Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исследования этничности и нации в русской социологии (М.М. Ковалевский, А.Д. Градовский, Н.Я.Данилевский и другие)

Дооктябрь. отеч. У всех в 19в. так или иначе поднимался нац. и народный вопрос (росс.империя была самым полиэтн. гос-ом). Первым был Пестель (увязал с политикой)(приехал с войны 1812г. и увидел разруху). Был антифедералистом (тогда шла Кавказская война с Шамилем), мелкие автономии при свободе не будут жить в мире! Еще был Градовский (похож на Бауэра!) –юридическая школа в отеч. социологии. «Национальный вопрос 1877г.). Отождествлял нацию и народность. Но различал их с понятиями государство и племя. Препятствием в развитие народности он считал борьбу племен, а также навязывание католицизма с всевластием центра и папы. Про народность он говорил примерно в терминах типов Данилевского (с соотв. свойствами). Уделял внимание также геогр.фактору в связи с колонизацией новых теориторий для становления народности. Макс.Макс. Ковалевский (первый наш этносоциолог!). «Этнография и социология», «Законы и обычаи Кавказа», исследовал вещи с разных сторон (плюрализм методов)(соединил этнологию, этнографию и социологию), упор на этнографию. Вообще, он был по идеям (предмет) как Турнвальд, но раньше!!! Осн. метод – историч. сравнение. Большой упор он делал на исследовании Кавказа. Основой этносов, проживающих на Кавказе, он выделил род (тейп)(это не кровное родство, а совместный быт и коллективное воспитание детей (аталычество)(культ почитания предков)(теория смерти). Такое устройство было и у славянских древних народов. Он анализировал клановую структуру Чеченцев (соц. связи). Сравнивал адат и шариат. Роль России на Кавказе рассм. как просветительскую (в сравнении с политикой метрополий к Индии) – на кавказе можно было носить оружие, не служить (по конфесс. признаку суниты), судить на основе адата и шариата – т.е. это была автономия. Также выделил на Кавказе Ваххабизм (абу аль ваххаб) – полное отрицание адата и традиций – чистый ислам. Он прост и легко распространялся в условиях войны. Данилевский –создатель концепции культурно-исторических типов, антиэволюционист (каждый культ. тип проходит фазы от рождения до смерти). «Россия и Европа» 1865-1868г. Общество он описывал не как целое, а как сумму различных этноорганизмов. Нация – склад ума, чувств и воли (похож на Бауэра!). Особенности выражены в языке, религии, мифах. Выделил 10 типов: 1) Египетский; 2) Римский; 3) Китайский; 4) Ассиро-вавилонский; 5) Индийский; 6) Иранский; 7) Еврейский; 8) Греческий; 9) Аравийский; 10) Германо-романский; 11) Американский; 12) Перуанский; 13) Славянский. Выделил 5 законов эволюции:1) Самобытный культ.-ист. тип составляют племена или группа народов, обладающих одним или похожими языками; 2) Полит. независимость; 3) Непередаваемость (уникальность) цивилизации; 4) Богатство (апогей типа) зависит от степени разнообразия этно-нац. общностей; 5) Тип развивается долго, но в апогее задерживается на короткий срок (т.к. уже уходят все силы). Термином «этнос» действительно обстоятельно занимался Широкогоров – он писал, что нельзя выделить универсальный критерий для этноса, но под этносом он видел группу людей, говорящих на одном языке, согласных в одинаковости своего происхождения и имеющих общие традиции и культуры, быт. В нач.20в. многие подались в этнопсихологию, например профессор МГУ Шпет.



8. Концепция П.Сорокина в работах «Национальность, национальный вопрос и социальное неравенство», «Автономия национальностей и единство государства».

Сорокин П.Л. «Существенно важные черты русской нации в 20веке» (1967г.).Самой русской нации (со становления киевского гос-ва в сер.9го века) Сорокин дает самые прекрасные характеристики – сплоченость, расовое и этнич. разнообразие, мирную экспансию... при совке русские тоже показали всю свою доблесть. Зато он критикует исследованиярусской (и других) наций: 1) Никто не определяет, что имеет ввиду под словом нация; 2) Большинство исслед. рассм. не весь нац.организм, а отдельных представителей. Свойства разрозненных частей и всего в целом – разные вещи; 3) Нации сводятся лишь к фрагменту «поведения» сравниваемых членов. А нужно еще обращать внимание на идеологическую культуру, на основы и мотивы поведения, на хозяйственную и материальную жизнь, на физическую и биологическую среды... «Проблемы социального равенства. Национальность, национальный вопрос и социальное равенство» (1917г.).Сейчас всюду обсуждается «любимый» национальный вопрос. Но никто не понимает, что такое нация. Философы пишут какую-то галиматью про сверх-разумную божественную сущность. Публицисты и ученые видят в национальности группу людей или их союз, обладающих теми или иными признаками(объединенных той или иной связью). Какие же признаки предлагают (ща мы их опровергнем): 1) Старая, уже опровергнутая теория о единстве расы и крови. Чистота расы – миф, нет немецкой или русской крови. Когда мы говорим, что он – русский, мы не измеряем его кровь или пропорции черепа; 2) Единство языка – самая популярная теория. Но как быть с билингвами с детства (венгры на немецком)? Американцы, говорящие на англ. И насколько должны быть далеки языки или наречия, чтобы создать одну нацию?; 3) Другие признаки: религия (не равно национальность), общность экон. интересов, единство историч. судеб, единство морали, единство философии, единство культуры (ведь все перечисленное – уже культура); 4) Психологическая теория – осознание принадлежности к опред. полит. телу, строящееся на религ., экон., культ. принципах. Но тогда слишком много было бы наций, вместе взятые факторы противоречили бы друг другу. Ни одна из теорий не удовлетворяет национальности.А одна из теорий недостаточна для кристаллизации нации. В процессе нашего анализа нации, она распалась и исчезла. Вывод: как единого социального элемента национальности нет.Но как же различные «еврейские вопросы»? Разве они не национальные? Для России сущность этих вопросов кроется лишь в правовом ограничении соотв. групп людей. Эти люди ограничены правами из-за различных причин: религиозных, бытовых, профессиональных и т.п. Если из национальных причин выкинуть все религ... причины, нац.причины тоже не останется. Так что еврей, поляк или немец определяются не нацией, а рядом простых и общих условий. И нет национального неравенства – есть только неравенство социальное.



Сорокин П.Л. «Автономия национальностей и единство государства» (1917г.). Он был явным противником Пестеля.Равноправие и автономия национальностей – это созд. таких условий, чтобы народам государства жилось вполне хорошо. Выйграл бы как народ, так и государство, которое стало бы дорого каждому народу (безопасность гос-ва – их безопасность). Гос-во из многих народностей гораздо сильнее, чем каждая национальность => более способно защищать свои свободы и суверенитет. Как осуществить на деле?Создать равноправие национальностей и национальной автономии (самоуправления). Пока нет равноправия, национальности тем более обозлены на власть и готовы пойти против нее или отколоться. Все это с успехом практикуется в Европе, тока до России с Турцией пока не дошло. Но временное правительство должно все исправить! Нац.автономия –она нужда для полного равноправия и свободы – тогда никто не сможет жаловаться на власть центральную. Пусть сам народ решает вопросы, касающиеся его собственных интересов. Тем более, он сам лучше знает свои интересы и как их достичь. Во главе должны быть свои – они и лучше знают, к ним и больше доверия. В Россиинац.автономии особенно необходимы: Россия слишком обширна, чтобы одно правительство управилось со всеми народами и знало их интересы. Тем более, даже если они знают, есть темпоральный фактор – реальные нужды увязнут в кипе бумаг. Кроме того, центр и так занят государственными делами. Примеры автономий – Швейцария, США, Англия. Пометка – в России объем автономии должен быть шире, чем бывшее ранее городское земское самоуправление + свободу надо давать нации, в зависимости от ее физических, культ. и интеллект. возможностей.

Вопрос 8. П.Сорокин «Национальность, национальный вопрос и социальное неравенство».

Взгляды и идеи П.А. Сорокина по проблемам теории национального вопроса, о русской нации, истории взаимоотношений народов, населяющих Россию, изложены в его работах: «Национальность, национальный вопрос и социальное неравенство» (1917), «Автономия национальностей и единство государства» (1917), «Россия и Соединенные Штаты» (1944). «Существенно важные черты русской нации в двадцатом веке» (1967). Они выражены в следующих основных тезисах:

1. История складывания многонационального Российского государства характеризуется такими чертами: а) мирный характеррусской экспансии при расширении территории; б) добровольный, чаще всего, характер присоединения народов; в) отсутствие в Российской империи расовой и этнической дискриминации, наличие неравенства по религиозному, конфессиональному признаку.

2. Русская нация является государствообразующей.

3. Необходимость уничтожения неравенства народов и устройства российского государства на основе национально-культурной автономии.

4. Признание решающей роли социальных вопросов над национальными проблемами.

В исследованиях П. Сорокина отождествлялись понятия «нация» и «национальность», а термины «этнос» или «этническая общность» не употреблялись. Ученый был, категорическим противником идеалистических, спиритуалистических взглядов на нацию, также отвергая расово-биологический подход, всевозможные «теории чистых рас».

«Что такое национальность? Каковы ее элементы? В чем ее отличительные признаки?» Публицисты, ученые и теоретики вполне правильно видят в нации или в национальности группу или союз людей, обладающих теми или иными признаками, иначе говоря, объединенных той или иной связью. Каковы же,спрашивается, эти признаки?

А). Одним из таких признаков, по мнению многих лиц, является "единство крови",или, иначе, единство расы. Корни этой теории уходят далеко в прошлое.

В наше время нет надобности подробно критиковать это мнение. Оно давно уже опровергнуто. Достаточно сказать, что теория чистых рас оказалась мифом; их нет.

Б). Многие исследователи видят отличительный признак национальности в единстве языка. Люди, говорящие на одном языке, принадлежат к одной национальности, таково основное положение этого течения. Если бы язык был таким решающим признаком, то тех лиц (а таковых немало), которые одинаково хорошо и с детства владеют несколькими языками, пришлось бы признать денационализированными, а, следовательно, венгры, владеющие и венгерским и немецким языками, не могли бы считать себя по национальности венграми. То же относилось бы и ко всем "многоязычным" лицам и народам.

В). То же можно сказать и обо всех других признаках, выдвигавшихся в этой области. Таким признаком не может быть и религия,ибо люди, относящие себя к одной национальности, сплошь и рядом исповедуют различную религию, и наоборот, люди, принадлежащие к одной религии, сплошь и рядом являются представителями различных наций. Не является искомым признаком и общность экономических интересов.

Вывод гласит: национальности как единого социального элемента нет, как нет и специально национальной связи.

Наши «национальные вопросы» составляют одну из глав общего учения о правовом неравенстве членов одного и того же государства.Во всех отношениях — и в сфере гражданских, семейных, государственно-политических и полицейских, служебных и даже уголовных прав - одни из групп пользуются полнотой прав, другие же — только некоторыми правами. Одни имеют привилегии, другие — "ограничения" и "лишения прав" (по службе, по выборам, по праву заключать сделки, по владению землями). Выкиньте из "наци­ональных" причин причины религиозные, сословные, имущественные, про­фессиональные, "бытовые" и т. д. — и из "национальных" ограничений не останется ничего.

Спасение не в национальном принципе, а в федерации государств,в сверхгосударственной организации всей Европы, на почве равенства прав всех входящих в нее личностей, а поскольку они образуют сходную группу, то и народов. Каждый, "без различия национальности", имеет право говорить, учить, проповедовать, исполнять гражданские обязанности на том языке, на каком хочет, веровать, как ему угодно, читать, писать и печатать на родном языке. «Национальное» неравенство есть лишь частная форма общего социального неравенства. "Полное правовое равенство индивида (личности) — вот всеисчерпывающий лозунг. Кто борется за него — борется и против "национальных" ограничений.

Один из наиболее обсуждаемых вопросов – национальный вопрос и проблемы, с ним связанные.

Тем не менее, большинство не может ответить на вопрос: «Что такое национальность? Каковы ее элементы? В чем ее отличительные черты?»

Подходы к пониманию национальности:

1.Философское понимание – в основе национальности метафизический принцип – не ясно, о чем говорят.

2.Национальность понимается как «группа или союз людей, обладающих теми или иными признаками». Различными учеными выделяются следующие признаки: А. «Единство крови», «единство расы». Б. Единство языка. В. Единство религии; общность экономических интересов; единство правящей династии; общность исторических судеб; единство морали, права и нравов; единство мировоззрения, философии; единство культуры. Г. Осознание своей принадлежности к национальности. Ни один из перечисленных признаков не является тем специфическим принципом, определяющим национальность!!! «В итоге ни одна из теорий не удовлетворяет и не знает, что такое национальность».

Вывод:

«национальности как единого социального элемента нет, как нет и специально национальной связи».

Национальность – реальное явление, но явление сложное, распадающееся при анализе на ряд элементов.

Не существует определенного «национального принципа», определяющего национальность.

Национальность определяется рядом условий \ элементов (религия, язык и т.д.), создающих определенную сложную группировку.

→ «Нет национальных проблем и национального неравенства, а есть общая проблема неравенства, выступающая в различных видах и производимая различным сочетанием общих социальных факторов, среди которых нельзя отыскать специально национального фактора»

Практические выводы:

1. WW1 – это не война наций, а война между государствами.

2. Война не привела к торжеству национализма.

3. Национальность не является критерием, который может быть положен в основу переустройства Европы. Скорее будет создана федерация государств Европы на основе равенства прав всех входящих в нее личностей.

4. Национальное неравенство есть лишь частная форма социального неравенства.

5. Борьба за социальное равенство подразумевает борьбу за национальное равенство, но не наоборот! Часто под лозунгом борьбы за национальное равенство проводятся совершенно несправедливые стремления. Поэтому позитивными являются те национальные движения, в которых национальный принцип совпадает с принципами социального равенства.

 

П.Сорокин «Автономия национальностей и единство государства».

Равноправие и автономия национальностей. Сущностьего заключается в создании таких условий, при которых различным народностям, входящим в состав одного государства, жилось бы вполне свободно и хорошо. Если бы такой порядок можно было установить, то от него выиграло бы и государство в целом, и каждая национальность. Раз в данном государстве каждой народности предоставлена полная свобода творчества и самоуправления, раз каждая национальность ни в чем не ограничена, то в единстве и процветании такового государства будут заинтересованы все народности. Выигрываетот таких порядков и национальность. Если порознь взятая отдельная народность слаба и бессильна защитить свою независимость, то в союзе с другими народами, входящими в состав одного государства, она будет во много раз сильнее. Всякое государство, которое сделало бы попытку нарушить права отдельной национальности, в этом случае имело бы дело уже не с нею, а с государством, в состав которого такой народ входит.

Государство же, состоящее из союза многих народностей, гораздо сильнее, чем каждая национальность порознь взятая, и поэтому более способно дать отпор всяким посягательствам на свободу и независимость народов, входящих в его состав.

Осуществлением такого порядка является установление в государстве, в частности в России, начала полного равноправия национальностей с одной стороны, и национальной автономии (самоуправления) - с другой.


.

mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал