Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






На доходы от него

Допустим, что в стране производятся два товара: Х и Y с использованием двух факторов производства — капитала и труда (рис. 2). Причем товар X является относительно более трудоемким, а товар Y — относительно более капиталоемким. Вектор OF показывает оптимальное сочетание труда и капитала на основе использования наиболее эффективной технологии при производстве товара X, а вектор ОЕ — соответственно при производстве товара Y. Обеспеченность страны в целом трудовыми ресурсами и капиталом показана точкой G, означающей, что в стране имеется OJ труда и GJ капитала. При отсутствии внешней торговли товар Х производится в объеме F, а товар Y — в объеме Е.

С включением страны в международный товарообмен увеличивается производство товара Y в экспортном секторе, при создании которого в большей мере используется избыточный фактор — капитал. Это приводит к росту используемого капитала на GG1. При неизменных размерах другого используемого фактора — труда — соотношение производства товаров Х и Y показано параметрами нового параллелограмма. Производство экспортируемого капиталоемкого товара Y переместится в точку Е1, т.е. возрастет на ЕЕ1. Напротив, производство более трудоемкого товара X переместится в точку F1, т.е. уменьшится на FF1. Причем перемещение капитала в экспортоориентированный сектор приводит к непропорционально большому увеличению производства товара Y.

Теорема Т.Рыбчинского неоднократно подтвержда­лась практикой. Хрестоматийным стал пример деиндустриализации Нидерландов, известный как «голландская болезнь». Активизация разработок Голландией месторождения природного газа в Северном море, более высокая прибыль и зарплата в этом секторе вызвали отток ресурсов из других секторов. В результате выпуск товаров обрабатыва­ющей промышленности сократился. Происшедший в результате этого рост доходов привел к увеличению спроса на неторгуемые товары и росту их производства. В то же время имело место свертывание производства в традиционных экспортных отраслях обрабатывающей промышленности и расширение импорта недостающих товаров. «Голландская болезнь» в различные периоды поразила Норвегию, Великобританию, Мексику и другие страны.

Последующее снижение цен на сырьевые товары вызвало новую фазу «голландской болезни». Произошло снижение доходов населения, сокращение производства неторгуемых товаров, отток ресурсов из отраслей сырьевого экспорта. Вновь укрепились позиции традиционных экспортных отраслей обрабатывающей промышленности. Структурные сдвиги, вызываемые «голландской болезнью», порождают серьезные социальные проблемы.

Таким образом, с международной торговлей могут быть связаны не только положительные, но и отрицательные последствия. Данное об­стоятельство объясняет сосуществование во внешнеторговой полити­ке стран двух тенденций — свободной торговли (либерализации) и протекционизма.



8.5.4. «Парадокс Леонтьева»

Известный американский экономист русского происхождения Василий Леонтьев (1905-1999, лауреат Нобелевской премии 1973 г.) в 1950-х гг. решил проверить правильность выводов теории Хекшера—Олина и соответст­вие действительности существующего мнения об избыточности в США такого фактора, как капитал. Для этого он провел расчеты капитала и занятости в нескольких десятках отраслей, а также капитала и труда, содержащихся в их товарах в результате использования продукции дру­гих отраслей.

Произведенный с помощью межотраслевого баланса анализ расчетов показал, что США в 1947 г. при относительной избыточности капитала продавали другим странам трудоемкие товары в обмен на относительно капиталоемкие. Это явление (получившее название «парадокс Леонтье­ва») безуспешно пытались объяснить структурой спроса, торговыми барь­ерами, обратимостью факторной интенсивности. Понять его помогла идея ввести в модуль такие факторы производства, как квалифицирован­ный/неквалифицированный труд, капитал и земля. Проведенные много­численные исследования с учетом этих четырех факторов подтвердили:

1) правильность теории Хекшера—Олина;

2) наличие «парадокса Леонтьева» на протяжении длительного послевоенного периода.

Относительное изобилие высококвалифицированной рабочей си­лы ведет к экспорту товаров, для изготовления которых необходим квалифицированный труд. Изобилие неквалифицированной рабочей силы способствует экспорту товаров, производство которых не требу­ет высокой квалификации. Новый подход позволил выявить, что из­быточным для США фактором производства является не столько ка­питал, сколько научно-технические кадры. В результате разрешения «парадокса» теория Хекшера—Олина обогатилась новыми результата­ми, позволившими объяснить как трудоемкость американского экс­порта послевоенных лет, так и капиталоемкий экспорт развивающих­ся стран, богатых природными ресурсами (природные ресурсы могут участвовать в производственных процессах только в ас­социации с крупным капиталом (отрасли добывающей промышленности), что объяс­няет капиталоемкость экспорта из развивающихся стран), а также влияние на международную специализацию внешнеторговой политики госу­дарств, ориентированной на ограничение импорта и стимулирование внутреннего производства и экспорта продукции отраслей, использу­ющих относительно дефицитные факторы производства. Попытки объяснить «парадокс Леонтьева» способствовали появлению теорий, основанных на расширительном понимании категории капитала.



8.6. Современные теории международной торговли

Качественные сдвиги, происходящие в структуре мировой торговли в связи с развитием наукоемких, высокотехнологичных отраслей при­вели к созданию теорий (моделей) неотехнологического направления. Одни из них дополняют друг друга, другие существенно отличаются и подходом, и содержанием.

Неотехнологическое направление экономической мысли связано, прежде всего, с достижениями научно-технического прогресса (НТП), способными не только повысить производительность капитала, зем­ли, труда, но в определенном смысле расширить предложение любого из этих факторов. Так, новая технология, удваивая производитель­ность труда каждого рабочего, по сути, означает удвоение самого фак­тора труда в отрасли, где она применяется. В такой ситуации специа­лизация страны перестает зависеть от естественных преимуществ, смещаясь в сторону преимуществ приобретенных, позволяющих не только использовать, но и по своему усмотрению создавать избыточ­ные факторы производства. Следовательно, новые методы производ­ства могут влиять на структуру и направления торговли. Изучение вли­яния НТП на внешнюю торговлю поставило под сомнение теории, связывающие внешнюю торговлю со сравнительными преимущества­ми факторов производства и их соотношением.

8.6.1. Теория эффекта масштаба

Рост объемов торговли сходными товарами в рамках одних и тех же отраслей при условии нацеленности основных торгующих стран фак­торами производства в сходных пропорциях породил в научных эко­номических кругах мнение о том, что происходящие изменения не вписываются в рамки классических теорий и теории Хекшера—Оли­на. На волне ее критики и отрицания в начале 1980-х гг. возникла теория снижающихся издержек, или, как ее еще называют, — эффек­та масштаба.

Американские ученые Пол Робин Кругман (род. 1953, лауреат Нобелевской премии 2008 г.) и Келвин Джон Ланкастер (1924-1999) выдвинули предположение о том, что развитые страны наделены факторами произ­водства в сходных пропорциях, поэтому торговля между ними имеет смысл при условии специализации на производстве товаров в тех от­раслях, которые характеризуются наличием эффекта массового про­изводства. В таком случае по мере нарастания масштабов производст­ва, при определенной его организации и технологии, долговременные средние издержки на производство товара будут сокращаться и цена его снизится. Это приведет к экономии, обусловленной масштабами производства.

Теория эффекта масштаба объясняет возможность торговли между странами технологически близкой и однородной продукцией.

Для реализации эффекта массового производства необходим ем­кий рынок. Международная торговля позволяет сформировать инте­грированный рынок — более крупный, чем рынок любой отдельно взятой страны, благодаря чему потребитель может приобрести больше продукции по более низким ценам. К негативным последствиям эф­фекта масштаба следует отнести его связь с концентрацией производ­ства и процессом укрупнения фирм, которые могут превратиться в монополистов, что неизбежно приведет к нарушению совершенной конкуренции и изменению структуры рынков. Рынки становятся либо олигополистическими с преобладанием межотраслевой торговли однородными продуктами, либо монополистическими с развитой вну­триотраслевой торговлей дифференцированными продуктами. В последнем случае международная торговля все больше концентрируется в руках гигантских международных фирм, транснациональных корпо­раций (ТНК). В результате возрастает объем внутрифирменной тор­говли, направления которой определяются не принципами сравни­тельных преимуществ или соотношением факторов производства, а стратегическими целями корпорации.

8.6.2. Теория цикла жизни продукта

В середине 1960-х гг. американский экономист Реймонд Вернон (1913-1999) предложил теорию цикла жизни продукта (product life cycle, PLC), объясняющую развитие мировой торговли готовыми изделиями на основе этапов жизни товара. Теория вызвала большой интерес, так как в ней было от­ражено реальное состояние международного разделения труда.

Согласно теории, отдельные виды товаров труда проходят, как и человек, жизненный цикл: рождение (изобретение), рост, зрелость, упадок.

Рождение (изобретение) нового продукта происходит, как правило, в случае потребности в нем на внутреннем рынке страны. Для изго­товления изобретенного товара требуется передовое оборудование, высококвалифицированная рабочая сила. Его производство перво­начально носит мелкосерийный характер и обычно находится в промышленно развитых странах, что объясняется высокими доходами последних, позволяющими рисковать средствами при исследовани­ях, результат которых неизвестен; конкуренцией; требовательными покупателями; наличием ученых и высококвалифицированных кад­ров и др.

Хотя большинство продаж в период этапа создания товара совер­шается на внутреннем рынке, часть продукции вывозится за рубеж, где уже слышали о новом товаре и стремятся его приобрести. Как пра­вило, это страны с аналогичными сегментами рынка.

На первом этапе производственный процесс очень трудоемок. Продукция еще не стандартизирована, и процесс производства дол­жен позволять вносить быстрые изменения в характеристики продук­та, диктуемые информацией, поступающей с рынка, а это повышает затраты труда. Важным фактором, влияющим на начальную трудоем­кость, служит и технология производственного процесса, в частности основное оборудование, необходимое для крупносерийного произ­водства, которое обычно разрабатывается позднее, чем принципиаль­ная технология. Стимул для создания оборудования, способного про­изводить большие партии продукции, появляется на этапе роста.

Увеличение сбыта новой продукции становится для конкурентов сигналом к действиям. Внеся незначительные изменения в товар, чтобы преодолеть патентную защиту, конкуренты могут начать произ­водство за рубежом. Страна-производитель наращивает экспорт, од­нако сталкивается с потерей некоторых ключевых экспортных рын­ков, где уже продается местная продукция.

На этапе зрелости мировой спрос выравнивается, несмотря на рост в одних странах и снижение в других. Первичных производите­лей к этому времени часто вытесняют, поскольку модели товара уже четко стандартизированы, а стоимость превращается в важное орудие конкуренции. Крупносерийное производство становится доступным и для зарубежных предприятий, которые, в свою очередь, снижают себестоимость единицы продукции. Более низкая себестоимость дает возможность увеличивать сбыт в развивающихся странах.

С расширением рынков и распространением технологий страна нововведения лишается производственных преимуществ. Фактичес­ки уже имеются стимулы, способствующие перемещению предприя­тий в развивающиеся страны, где не квалифицированная, на дешевая рабочая сила может быть эффективно использована в стандартизиро­ванных (капиталоемких) рабочих процессах.

По мере перехода к этапу упадка спрос на товар, особенно в разви­тых странах, сокращается. Рыночные и стоимостные факторы застав­ляют производство перемещаться в развивающиеся страны, а страна нововведения становится чистым импортером.

Модель жизненного цикла продукта справедлива для многих от­раслей, но существуют товары с коротким жизненным циклом. На­пример, моральный износ многих электронных приборов происходит так быстро, что распространять их производство в мировом масштабе нет смысла. Товары с высокими транспортными расходами также нецелесообразно экспортировать независимо от этапа их жизненного цикла. Не вписывается в теорию жизненного цикла продукта и прак­тика функционирования ТНК. Независимо от типа продукции ТНК внедряет новые товары на отечественном рынке и за рубежом почти одновременно. Вместо того чтобы просто учитывать потребности вну­тренних рынков, компании разрабатывают товары и услуги для обслу­живания сегментов рынка, пересекающих национальные границы. При этом они исключают опережения и отставания, которые, как предполагается, существуют при перемещении товара из одной стра­ны в другую. Кроме того, ТНК все больше производят за рубежом просто для того, чтобы получить преимущество за счет экономии в производстве, а не в ответ на рост зарубежных рынков. Компания «Зингер», скажем, выпускает некоторые модели швейных машин в Бразилии для сбыта на экспортных рынках, а не для продаж в самой Бразилии. И таких примеров можно привести много.

8.6.3. Теория подобия стран

В мировой практике сформировалась устойчивая тенденция к посто­янству объемов и удельного веса торговли между странами с одинако­во высокими доходами, что также расходится с традиционными тео­риями торговли, которые особо выделяют различия между странами.

Попытки объяснить данную тенденцию породили теорию подобия стран (country-similarity theory), автором которой является шведский экономист Стефан Линдер. Рост объемов торговли между промы­шленно развитыми странами связан с повышением роли приобретен­ного (на основе новой технологии продукции производства) преиму­щества. Теория подобия стран утверждает, что, разработав новую продукцию в ответ на потребность внутреннего рынка, производитель затем обращается к рынкам, которые воспринимаются им как наибо­лее схожие с рынками своей страны. Другими словами, потребители в промышленно развитых странах предпочитают высококачественные и дорогие товары, тогда как потребители в странах с низким уровнем доходов таких товаров будут покупать меньше.

Развитые страны могут иметь рынки с одинаковыми характерис­тиками спроса, но различаться специализацией, предпринимаемой ради обеспечения себе приобретенных преимуществ. Например, анг­личане лидировали в течение некоторого времени в области биохи­мии и во внедренческих инженерных работах, немцы — в химии син­тетических материалов, а французы — в фармакологии. Значительные различия отмечаются также в распределении расходов на научные ис­следования и опытно-конструкторские работы. Кроме того, те отече­ственные отрасли, в которых существует активное соперничество, быстрее будут внедрять новшества и развивать преимущества на меж­дународном уровне.

8.6.4. Теория конкурентных преимуществ

В 1991 г. вышло в свет энциклопедическое исследование экономиста Майкла Портера (род. 1947 г.) «Конкурентные преимущества стран» (The Completive Advantage of Nations), отличающееся совершенно новым подходом к проблемам международной торговли. Портер исходит из того, что на международном рынке торгуют и конкурируют не страны, а фирмы, и чтобы уяснить роль страны в этом процессе, необходимо понять, как фирма создает и удерживает конкурентное преимущество.

В ходе анализа автор пришел к выводу, что конкурентные преиму­щества фирмы зависят от выбранной конкурентной стратегии и от со­отношения факторов ее конкурентных преимуществ.

Выбор фирмой конкурентной стратегии определяется двумя мо­ментами:

• особенностями конкуренции, связанными со структурой отрасли;

• позицией фирмы в отрасли.

На конкуренцию в отрасли оказывают воздействие пять сил, влияю­щих на ценовую политику фирмы, ее расходы и капиталовложения:

• появление новых конкурентов;

• появление товаров или услуг-заменителей;

• способность поставщиков торговаться;

• способность покупателей торговаться;

• соперничество уже имеющихся конкурентов.

Позиция фирмы в отрасли обусловливается ее конкурентными преимуществами, дающими более высокую продуктивность, чем у конкурентов. Важным фактором, влияющим на позицию фирмы, яв­ляется сфера конкуренции, или широта цели, на которую ориентиру­ется фирма в рамках отрасли. Отрасли сегментированы, поэтому фир­ма, выбирая диапазон своих целей, должна определить, конкурировать ли ей по широкому спектру, или сосредоточиться на каком-либо од­ном секторе рынка.

Портер приводит основные типовые стратегии, применяемые при определении позиции фирмы в отрасли (рис. 3).

 

    Конкурентное преимущество
    Меньшие издержки Дифференциация
Сфера конкуренции Широкая цель Лидерство за счет экономии на издержках Дифференциация
Узкая цель Сосредоточение внимания на издержках Сфокусированная дифференциация

Рисунок 3. Типовые стратегии фирмы

Прочность позиций в конкурентной борьбе обеспечивается либо более низким, чем у конкурентов, уровнем издержек, либо дифферен­циацией производимого продукта (повышением качества, созданием товара с новыми потребительскими свойствами, расширением воз­можностей послепродажного обслуживания и т.п.).

В зависимости от выбранной конкурентной стратегии опреде­ляются: 1) способ, которым фирма выполняет отдельные виды пер­вичной (производство, сбыт, доставка и обслуживание товара) и вто­ричной деятельности (обеспечение компонентами производства, технологией, трудовыми ресурсами и т.д.), 2) вся цепочка ценностей фирмы.

Конкурентного преимущества фирма добивается, если она совершенствует технологию, способы и методы ведения дел.

Проанализировав международную конкуренцию, Портер выделил два способа достижения и использования конкурентного преимуще­ства при глобальной стратегии:

• конфигурация деятельности (размещение различных видов дея­тельности в разных странах с целью использования их особенностей);

• координация деятельности филиалов (обмен информацией, распределение ответственности, согласование усилий).

Успех на мировом рынке обеспечивается оптимальным сочетани­ем правильно выбранной конкурентной стратегии фирмы с конку­рентными преимуществами страны. Они характеризуются че­тырьмя детерминантами (рис. 4).

 

Рисунок 4. Детерминанты конкурентного преимущества стран

1. Параметры факторов — наделенность факторами, их иерархия и создание новых. Факторы подразделяются на: основные (к ним Пор­тер относит унаследованные естественные факторы) и развитые — об­щие и специализированные. М. Портер дает свою классификацию факторов производства. По его мнению, глав­ную роль играют развитые, создаваемые страной специализированные факторы: науч­но-технические знания, высококвалифицированная рабочая сила, финансовые, де­нежные ресурсы и инфраструктура.

2. Параметры спроса на внутреннем рынке на товары, предлага­емые отраслью. Спрос влияет на эффект масштаба, определяет ха­рактер и скорость внедрения новаций, стимулирует повышение ка­чества продукции и подталкивает страны к выходу на внешний рынок.

3. Наличие в стране конкурентоспособных на внешнем рынке от­раслей, позволяющих обеспечить быстрый доступ к дорогостоящим ресурсам и оказать содействие процессу нововведения, а также смеж­ных отраслей, производящих взаимодополняющую продукцию. Эти отрасли дают возможность взаимодействовать в сфере технологий, маркетинга, обмениваться информацией.

4. Наконец, конкурентоспособность отрасли зависит от нацио­нальных черт, определяющих особенности создания и управления фирмами и характера конкуренции на внутреннем рынке.

Действие системы детерминантов ведет к неравномерному распределению конкурентоспособных национальных отраслей, они как бы связаны в пучки, «кластеры», состоящие из взаимозависимых от­раслей.

Важное значение М.Портер отводит случаю. Любое случайное собы­тие — будь то новое изобретение или скачок цен на ресурсы в услови­ях кризиса; изменение валютного курса или резкое повышение спро­са, политическое решение правительства или война способны повлиять на конкурентное преимущество фирм.

Страна, по мнению М.Портера, будет иметь шансы на успех в тех от­раслях или сегментах, где все четыре детерминанта конкурентного преимущества носят наиболее благополучный характер. Они образу­ют национальный «ромб» — систему, каждый детерминант которой влияет на все остальные. Важная роль в этом процессе принадлежит государству: проводя целенаправленную политику, оно воздействует на параметры факторов производства, внутреннего спроса и другие составляющие «ромба».

Таким образом, теории торговли помогают объяснять, как устроена мировая торговля, почему издержки производства одного и того же товара меняются от страны к стране, какие изменения происходят в торговле и др.

Современные теории международной торговле развивают принципы классических положений либо изучают те стороны международной торговли, которые классическим теориям не удалось объяснить. Обе группы теоретических направлений рассматривают международную торговлю преимущественно со стороны предложения.

Несмотря на разнообразие теорий международной торговли и их актуальность, следует отметить, что ни одна из них не объясняет все реально существующие типы и тенденции развития современной торговли.

 

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал