Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Церковно-канонические препятствия к браку

 

Священнику, прежде чем совершить венчание, надо выяснить, нет ли церковных, канонических препятствий к заключению данного брачного союза.

Прежде всего, нельзя венчать, состоящего в браке с другим лицом (Апост. 48; Вас. Вел. 36,77; Четвертый Всел. соб. 87,93; Карфаг. 115). Гражданский брак должен быть расторгнут в гражданском порядке, церковный в церковном. Необходимы, таким образом, гражданский развод и разрешение архиерея на венчание. Некогда препятствием к браку служил даже факт совершенного ранее обручения с другим лицом (4-й Всел. собор. 98; Анкирск. 11).

Небезразличным также является вероисповедание брачующихся. Нельзя венчать, если кто-нибудь из брачующихся не христианин.

Если кто-нибудь из них христианин неправаславный, надо обращаться к архиерею за разрешением на венчание, т.к. Церковь в общем смотрит неодобрительно на брачные союзы между православными и инославными. (4-й Всел. собр.14; 6-й Всел. собр.72).

Примечание: брак еретический и даже нехристианский, заключенный до присоединения супругов к церкви, может при желании супругов, остаться в силе в том случае, если к Церкви присоединился лишь один из супругов (Кор. 7,14; 6-й Всел. собор. 72).

Нельзя венчать того, кто однажды связал себя монашеским обетом девства (4-й Всел. собр.16; Анкирск. 19). Нельзя венчать и принадлежащих к клиру, за исключением чтецов. Лишенный сана не может быть повенчан без особого разрешения архиерея.

Родительское благословение весьма желательно, но оно не является обязательным условием.

 

Родство как препятствие к браку

 

1. Христианин имеет два родства — плотское, основывающееся на естественном происхождении (рождении) от родителей, и — духовное, образуемое благодатным возрождением при совершении Таинства Крещения, между крестившимися и воспреемниками их, а также родителям крестившихся. То и другое родство имеет важное значение для церковного брака.

2. Родство плотское определяется степенями и линиями. Степень есть связь лица с другим посредством рождения. Например, между мной и моим правнуком не степень, а линия родства.

3. Линии различаются прямые и боковые. Прямых линий две — нисходящии и восходящии. От меня вниз идет нисходящая линия (сын, внук, правнук и т.д.), а вверх — восходящая (отец, дед, прадед и т.п.).

Боковых линий три. Первая боковая линия отходит от моего отца (брат и сестры мои, племянники, двоюродные внуки и т.д.), вторая боковая линия отходит от моего деда (дядя и тетка, двоюродные братья, двоюродные племянники и т.д.), и третья боковая линия отходит от моего прадеда (двоюродный дед, двоюродный дядя, троюродные братья и сестры и т.д.).



4. При исчислении родственных степеней необходимо помнить следующее: муж и жена не имеют раздельной степени родства и по отношению к родственникам (безразлично чьи — мужа или жены) считаются в одной степени, потому что по словам Спасителя они "несть два, но плоть едина" (Мф. 19, 5).

Братья и сестры могут быть единокровные (т.е. дети одного отца, но разных матерей) и единоутробные (одной матери, но разных отцов). Те и другие считаются между собою в кровном родстве, как и рожденные от одного отца и матери. Единокровные и единоутробные братья и сестры называются сводными в отличие от родных.

Дети, рожденные вне брака, так же считаются в кровном родстве с рожденными в браке.

Дети, усыновленные, не считаются ни в кровном родстве, ни в духовном.

Дети и другие родственники, происходящие от разведенных супругов, состоят в том же родстве, в каком состояли до развода.

5. Родство бывает однородное или кровное (происходящее от одного родоначальника), но разделяется на линии: прямую (восходящую и нисходящую) и боковые (первая, вторая и третья).

Родство (или свойство) бывает разнородное (двухродное, трехродное), происходящее от соединения двух или трех родов, посредством брака, из которых каждый имеет своего родоначальника.

При исчеслении степеней родства всегда нужно начинать его от родоначальника. Причем, муж и жена всегда принимаются за одно лицо, а не за два.

6. По существовавшим ранее церковным законам, основанным на 54 правиле VI Вселенского Собора и другим (Апост. 19, Вас. Вел. 87, Тимофея Ал. 11 и т.д.) запрещались следующие браки:



1) В кровном (однородном) родстве по прямой линии (нисходящей и восходящей) безусловно запрещается брак во всех степенях, как противные самой природе человека (т.е. нельзя вступать в брак отцу с родной дочерью (1 ст.), деду с внучкой (2 ст.) и т.д.).

2) В кровном (однородном) родстве по боковым линиям запрещается браки до 4-й степени включительно, т.е. нельзя вступать в брак с родной сестрой (2 ст.), с племянницей (3 ст.), с двоюродной внучкой (4 ст.), с теткой (3 ст.), с двоюродной сестрой (4 ст.), с двоюродной бабкой (4 ст.). В пятой и шестой степени родства кровного браки разрешались, но с разрешения Епископа, а седьмая степень и выше без всякого разрешения. В настоящее время не венчают только до 4-й степени (вкл.), 5 и 6 степень венчаются без всякого разрешения.

3) В двухродном родстве (свойстве) браки запрещаются также до 4-й степени (включительно), как и в однородном по боковым линиям.

В частности запрещены браки: отца с женой сына, зятя с тещей (1 ст.), отчима с падчерицей или мачехи с пасынком (1 ст.), отца и сына с матерью и дочерью (2 ст.), отца с тещей сына или свекровью дочери (2 ст.), отчима с дочерью пасынка или падчерицы (2 ст.), зятя со свояченицей (2 ст.), деверя с невесткой (2 ст.), отца и сына с двумя сестрами (3 ст.), двух братьев с двумя сестрами — 4 ст. и т.д.

4) В трехродном свойстве браки запрещались только в 1-й степени. Например, между каким-либо человеком и женой его пасынка и т.д.

5) Вследствие того, что в настоящее время гражданские законы в отношении дозволенных степеней родства для вступления в брак отличаются от церковных в тех случаях, когда у священника возникает недоумение, он должен обратиться к Епископу за разъяснением и благословением.

Перед церковным венчанием священник, независимо от имеющихся брачущихся документов (регистрации, квитанции), должен расспросить у желающих венчаться, в какой брак они вступают, не состоят ли в родстве и в каком, сколько раз были зарегистрированы и венчаны.

Если человек был уже зарегистрирован в браке трижды, то он не может быть повенчан с 4-й женой, хотя бы он с прежними женами не венчался.

Следовательно, нужно помнить, что каждый гражданский зарегистрированный брак принимается во внимание и при церковном венчании.

Если человек был зарегистрирован и повенчан, то помимо гражданского развода он должен обратиться к Архиерею с прошением о снятии церковного благословения, и только по получении разрешения Архиерея он может быть повенчан.

6) В духовном родстве по церковным законам безусловно запрещены браки только между восприемником крестника и его матерью (вдовой), а также между восприемницей крестницы и ее отцом (вдовцом).

Ввиду того, что при таинстве крещения по церковным правилам должен быть только один восприемник (одного пола с крещаемым), Святейший Синод еще в XIX веке своими указаниями неоднократно разъяснил, что не существует духовного родства между восприемником и его крестной дочерью и матерью ее, так как у крещаемой девочки по церковному закону была восприемницей крестная мать, которая и вступила в духовное родство, как со своей крестницей, так и родителями ее. Поэтому крестная мать девочки не может вступить в брак с вдовым отцом ее.

По этой же причине разрешается браки между восприемниками (т.е. между крестным отцом и крестной матерью любого крестника).

Не существует духовного родства между крестниками какого-либо лица и его кровными детьми.

Следовательно, в духовном родстве состоят только воспреемники, крещаемые и их родители, но не их родственники (дети и пр.), которые могут беспрепятственно вступать в брак.

В том случае если при крещении был только один воспреемник или воспреемница, то независимо то пола крещаемого он или она вступает в духовное родство с ним и его родителями, и это служит препятствием к церковному венчанию.

Вследствие того, что народ очень следит за исполнением церковных законов в отношении духовного родства, в недоуменных случаях следует обращаться за благословением к епископу.

Дни, в которые запрещается совершать Таинство брака:

а) Накануне среды и пятницы в течении всего года.

б) Накануне воскресных, двунадесятых, престольных и великих праздников.

К великим праздникам относятся: Рождество Предтечи и Крестителя Иоанна (24 августа), Покров Пресвятыя Богородицы (1 октября).

В старых Практических руководствах помимо этих дней указываются еще: св. Николая (9 мая), св. ап. Иоанна богослова (26 сентября), Казанской Иконы Божией матери (22 октября), что исполнять необязательно, но следует сообразовываться с обстоятельствами.

В самые праздники можно венчать, если они не совпадут с постом или же накануне среды и пятницы.

в) В продолжении всех постов. В заговенье венчать разрешается, либо запрещается решением епископа.

г) В продолжении Святок от 25 декабря до 7 января, следовательно можно венчать на второй день праздника Богоявления (7 января).

д) в течении Сырной седмицы (масленицы), т.е. с вечера недели мясопусной.

е) в течении пасхальной седмицы. В неделю Фомину разрешается венчать.

ж) в дни и накануне праздников усекновения (29 августа) и Воздвижения (14 сентября).

Накануне родительских поминальных суббот венчание разрешается.

з) не следует венчать накануне особенно чтимых праздников в данной местности. Например, где есть праздники в честь Чудотворных икон, открытия мощей и т.д.

Является желательным исполнение брачующимися христианского долга исповеди и св. Причастия перед вступлением в брак, конечно с надлежащим приготовлением. Это требование указывает будущим супругам на святость венчания и на нравственную необходимость быть достойными благодати преподаваемой в Таинстве брака.

Некоторые священники предлагают брачующимся исповедоваться накануне венчания, а причащаться в самый день венчания. Другие находят более целесообразным исповедь и причащение желающих вступить в брак за неделю или же за несколько дней до венчания, когда брачующиеся не обременены заботами по подготовке к свадьбе и поэтому имеют возможность более серьезно отнестись к величайшему Таинству Причащения.

Обычай, по которому родители не присутствуют в храме при венчании своих детей, не имеет никаких канонических. ни других разумных оснований и образовался, вероятно, с целью устранить всякое подозрение насилия со стороны родителей и свидетельствует о забвении истины, что молитвы родителей утверждают домы чад их.

Венчание должно совершаться в храме.

Запрещается заочное венчание, т.е. в отсутствии одного из супругов.

По церковным законам предельный возраст брачующихся 60 лет (24 правило Василия Великого), но на практике, существовавшей ранее, браки разрешались до 80 лет, хотя священники должны были указывать желающим вступить в брак в престарелом возрасте на несообразность такого брака.

Так же одним указом Святейшего Синода (1861 г.) было вменено священникам в обязанность, чтобы они если к ним будут обращаться за советом лица, желающие вступить в брак в неравном возрасте, предупреждали таковых о неудобствах, какие могут произойти от большой разности лет, но если они после этого увещевания не отменили своего решения вступить в брак, то венчать беспрепятственно.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал