Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка.

Методические рекомендации по дисциплине

«Теория и методика дошкольного образования:

Теория и методика развития речи детей»

 

Составитель: А.А. Смага, к.п.н., доцент

Пояснительная записка.

Курс «Теории и методики развития речи детей» является одним из основных в профессионально-образовательной программе подготовки специалистов дошкольного профиля (специальность «050703.65 – Дошкольная педагогика и психология»).

Это объясняется социальной значимостью речи, ее ролью в системе высших психических функций, в становлении и развитии личности ребенка.

Цель курса – формирование у студентов глубокого понимания лингводидактических и психофизиологических основ обучения родной речи и вооружения их эффективными методами и приёмами работы с детьми.

Задачи курса:

1. Дать студентам научно-методические знания о процессе развития речи и речевого общения детей.

2. Сформировать умение видеть и понимать возрастные и индивидуальные особенности развития речи и речевого общения дошкольников на разных возрастных этапах.

3. Научить определять содержание речевой работы с группой и отдельными детьми, правильно выбирать эффективные пути воздействия на их речь, анализировать полученный результат.

4. Обеспечить усвоение обобщенных представлений о построении педагогического процесса обучения родному языку, а также знаний конкретных способов речевого развития детей и умений применять их в изменяющихся условиях.

5. Сформировать умение анализировать и критически оценивать опыт работы других, проводить экспертизу программ развития речи детей.

6. Стимулировать изучение инновационного опыта работы по развитию речи и стремления создавать свои оригинальные способы воздействия на речь детей.

В процессе изучения дисциплины студенты должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками и уметь использовать их на практике.

В результате изучения дисциплины «Теории и методики развития речи детей»

студенты должны знать:

Ø теоретические основы методики развития речи;

Ø особенности организации работы по развитию речи во взаимосвязи с работой, направленной на умственное, нравственное и эстетическое развитие ребёнка;

Ø цель и задачи речевого развития детей;

Ø методические принципы развития речи;

Ø содержание речевой работы в разных возрастных группах;

Ø средства, формы, методы и приёмы работы с детьми по речевому развитию;

Ø функциональные характеристики языка;

Ø методы исследования в методике развития речи;

Ø направления исследований детской речи (структурное, функциональное, когнитивное);



Ø современные программы развития речи;

Ø закономерности речевого развития детей;

Ø особенности овладения речевыми сторонами (лексика, фонетика, грамматика, связность);

Ø направления работы по развитию словаря, формированию грамматического строя речи, воспитанию звуковой культуры речи, развитию связной речи и ознакомлению с художественной литературой, по подготовке к обучению грамоте;

Ø современные подходы к развитию речи детей на занятиях и в повседневной жизни.

 

Теоретическая и практическая готовность студентов в ходе изучения данного курса должна способствовать формированию у них профессиональных умений:

v умение обследовать речь детей;

v составлять характеристики речевого развития;

v выделять необходимые для предстоящего общения с детьми особенностей среды их развития;

v составлять перспективный план, план-конспект конкретного мероприятия по развитию речи;

v умение привлекать внимание детей, устанавливать эмоциональный контакт с ними;

v обеспечивать мотивацию речевой деятельности;

v умение владеть речью и использовать невербальные средства общения;

v создавать атмосферу сотворчества в процессе общения с детьми;

v умение анализировать коммуникативный акт с точки зрения его эффективности для речевого развития ребёнка и обобщать полученные результаты.

Программа курса базируется на следующих стержневых идеях:

· осознание роли родного языка, как одного из фундаментальных и универсальных аспектов человеческой культуры;

· понимание роли речи в психическом развитии ребенка, своеобразия речевого онтогенеза, процесса развития речи как качественных изменений, скачков, внутренне связанного с развитием мышления и сознания, охватывающего все функции, стороны и связи слова (А.Н. Леонтьев);



· трактовка речевого развития как формирования языковой способности на основе языковых обобщений, воспроизведения речевых образцов, интуитивного усвоения языковых средств и норм, саморазвития речи;

· признание ведущей роли культурной языковой среды и речевого диалогического общения в развитии речи и личности ребенка; понимание роли, специфики и методических принципов специального обучения речи детей дошкольного возраста, его место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. В основе обучения речи лежит коммуникативный подход; развитие различных сторон речи осуществляется в рамках структуры речевой деятельности;

· осознание того, что научно обоснованная методика обучения речи и языку должна опираться на понимание; сущности и отличительных черт явлений языка и речи; механизмов и особенностей речевого онтогенеза; специфики содержания и методов дошкольной дидактики.

При изучении курса методики применяются различные формы учебной работы: лекции, практические занятия, используются технические средства обучения.

На семинарах предусматривается рассмотрение теоретических проблем на основе изучения научной литературы в области развития речи, анализ рефератов, докладов, сообщений, аннотаций и рецензий, подготовленных студентами.

Практические занятия направлены на обсуждение методических вопросов, разработку студентами конспектов диагностических и обучающих занятий с детьми, дидактических игр и лексико-грамматических упражнений, планов работы на основе ознакомления с материалами специальных исследований речевого онтогенеза и опытом работы с учетом традиций отечественной методики.

Программа рассчитана на 150 часов аудиторных занятий и 150 ч. - самостоятельной работы студентов.

Изучение курса завершается зачетом (3 курс) и экзаменом (4 курс).

 


.

mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал