили воплощение эти разнонаправленные инте­ресы субъектов влияния.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.018 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал