Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политические права и свободы и их охрана от коррупционных правонарушений

 

Политические права и свободы – это одна из групп основных конституционных прав и свобод граждан, наряду с личными, социальными, экономическими и иными правами. Дают гражданам возможность участвовать в обществен- ной и политической жизни страны. Охватывают право на участие в управлении обществом и государством, избирательные права, право на объединение (свободу союзов), свободу собраний и манифестации, свободу информации, право петиций*.

Эта группа прав, как правило, адресуется только гражданам того или иного государства.

К политическим правам в соответствии с Конс- титуцией Республики Казахстан относятся:

1) право мирно и без оружия собираться, про- водить собрания, митинги и демонстрации, шест- вия и пикетирование (ст. 32);

2) право избирать и быть избранным в государ- ственные органы и органы местного самоуправ- ления (п. 1 ст. 33);

3) право на участие в республиканском рефе- рендуме (п. 2 ст. 33);

4) право на личное обращение в органы госу- дарства и местного самоуправления (п. 1 ст. 33);

5) равное право на доступ к государственной службе (п. 4 ст. 33).

Реализация названных прав и свобод требует

соблюдения антикоррупционного законодательства Казахстана. Например, равное право на доступ к государственной службе более конкретно и деталь- но регулируется законодательством о государстен-

__________________

* См.: Большой юридический словарь. – М.: ИНФРА-М. – 2002. – С.441.

 

ной службе. В настоящее время ставится вопрос о законодательном закреплении основ деловой карь- еры в системе государственных органов. Пред- полагается, что установление условий продви- жения по служебной лестнице будет серьезной преградой для проявленийкумовства, протекции и коррупционизма.

Восприятие принципа меритократии логически соответствует новым критериям в работе по подбору и расстановке кадров.

Определенные предпосылки к такому подходу в Казахстане уже сформировались и есть известный правовой опыт. Так, в соответствии с п.2 ст.29 Конституционного Закона Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» (от 25 декабря 2000 года №132-III) судьей областного суда может быть назначено лицо, имеющее стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет или стаж работы судьей не менее десяти лет. Судьей Вер- хоавного суда может быть назначено лицо, имеющее стаж работы по юридической профессии не менее двадцати лет или стаж работы судьей не менее пятнадцати лет. При реализации избира- тельного права применяются положения раздела IV Конституции РК под названием «Парламент», а также предписания Конституционного закона Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан». В соответствии с последним законом финансирование выборов в РК со стороны между- народных организаций и международных общес- твенных объединений, зарубежных государствен- ных органов, иностранных юридических лиц и граждан, а также лиц без гражданства, какое бы то ни было прямое или косвенное их участие в финансировании выборов в Республике запре-



 

щается (ч.2, ст.33). В пределах негосударственного финансирования выборов в избирательные фонды могут быть направлены только средства, получен- ные законным путем (ч. 4 ст. 34).

Такие предписания создают благоприятные ус- ловия для исключения из выборного процесса коррупционных правонарушений.

 

Основные выводы:

1. Конституция Республики Казахстан содержит основные положения о правах и свободах человека и гражданина. Их реализация гарантируется нор- мами права отраслевого характера и обеспечи- вается охраной от коррупционных посягательств со стороны кого бы то ни было.

2. В сфере охраны личных прав и свобод чело- века и гражданина действуют конституционные предписания, гарантирующие реализацию этих прав в условиях, исключающих коррупционизм.

3. Социальные, экономические и культурные права и свободы, закрепленные в Конституции РК, предполагают наличие прямых установок анти- коррупционного характера. К таким установкам относятся права, которые осуществляются на бес- платной основе.

4. Политические права и свободы обеспечи- ваются антикоррупционными мерами, преду- смотренными положениями конституционных и иных законов.

 

Вопросы для самопроверки:



1. Что из себя представляют конституционные права и свободы человека и гражданина?

2. Все ли права и свободы, закрепленные в Конституции РК, равно относятся к человеку и гражданину?

3. Какие права и свободы, закрепленные в Конс- титуции РК, относятся к личным?

4. Как Вы понимаете термин «неотчуждаемые права»?

5. Какие права и свободы, закрепленные в Конс- титуции РК, относятся к группе социальных, экономических и культурных? С чем связана необходимость их комплексного рассмотрения?

6. Какие права и свободы, закрепленные в Конституции РК, относятся к политическим?

7. Как и в чём проявляется антикоррупционная направленность предписаний Конституции РК.

 

Рекомендуемая литература:

1. Умбеталиев С.С. Проблемы предупреждения воспрепятствования законной предприниматель-

ской деятельности. – Алматы: «Өркениет». – 2002. – 256с.

2. Сулейманов А.Ф. Конституционно-правовые основы взаимодействия Президента и Конституци-

онного Совета Республики Казахстан. – Алматы, 2007. – 192 с.

3. Чупеков Т.А. К вопросу об истории развития коррупции и некоторые концепции борьбы с ней в Республике Казахстан // Актуальные проблемы борьбы с организованной преступностью: Материалы международной конференции. –Алматы, 8 декабря 2005г. – Алматы: КазНПУ имени Абая, 2005. – С.152-157.

4. Кегембаева Ж.А. Конституционные основы уголовной ответственности высших должностных лиц государства // Современные проблемы и тенденции развития уголовного права, криминологии и уголовно-исполнительного права Республики Казахстан: Материалы международной научно-практической конференции. – Том 1. – Караганды, 2009. – С. 285-287.

5. Пакирдинов М.А. Конституция Республики Казахстан как гарант прав личности в уголовном процессе // Роль Конституции РК в обеспечении законности, прав и свобод граждан: Материалы круглого стола. - Алматы, 22 августа 2002. – Алматы, 2002. – С. 138-146.

6. Тинистанова С.С. ҚР жемқорлықпен күрес туралы нормативтік актілер // Қазақстан Республи- касының тәуелсіздігінің 15 жылдығына арналған «Жансүгіров тағылымы» атты Республикалық ғылыми-практикалық конференция. - Талдықорған. – 2006. – 453-455б.

7. Судакова Р.Н. Правовые основы борьбы с организованной преступностью в свете нового законодательства // Борьба с организованной прес-

тупностью и коррупцией: материалы международ-

ной конференции. - Алматы: Алматинская высшая следственная школа ГСК Республики Казахстан. – 1996. – С.70-80.

 

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал