Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие нотариата

Термин «нотариат» многозначен, его можно рассматривать как:

1) систему органов и должностных лиц, наделенных в соответствии с законом правом совершения нотариальных действий;

2) отрасль законодательства как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в области нотариата;

3) учебная дисциплина, предметом которой является изучение вопросов нотариального производства и деятельности его участников в нотариальной сфере.

Нотариату как системе органов присущи следующие характерные черты:

1) назначение нотариата заключается в обеспечении граждан и юридических лиц квалифицированной юридической помощью;

2) нотариальная деятельность носит правовой характер, и результатом ее выступают правовые последствия (например, нотариально удостоверенные документы обладают юридической силой);

3) предметом нотариальной деятельности выступают бесспорные гражданские права и юридические факты. Если в ходе нотариального производства возникает спор о праве, то нотариальное производство должно быть приостановлено до разрешения спора;

4) сущность деятельности нотариуса заключается в юридическом закреплении гражданских прав и обязанностей в целях предупреждения в дальнейшем их возможного нарушения.

В настоящее время в мире существует две основных системы нотариата – латинского и англосаксонского типа. Для латинского типа характерно то, что нотариус выступает в качестве независимого представителя государства, наделенного от имени государства полномочиями совершать нотариальные действия и несет личную ответственность за совершение нотариальных действий, а контроль за его деятельностью осуществляется государством в лице органов юстиции и нотариальными палатами. В странах с англосаксонской системой нотариата нотариус и адвокат выступают в одном лице.

Принятые в 1993 г. Основы законодательства РФ о нотариате провозгласили свободный нотариат латинского типа. Его основнымипреимуществами по сравнению с государственным нотариатом стали:

1) широкие полномочия;

2) независимость от государственных должностных лиц;

3) личная имущественная ответственность частнопрактикующего нотариуса, а следовательно, и заинтересованность в качественной работе;

4) самофинансирование, существование без затрат для бюджета.

Согласно ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате нотариат в России призван обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ, конституциями республик в составе России, данными Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени РФ. При этом нотариальные действия в РФ совершаются в соответствии с Основами – нотариусами, работающими в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.



Нотариальные действия в России могут совершаться не только нотариусами. В случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий. Нотариальные действия от имени РФ на территории других государств совершают должностные лица консульских учреждений РФ, уполномоченные на совершение этих действий.

Нотариату свойственно выполнение определенных функций:

1) правоохранительной или защитной, обеспечивающей законность и правомерность действий участников гражданского оборота;

2) юрисдикционной, так как нотариус занимается и правоустанавливающей, и правоприменительной деятельностью;

3) предупредительно-профилактической;

4) правореализующей, выражающейся в том, что на нотариусе лежит обязанность обеспечения необходимых условий для осуществления деятельности иных участников нотариального производства;

5) правоустановительной, заключающейся в необходимости установления в нотариальном порядке некоторых групп юридических фактов;

6) удостоверительной, так как нотариус наделен полномочиями придания действиям участников гражданского оборота особого правового характера от имени государства.

2. Нотариальная деятельность

В настоящее время нотариат в РФ не входит в систему органов исполнительной власти, а нотариус не является должностным лицом, а выступает в качестве независимого представителя государства, наделенного им в особом порядке полномочиями по совершению нотариальных действий от имени РФ.



Нотариальная деятельность в РФ обладает целым рядом правовых гарантий:

1) нотариус беспристрастен, т. е. стороны, обратившиеся к нему за оказанием правовой помощи, находятся в равном положении, нотариус не вправе отдавать предпочтение какой-либо из сторон. При осуществлении своей деятельности он не может преследовать личного интереса и выгоды, а также интересов близких родственников;

2) независимость проявляется в том, что в отношении совершаемого нотариального действия нотариус должен самостоятельно принимать решения без чьих-либо указаний;

3) в своей деятельности нотариус руководствуется Конституцией РФ, Конституциями республик в составе РФ, Основами законодательства РФ о нотариате, законодательными актами РФ и республик в составе РФ, а также правовыми актами органов государственной власти автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, принятыми в пределах их компетенции, а также международными договорами;

4) нотариусу при исполнении служебных обязанностей, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе и после сложения полномочий или увольнения, за исключением случаев, когда справки о совершенных нотариальных действиях выдаются по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами, а также по требованию арбитражного суда в связи с находящимися в его разрешении спорами. Сведения (документы) о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться только лицам, от имени или по поручению которых совершены эти действия.

Если лица, совершающие нотариальные действия или в отношении которых такие действия совершаются, выдадут доверенность, то такие документы могут быть выданы по доверенности лицам, указанным в доверенности.

На нотариальную деятельность закон устанавливает определенные ограничения. Так, ст. 6 Основ законодательства РФ о нотариате (далее – Основы) гласит: «Нотариус не вправе заниматься самостоятельной предпринимательской и никакой иной деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской, и оказывать посреднические услуги при заключении договоров».

Нотариальная деятельность не является предпринимательством в силу того, что предпринимательство предполагает извлечение прибыли, предприниматель в сфере своей деятельности сам устанавливает цены, ориентируясь на спрос и предложение. Цены на услуги нотариуса устанавливаются законом, а нарушение такого закона является основанием лишения нотариуса лицензии.

Занимаясь научной деятельностью, нотариус повышает свои знания в области права, что способствует его дальнейшему профессиональному росту.

Деятельность нотариусов происходит в определенных нотариальных округах, которые устанавливаются в соответствии с административно-территориальным делением РФ. В городах, имеющих районное или иное административное деление, нотариальным округом является вся территория соответствующего города.

Территория деятельности нотариуса может быть изменена совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты. Однако органом юстиции совместно с нотариальной палатой может быть установлен иной округ для ведения наследственных дел.

В тоже время совершение нотариусом нотариального действия за пределами своего нотариального округа не влечет за собой признания недействительности этого действия. Законодатель прямо указывает, что нотариус вправе выехать в другой нотариальный округ для удостоверения завещания в случае тяжелой болезни завещателя и при отсутствии в том нотариальном округе в это время нотариуса.


60. Частная детективная и охранная деятельность. Ее место в системе правоохранительной деятельности.

 

Законом о частной детективной деятельности предусматриваются следующие виды частной правоохранительной деятельности:

· частная сыскная (детективная);

· частная охранная, имеющая два подвида: охрана материальных объектов и охрана физических лиц;

· смешанная охранно-сыскная деятельность.

Частная сыскная (детективная) деятельность имеет своей целью сбор определенного рода информации и обеспечение ею клиента в установленной форме.

Виды услуг, предоставление которых в целях сыска разрешено в частной правоохранительной деятельности:

· услуги, связанные с оказанием помощи в расследовании преступлений (сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса). Необходимым условием выполнения этих услуг является обязательное в течение суток с момента заключения контракта с клиентом письменное уведомление об этом частным детективом органа дознания, следователя, прокурора или суда, в чьем производстве находится уголовное дело;

· услуги, направленные на предупреждение вероятного совершения преступлений и иных правонарушений;

· услуги так называемой гражданско-правовой направленности (сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса, изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров);

· услуги, связанные с розыском лиц и материальных объектов.

Сыскные действия в процессе оказания перечисленных услуг:

· устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия);

· наведение справок;

· изучение предметов и документов;

· внешний осмотр строений, помещений и других объектов;

· наблюдение.

Частная охранная деятельность направлена на охрану личных и имущественных прав. В целях охраны законодательством разрешен следующий перечень услуг:

· защита жизни и здоровья граждан, цель которой – не допустить причинения вреда здоровью охраняемых лиц, лишения их жизни;

· охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке (как физическая, так и техническая охрана зданий, сырья, продукции, транспортных средств, иного имущества различных организационно-правовых форм собственности, в том числе зарубежных деловых партнеров). Охранная деятельность частных охранных предприятий не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране;

· проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;

· консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной их защиты от противоправных посягательств;

· обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий (на основе договора с устроителями таких мероприятий).


 

1. Правоохранительная деятельность: основные признаки, понятие, цели и задачи.

2. Общая характеристика правоохранительных органов Российской Федерации. Государственные и негосударственные органы, выполняющие правоохранительные функции.

3. Общая характеристика и классификация нормативных правовых актов о правоохранительных органах и их деятельности

4. Понятие, полномочия (функции) судебной власти.

5. Правосудие как вид государственной правоохранительной деятельности. Понятие принципов правосудия, их система.

6. Законность – основополагающий принцип правосудия.

7. Принцип осуществления правосудия только судом.

8. Независимость судей и подчинение их только закону - принцип правосудия.

9. Обеспечение подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на судебную защиту – принцип правосудия.

10. Равенство граждан перед законом и судом - принцип правосудия.

11. Обеспечение права граждан на судебную защиту - принцип правосудия.

12. Состязательность и равноправие сторон - принцип правосудия.

13. Презумпция невиновности - принцип правосудия.

14. Обеспечение возможности пользоваться в суде родным языком - принцип правосудия.

15. Гласность судебного разбирательства - принцип правосудия.

16. Непосредственность и устность судебного разбирательства - принцип правосудия.

17. Участие граждан в отправлении правосудия.

18. Судебная система Российской Федерации. Общая характеристика Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации».

19. Понятие звена судебной системы, судебной инстанции, судебной компетенции, подсудности.

20. Система судов общей юрисдикции. Общая характеристика Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации».

21. Суды субъектов Российской Федерации – конституционные (уставные) суды, мировые судьи.

22. Районный суд - основное звено федеральных судов общей юрисдикции. Полномочия районного суда. Организация работы в районном суде.

23. Суды субъектов Российской Федерации: структура, полномочия, место в системе федеральных судов общей юрисдикции.

24. Верховный Суд Российской Федерации: его полномочия и структура.

25. Военные суды в судебной системе Российской Федерации.

26. Арбитражные суды в Российской Федерации, их роль и основные задачи. Система арбитражных судов. Общая характеристика Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

27. Конституционный Суд Российской Федерации: полномочия, структура и организация деятельности.

28. 28Статус судей: понятие и общая характеристика. Основные положения Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

29. Статус присяжных и арбитражных заседателей, их права и обязанности. Порядок наделения их полномочиями.

30. Порядок формирования судейского корпуса: требования, предъявляемые к кандидатам в судьи, отбор кандидатов на должность судьи, назначение судей.

31. Органы судейского сообщества, их задачи и принципы деятельности.

32. 32 Понятие и содержание организационного обеспечения деятельности судов. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации: полномочия, структура, организация деятельности. Администраторы судов.

33. Система и структура органов прокуратуры РФ. Характеристика Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

34. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры РФ.

35. Понятие прокурорского надзора и направления деятельности прокуратуры РФ.

36. Служба в органах и учреждениях прокуратуры. Кадры органов и учреждений прокуратуры.

37. Министерство юстиции РФ, его территориальные органы и учреждения, их основные задачи.

38. Федеральная служба судебных приставов: система органов, их основные задачи. Судебные приставы, их виды и полномочия.

39. Федеральная служба исполнения наказаний, ее структура и основные задачи.

40. Система обеспечения безопасности в Российской Федерации. Состав, задачи и функции Совета Безопасности РФ.

41. Органы федеральной службы безопасности в Российской Федерации, их система, принципы и основные направления деятельности.

42. Система органов внешней разведки РФ. Принципы и цели разведывательной деятельности. Полномочия органов внешней разведки РФ.

43. 43 Понятие, структура и основные полномочия Федеральной службы охраны РФ.

44. Понятие, система и основные полномочия государственной фельдъегерской службы РФ.

45. Понятие, система и основные полномочия органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС).

46. Понятие и система органов внутренних дел РФ.

47. Задачи и основные полномочия Министерства внутренних дел.

48. Полиция как составная часть органов внутренних дел. Основные права и обязанности полиции.

49. 49 Федеральная миграционная служба при МВД РФ: задачи и основные полномочия.

50. Понятие, система и основные полномочия Федеральной службы по контролю над оборотом наркотиков.

51. Понятие, система и основные полномочия Федеральной таможенной службы РФ.

52. Понятие, система и функции Федеральной службы по финансовому мониторингу.

53. Федеральные органы государственной охраны: система, задачи и полномочия.

54. Задачи и структура внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации.

55. Органы, уполномоченные осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их права и обязанности.

56. Система органов, осуществляющих предварительное следствие. Полномочия следователя и руководителя следственного органа.

57. Система органов дознания и их полномочия.

58. Адвокатура и адвокатская деятельность в Российской Федерации.

59. 59 Система нотариата в Российской Федерации. Общая характеристика нотариальной деятельности в РФ.

60. Частная детективная и охранная деятельность. Ее место в системе правоохранительной деятельности.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал