Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технические требования к земляному полотну

 

Земляное полотно выравнивает рельеф местности и служит основанием для дорожной одежды проезжей части. Прочность и долговечность дорожной одежды в значительной степени зависят от прочности и неизменности земляного полотна. С целью снижения трудоемкости и стоимости строительства для устройства земляного полотна используют местные грунты различного состава с принятием мер от их увлажнения и придания им наибольшей возможной плотности. Для защиты от увлажнения устраивают водоотводные планировки и сооружения, обеспечивающие возможно более быстрый и полный отвод воды от дороги. Для получения нужной плотности грунты уплотняют при постройке.

Наблюдения показывают, что деформации земляного полотна могут произойти по разным причинам и выражаются в следующих формах:

- осадка насыпи из-за недостаточного уплотнения грунта при постройке. Под действием собственной массы, попеременного увлажнения и просыхания происходит уменьшение пористости и осадка грунта (рис.14, а).

- просадка пористых увлажненных слоев грунта в основании под земляным полотном вследствие отжатия воды весом насыпи. В районах распространения вечной мерзлоты осадка возможна за счет протаивания льда в грунтах под насыпью и выжимания воды массой грунта насыпи (рис.14, б).

- расползание насыпи вследствие воздействия ее из переувлажненных или мерзлых грунтов без надлежащего уплотнения. При оттаивании при воздействием собственной массы насыпи расползается (рис.14, в).

- обрушение откосов вследствие приданной им большой крутизны и влажности грунта (рис.54, г)

- сползание насыпи по крутому склону (рис.14, д).

 

Рис.14. Деформации земляного полотна в насыпи

 

Свойства грунтов зависят от гранулометрического и минералогического составов, природных условий их залегания и изменяются под влиянием увлажнения и просыхания.

Для повышенной устойчивости сооружений из грунтов следует учитывать их природные свойства и применять при строительстве грунты, обладающие лучшими строительными свойствами. Однако в ряде случаев доставка к месту строительства грунтов с лучшими свойствами может быть связана с трудоемкими и дорогостоящими работами, поэтому приходится применять местные грунты и проектировать мероприятия для улучшения их свойств и защиты от действия неблагоприятных климатических и иных факторов.

Прочность грунта земляного полотна в основании под дорожной одеждой оценивают модулем упругости и модулем деформации.

Модулем упругости называют величину предельного напряжения под штампом, не вызывающего остаточной деформации при сжатии грунта, вызванной этой нагрузкой. Стабильность модуля упругости обеспечивает надежность дорожной одежды под нагрузкой от колес проезжающего транспорта.



Величина модуля упругости грунта земляного полотна в основании дорожной одежды обеспечивается постоянством плотности и влажности грунта. Повышение влажности грунта снижает величину модуля упругости. Поэтому основным требованием к проектированию земляного полотна автомобильной дороги является уплотнение грунта и защита его от увлажнения.

Уплотнение грунта производится при постройке земляного полотна послойной укаткой или трамбованием грунта при оптимальной влажности.

Повышение влажности в процессе эксплуатации дороги вызывает понижение значения модуля упругости.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.004 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал