Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Древнее царство.

Поражение Севера и прекращение династических распрей привели к концу II династии к окончательному объединению страны, открывшему новую эпоху в истории Египта - эпоху Древнего царства. Она охватывала период правления III - VI манефоновских династий и длилась около 500 лет (XXVIII-XXIII вв. до н.э.).

III династия.Самымизвестным представителем её является Джосер, в переводе с древнеегипетского «Великолепный». Он принял тронное имя «Солнце в зените», а также именовался Гор Нечерихет («Божественный плотью»).

Джосер утвердил власть Египта на Синайском полуострове, одержав победу над местными кочевыми племенами и назначив к ним своего наместника. На юге он подчинил часть Нубии. Для защиты южных областей Египта в районе первого нильского порога была создана линия укреплений длиной 12 км, которая в дальнейшем стала официальной южной границей Египта.

В результате завоевательных походов страна получила большое количество рабочих рук. Это сделало возможным масштабное строительство. Снофру приписывается строительство нескольких пирамид. В их числе незавершенной «ступенчатой» в Мейдуме, «ломаной» и «розовой» в Дахшуре.

Самого замечательной постройкой Джосера принято считать ступенчатую пирамидуи комплекс заупокойного храма при ней. Пирамида Джосера в Саккара, к западу от Мемфиса, считается первой в Древнем Египте. До настоящего времени она сохранилась в хорошем состоянии, хотя несколько уменьшившись в размерах. Периметр её 121 на 109 метров, высота 59 метров.

Гробница Джосера была сооружена его главным советником Имхотепом. Он был не только талантливым архитектором, но также разносторонним учёным и опытным государственным деятелем. При его участии, как полагают историки, был введён календарь, основанный на отсчёте нового года от дня появления на предрассветном горизонте звезды Сириус - 19 июля. Это произошло в восемнадцатый год царствования Джосера (ок. 2781 г. до н. э.). Впоследствии египтяне отсчитывали от этого дня по 365 дней. Имхотеп стал впоследствии одной из самых известных фигур египетской истории и даже был обожествлён. Древние греки сопоставляли с ним бога врачевания Асклепия.

При преемниках Джосера завершилось формирование хорошо отлаженного государственного аппарата. Во главе его стоял монарх, носивший титулы воплощения бога Гора, сына бога Ра, царя Верхнего и Нижнего Египта. Имя его нельзя было произносить вслух, так как, по египетским верованиям, это могло нанести вред. Поэтому царя называли иносказательно - «Пер-о» (Per-oa - «Великий дом»). Это слово древнегреческие авторы передали как «фараон». Считавшийся богочеловеком, монарх сосредоточивал в своих руках законодательную, исполнительную и судебную власть.



Ближайшим помощником фараона был высший чиновник – чатиилиджати.На русский язык этот титул часто переводится арабским словом визирьиливазир. Чати был руководителем многочисленного, построенного по принципу строгой иерархии чиновничества. Оно принадлежало разным ведомствам - организации ирригационного земледелия, наблюдения за скотом, ремесленниками, военного дела, налоговых поступлений и повинностей, проведения строительства, судебных дел.

Особенностью центрального аппарата Египта было соединение в одном лице функций обслуживания фараона, государственного управления и выполнения жреческих обязанностей. Так, например, носитель царских сандалий был одновременно главнокомандующим армии, управителем дворца, начальником обширной области Верхнего Египта, виночерпием и верховным жрецом какого-либо храма.

Как фараон носил титул царя Верхнего и Нижнего Египта, так и государственное управление имело двойственную структуру. Каждое ведомство практически делилось на два подразделения, которые обслуживали Верхний или Нижний Египет.

Остатки автономии номов были ликвидированы. Номархи превратились в полностью зависимых от царя чиновников. Они могли на протяжении своей карьеры побывать наместниками в разных частях Египта.

Важной обязанностью номарха было увеличение числа принадлежащих государству хозяйственных угодий - дворов и селений. Это достигалось покупкой земли у сельских общин, что усиливало зависимость от государства ранее свободных от неё работников.

Важной частью государственного аппарата была армия. Она комплектовалась по царскому набору из свободных египтян. Состояла армия из отрядов пехоты, вооруженной луками, стрелами, копьями и короткими мечами. По данным биографических надписей вельмож, в армии находились также какие-то отряды наемников, набираемые из чужеземцев. Для защиты северных и южных границ строились крепости, в которых размещались постоянные гарнизоны.



Сложившаяся при фараоне Джосере система государственного управления, предполагающая неограниченную власть обожествлённого монарха, опирающегося на чиновничий аппарат, является классической древневосточной деспотией.

IV династияправилаоколо ста лет, с середины XXVI до середины XXV века до н.э.Общепринятой является мнение о том, что фараоны именно этой династии создали одно из чудес света – Великие пирамиды.

Период правления IV династии начинается с царствования Снофру. Он вел войны в Нубии и на Синайском полуострове, где впоследствии почитался как местное божество. На восточной границе Дельты он создал систему укреплений – «Дом Снофру». С именем Снофру связывают строительство нескольких пирамид, одна из которых имеет совершенно правильную геометрическую форму.

В источниках он характеризуется как мудрый и справедливый правитель. Тронное имя Снофру - Небмаат («Владыка Маат»). Маат («правда, праведность»)– супруга бога мудрости Тота и его преемница на троне в мифический период. Она олицетворяла вселенскую гармонию, истину, справедливость, божественные нравственные нормы. Изображалась в виде сидящей женщины со страусиным пером на голове, иногда крылатой. Маат противопоставлялась египтянами исефет – злу и лжи.

Фараону принадлежало центральное место в культовых ритуалах. Он, подобно богам, был наделён способностью постигать маат, и совершать соответствующие ей действия - «творить маат». Благодаря этому власть фараона являлась божественной, а его особа - объектом культа. Ритуалы в каждом египетском храме совершались от имени царя. Фараоны часто изображались приносящими жертвы и совершающими культовые действия.

Главным делом Египетского государства при первых преемниках Снофру становится строительство грандиозных пирамид. Первый из них, Хуфу (гр. Хеопс), возвел в районе современной Гизы (теперь западная часть Каира) самую грандиозную из египетских пирамид высотой около 147 метра.

Пирамида его сына Хафра (Хефрена), выстроенная там же, чуть ниже – 143 метров. Но зрительно она кажется выше благодаря своему положению на возвышенном месте. Наконец, последняя из пирамид Гизы, возведённая сыном Хафра Менкаура (Микерином), достигает всего лишь 66 метров.

Полагают, что при Хефрене была высечена колоссальная скульптура Сфинкса - лежащего на песке льва с человеческим лицом. Вместе с тем, многие исследователи приводят аргументы в пользу гораздо более раннего создания этого изваяния.

Как полагают, при Хуфу (Хепсе) был учреждён общегосударственный культ Ра– бога «Солнце». Его преемники стали принимать особый титул «сын Ра» и имена, включавшие имя этого божества (Хафра, Джедефра, Менкаура). Центром культа стал город Гелиополь, где Ра был отождествлён с местным солнечным божеством, Атумом. В других религиозных центрах Ра сопоставлялся с местными божествами – в Фивах с Амоном (Амон-Ра), в Элефантине с Хнумом(Хнум-Ра). Широко было распространено сопоставление с Гором (Ра-Хорахти).

Пирамиды фараонов IV династии («Великие пирамиды») считаются одним из Семи чудес света, единственным, сохранившимся до наших дней. Долгое время, следуя Геродоту, они рассматривались лишь как памятник тщеславия и жестокости восточного деспота. Однако, постепенно становилось ясным, что самом же деле все обстояло значительно сложнее.

Изучение дошедших до нас источников этого времени, прежде всего «Текстов пирамид», позволяет судить о сакральном смысле и предназначении этих сооружений.

Человек, по представлениям древних египтян, имел не только плотское тело, но и то, что приближенно можно сопоставить с нашими представлениями о душе и духе. Прежде всего, это душа - Ка, которую можно определить как жизненную силу, как то, что служит символом различия между одушевлёнными и неодушевлёнными предметами. Иногда слово Ка переводят как «двойник». Ка продолжало существовать рядом с телом усопшего, для него в гробницах ставили специально пустые саркофаги. Оно также могло покидать умершего и устремляться в загробный мир, а затем возвращаться.

Другая часть человеческой сущности -Ба (также Би или Бэ). Она при жизни тела путешествовала по миру сновидений. Могла свободно перемещаться между миром мёртвых и живых. Египтяне изображали Ба в обличье птицы с человеческой головой. Первоначально считалось, что ей обладают лишь боги, фараоны и верховные жрецы. Позже сложилось представление о том, что она есть у любого человека.

Ослабление Египта при V–VI династиях.Уже в конце правления IV династии внутреннее положение в Египте осложнилось. Учёные объясняют это крайним напряжением ресурсов Египта для строительства гигантских пирамид и проведения активной завоевательной политики. Нарастали социальные противоречия. Чрезмерная централизация власти вызывала недовольство номовой знати. В надписях пропадают данные уже о последних представителях IV династии. Эти факты позволяю предположить, что смена одной династии другой произошла насильственным путем.

Для преодоления внутреннего кризиса фараоны V династии (XXVI- XXV вв. до н. э.) отказываются от строительства огромных пирамид. Их гробницы представляют из себя достаточно скромные постройки по сравнению с предшественниками. Они привлекают в центральный аппарат представителей местной и служилой знати, открывая дорогу вверх более широким кругам аристократии, укрепляют общее положение египетской знати.

Последний фараон пятой династий Унас оставил гробницу, содержащую первые известные нам «Тексты пирамид». Стены погребальной камеры и прихожей были сплошь изрезаны иероглифами, окрашенными в голубой цвет, а потолок выложен звездами. Тексты представляли собой копии более ранних, не дошедших до нас:

Британский археолог, египтолог Эрнст Альфред Уоллис Бадж (1857 - 1934) писал в своей книге «The Book of the Dead»: «Некоторые отрывки свидетельствуют о том, что писцы снимавшие копии, по которым резчики выполняли настенные надписи, не понимали, что пишут… Общее впечатление таково, что жрецы отбирали отрывки из нескольких документов различного возраста и различного содержания…».

Кроме «Текстов пирамид», от эпохи Древнего царства в пересказах более позднего времени до нас дошел ряд литературных произведений в жанре т.н. «поучений» или «наставлений». Они приписываются высокопоставленным сановникам или знаменитым мудрецам. В их числе «Поучение» чати (вазира) Птахотепа (период V династии) своему сыну. Оно представляет собой собрание правил хорошего тона и поведения в высшем обществе, знание которых необходимо для успешного служебного продвижения.

В нем также имеются предписания и нравственного порядка, напр. предостережение от высокомерия и зазнайства, призыв быть внимательным к людям, не использовать свою власть во зло окружающим и т.д. Вот некоторые из них:

– Прекрасно для сына исполнять волю своего отца.

– Тот, кто повинуется, станет тем, кому повинуются.

– Тот, кто жаден для удовольствий, будет иметь пустой желудок.

– Длинный язык – причина ссоры.

– Тот, кто вызывает ссору, унаследует страдания.

– Добрые дела живут дольше человека.

– Не будь тщеславным, даже если ты хорошо образован.

– Говори с неграмотным человеком так, словно пред тобой мудрец.

– Если ты вступил в спор с человеком, который на самом деле знает больше тебя, слушай его с уважением и не теряй терпения, если он имеет мнение отличное от твоего.

– Если человек низкого ранга спорит, не обладая знаниями, сохраняй молчание. Не разговаривай с ним сердито. Не слишком разумно выставлять на смех такого человека.

– Люби жену свою; корми и одевай её хорошо; делай её счастливой; не будь с ним слишком суровым; доброта сделает её более послушной, чем строгость; если она желает нечто такое, что радует её глаз, постарайся сделать так, чтобы она это получила…

При VI династии произошло укрепление положение номовой и служилой знати, а также жреческого сословия. Фараоны раздают храмам особые грамоты, освобождающие их хозяйства от необходимости предоставлять государству работников в порядке повинности. У номархов появилась возможность передавать свои полномочия по наследству.

О возрастании самостоятельности местной аристократии свидетельствуют её гробницы. Если ранее номархи стремились строить усыпальницы рядом с пирамидой фараона, то теперь возводили в своём номе. Гробницы их из поколения в поколение становятся все более роскошными, в то время как пирамиды фараонов превращаются в скромные постройки. Происходит перераспределение материальных и людских ресурсов в пользу местных властей.

Манефон и Геродот сообщают о царице Нитокрис(Нитокрида или Нейтикерт) - седьмой и последней правительнице VI династии. Согласно Геродоту, она получила власть над страной после того, как заговорщики убили её брата-фараона. Чтобы отомстить им, царица заманила убийц в подземные покои своего дворца.

Во время пира она велела запереть гостей и через большой потайной канал впустить в покои воды Нила. Расправившись со своими врагами, она покончила с собой, войдя в горящую комнату. Однако Нитокрис не упоминается ни в одном древнеегипетском источнике. Поэтому в её историчности отдельные египтологи сомневаются, считая вымышленным персонажем.

После прекращения VI династии власть мемфисских царей становится номинальной. В конце XXIII века до н. э. очень недолго правила VII династия. Манефон свидетельствует, что её 70 царей правили всего 70 дней. В начале XXII века до н. э. одновременно с VIII династией на юге Верхнего Египта в Гераклеополе, в средней части долины Нила, начинает править новая IX династия.

В это время на Ближнем Востоке и в Северной Африке наступает новый период аридизации, установления засушливого климата. Снижение уровня разливов Нила привело к уменьшению урожаев, голоду и социальным потрясениям, с которыми центральная власть справиться не смогла. Египет распадается на множество самостоятельных государственных образований, состоящих из одного или нескольких номов. Начинается время упадка и раздробленности, так называемый I переходный период истории Древнего Египта.

 

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал