Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проектная линия в разных условиях рельефа

Продольный профиль проектируют в виде плавной линии, состоящей из прямолинейных участков и вертикальных кривых. Проектирование продольного профиля заключается в нанесении проектной линии и вычислении проектных и рабочих отметок точек.

Проектировать нужно с учетом обеспечения:

а) устойчивости земляного полотна и дорожной одежды в течение круглого года при любых изменениях температуры и погодных условий;

б) наименьшей строительной стоимости дороги;

в) удобства и безопасности движения автомобилей с наименьшей стоимостью перевозок.

Таблица 4

Наименьшее возвышение низа дорожной одежды над поверхностью

земли на участках с необеспеченным поверхностным стоком

  Грунт земляного полотна Наименьшее возвышение низа дорожной одежды в наиболее низком месте поперечного профиля , м
II зона III зона IV зона V зона
Пески средние и мелкие, супеси легкие 0,50 0,40 0,30 0,20
Пески пылеватые, супеси тяжелые 0,60 0,50 0,40 0,30
Супеси пылеватые, супеси тяжелые пылеватые, суглинки легкие, суглинки легкие пылеватые, суглинки тяжелые пылеватые 0,80 0,60 0,50 0,40
Суглинки тяжелые, глины пылеватые, глины песчаные, глины жирные 0,70 0,60 0,40 0,40

 

Обеспечение всех этих условий представляет сложную задачу и требует комплексного решения. Положение проектной линии находят, рассматривая наиболее рациональные варианты. Ввиду большого разнообразия природных условий нельзя дать заранее установленные решения по проектированию продольного профиля.

Отметки проектной линии – это обычно отметки бровки земляного полотна проектируемой дороги. При проектировании подзорного или бортового профиля (в населенных пунктах или на промышленных площадках) проектные отметки относят к дну лотка. При проектировании реконструкции дорог и при проектировании городских дорог проектная отметка относится к оси дороги.

На продольный профиль можно наносить проектную линию по обертывающей и по секущей. Во всех случаях проектированиянужно добиваться, чтобы дорога вписывалась в местность не нарушая ландшафта; необходимо также, по возможности, избегать устройства высоких насыпей и глубоких выемок, особенно для дорог низших технических категорий (IV, V категория).

Обертывающая проектная линия обычно предпочтительнее секущей, так как при этом не только объемы работ меньше, но и земляное полотно в небольших насыпях более устойчиво, уклон откосов может быть принят 1:3 и положе, что способствует безопасности движения. Водоотвод может быть обеспечен планировкой придорожной полосы. Однако в пересеченной местности при обертывающей проектировке могут возникнуть места, где видимость обеспечена на меньшее расстояние, что затрудняет обгон и снижает безопасность при движении на высоких скоростях. Поэтому при проектировании скоростных магистралей и магистральных дорог II категории чаще применяют проектирование секущей линии, а при проектировании дорог местного значения большей частью применяют обертывающую линию.



Проектирование по обертывающей заключается в том, что проектную линию наносят, следуя основным изгибам поверхности земли, с соблюдением рекомендуемых рабочих отметок и уклонов, но не выше максимально допустимых для дороги данной категории. Такое земляное полотно будет наиболее устойчиво под действием местных природных факторов, и потребует минимума земляных работ. Кроме того, проектированием по обертывающей создаются наиболее благоприятные условия для механизированного возведения земляного полотна. Метод проектирования по обертывающей применим только в особо благоприятных грунтовых и гидрологических условиях ( например, в южных степных районах). Для дорог низшей категории (IV, V категорий) в этих условиях проектную линию следует вести в насыпях высотой 0,3-0,5 м.

При проектировании по обертывающей отклонение проектной линии от рекомендуемой рабочей отметки допускают:

1) в местах пересечения с железными дорогами в одном уровне, где согласно требованиям СНиП 2.05.02-85*, проектная линия должна пройти горизонтально на уровне головок рельса, а длина горизонтальной площадки должна быть такой, чтобы расстояние от крайнего рельса до начала вертикальной кривой, сопрягающей площадку со смежным уклонном, было не менее 10м при расположении переезда насыпи и 20 м – выемке;



2) в местах пересечения с автомобильной дорогой высшей категории в одном уровне. Проектная линия пересекающей дороги должна быть проведена с продольным уклоном, равным поперечному уклону проезжей части пересекаемой дороги; при этом должна быть обеспеченна видимость поверхности дороги по установленным нормам и в соответствии с категориями пересекающихся дорог;

3) на участках местности, изрезанной оврагами, ложбинами, небольшими возвышениями;

4) на подходах к искусственным сооружениям;

5) при пересечении влажных и заболоченных впадин, где для предохранения полотна от грунтовых и поверхностных вод проектируют повышенную насыпь.

В условиях равнинного и слабохолмистого рельефа проектирование по обертывающей в сочетании с трассированием в плане и вписываем в элементы рельефы позволяет получить хорошо осушаемое земляное полотно. При таком смягчения продольного уклона и уменьшения объема земляных работ земляное полотно проектируют в выемках.

В равнинной местности с затяжными площадками, при пересечении болот, имеющих поверхность, близкую к горизонтальной, проектную линию наносят горизонтально, а рабочую отметку назначают с учетом предохранения полотна от действия воды (табл.24). При нулевых отметках и малых насыпях длинные горизонтальные участки проектировать не рекомендуется.

Если уклоны поверхности земли не превосходят назначенные предельные для данной дороги, проектную линию можно наносить параллельно поверхности земли, вписываясь в рельеф местности. По возможности следует избегать в продольном профиле частых переломов проектной линии, т.е. не проектировать пилообразный профиль. Наилучшим является продольный профиль с пологими, достаточно длинными уклонами. Расстояние между переломами проектной линии продольного профиля называют шагом проектирования.

В пересеченной местности плавность проектной линии обеспечивают выбором такого шага проектирования, который позволяет разместить тангенсы чередующихся вертикальных кривых с радиусами не менее минимальных, установленных требованиями СНиП 2.05.02-85 для категории проектируемой дороги (табл.10).

При наличии косогорности, которая может быть установлена по горизонталям топографической карты (если трасса проходит параллельно или под углом к густо расположенным горизонталям), положение проектной линии, рабочие отметки определяют по поперечникам обычно с приблизительным равенством объемов полувыемки и насыпи) (рис.40). Можно также определять и по равенству их площадей.

В условиях холмистого, сильно пересеченного рельефа более рационально наносить проектную линию по секущей, с чередующимися выемками и насыпями. При проектировании по секущей взаимное расположение насыпей и выемок устанавливают из условий наилучшего распределения земляных масс, устойчивости земляного полотна, а также с учетом наиболее эффективного производства строительных работ. Так как при равных рабочих отметках площадь поперечного сечения выемки значительно превышает площадь сечения насыпи (рис. 40.), проектную линию необходимо нанести вначале ориентировочно так, чтобы при оценке на глаз площадь участка выемки в продольном профиле была примерно на 25-30% меньше площади чередующейся насыпи. Объемы насыпей и выемок примерно будут равновелики.

Для обеспечения водоотвода проектную линию в выемке наносят с уклоном не менее 5% (лучше не менее 10%о), проектирование горизонтальных участков в выемках не допускается. Не рекомендуется пропускать воду из кюветов или кюветов-резервов насыпи по кюветам выемки, за исключением коротких выемок длиной до 100 м. На уклонах перед выемкой желательно предусмотреть водосборные канавы.

Переломы проектной линии в продольном профиле при алгебраической разности уклона 5 и более на дорогах I и II категорий, 10 и более на дорогах III категории и 20 на дорогах IV и V категорий следует сопрягать вертикальными кривыми, радиусы которых принимаются согласно СНиП 2.05.02-85* Нужно избегать резких переломов профиля от одних уклонов к другим, а также применения кривых малого радиуса между длинными прямыми и короткими прямыми вставками между смежными кривыми большого радиуса. Применения кривых малых радиусов в конце затяжных спусков, не следует допускать.

В горной и пересеченной местности на участках кривых в плане с малыми радиусами небольшие продольные уклоны уменьшают по сравнению с нормами.

При проектировании дороги в горной местности с серпантинами следует придерживаться норм СНиП 2.05.02-85*, допуская наибольшие продольные уклоны в пределах серпантин при расчетной скорости 30 км/ч – 30%о, 20 км/ч – 35%о, 15 км/ч – 40%о.

При современной механизации земляных работ к увеличению продольных уклонов против норм следует прибегать в исключительных случаях и при надлежащем технико-экономическом обосновании. Для ясно выраженного грузового направления нужно применять меньшие подъемы, обеспечивающие безопасность движения и устойчивость откосов земляного полотна (рис. 6).

 

Рис. 6. Поперечный разрыв полувыемки и полунасыпи на косогоре.

 

На дорогах горной местности при затяжных продольных уклонах величиной более 60%о через каждые 2-3 км рекомендуется предусматривать места с уменьшенными продольными уклонами (до 20%о и менее), Участки или площадки для остановок располагают у источников воды и в живописных местах.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал