Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типология управленческих решений

Типология - это научный метод, основа которого - расчлене­ние систем объектов и их группировка с помощью обобщенной мо­дели или типа. Типология используется в целях сравнительного изучения существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней организации объектов. Основными логическими форма­ми, используемыми типологией являются - тип, классификация, систематика. Введение понятия типологии управленческих реше­ний предусматривает акцентирование внимания на методах раз­работки решений, сгруппированных по определенным признакам.

Все многообразие управленческих решений в зависимости от характера проблем и методов их разрешения можно условно раз­делить на следующие типы [11]:

• по степени формализации проблемы;

• по используемым методам;

• по творческому вкладу.

На рис. 3.3 показана общая типология управленческих реше­ний. Рассмотрим основные признаки данной типологии.

Степень формализации (степень структуризации).

Под структуризацией понимается возможность количественного выражения зависимостей между элементами ситуации. Степень формализации проблемы как признак типизации впервые предло­жена американскими специалистами Г.Саймоном и А.Ньюэллом.

Цель структуризации - это решение сложных, обычно недоста­точно четко сформулированных проблем в хозяйственной, научной, производственной, коммерческой и других областях деятельности организации. При этом проблема не рассматривается как нечто не­делимое (целое), а представляется как совокупность взаимосвязан­ных вопросов, объединенных единой целью. Структуризация сво­дится к уточнению сложной проблемы и представлению последней оптимальному, поэтому может рассматриваться как временный или основа для продолжения работы в данном направлении.

Как мы уже знаем, управленческие решения в статике (как яв­ление) представляют собой формально зафиксированный проект какого-либо изменения в организации, в осуществлении которого помимо субъекта, принимающего решения (ЛПР), обязательно участвуют и другие субъекты организации.

 

ТИПОЛОГИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

СТЕПЕНЬ ФОРМАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКИЙ ВКЛАД

Рутинные

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ Селективные

Программируемые Адаптационные

Непрограммируемые Инновационные

Рис. 3.3. Типология управленческих решений.

 

Цель (задача управления), стоящая перед ЛПР - выработка та­ких управляющих воздействий (U), при которых состояние орга­низации (объекта), характеризуемое множеством параметров (S) для него приемлемо (S*) с точки зрения критериев эффективнос­ти (К) деятельности организации. Данному полному множеству показателей эффективности может быть поставлено в соответствие подмножество их допустимых значений, в котором ЛПР выделяет подмножество желаемых значений (рис.3.4).



Рис. 3.4. Эффективность деятельности организации.

Задача управления состоит в выработке такого решения, при котором множество текущих значений показателей эффективнос­ти будет принадлежать подмножеству их желаемых значений, т.е. в нахождении такого подмножества значений управляющих воздей­ствий и* с U, для которого справедливо соотношение S(u*) S*

Для описания процесса принятия решения требуется описание трех его компонент: ЛПР, модели объекта управления и модели эффективности. Отдельные компоненты могут быть описаны раз­личными способами:

• словесным языком;

• структурно-логическим языком;

• математическим языком.

Описание компонент ППР к началу решения задачи может быть полным или частичным и носить простой или сложный характер.

В зависимости от описания компонент решения задачи возмож­но рассмотрение различных типов задач управления, которые со­гласно классификации, предложенной Г. Саймоном и А. Ньюэллом, подразделяются на три класса:

• хорошо структуризованные;

• неструктуризованные;

• слабо структуризованные (ССЗУ).

Последние содержат как количественные, так и качественные элементы, причем качественные доминируют.

К хорошо структуризованным задачам следует отнести такие задачи управления, в которых зависимости между элементами си­туации могут получать численные значения или символы. Для ре­шения этих задач могут быть использованы известные модели и методы оптимального управления объектами - количественные



методы анализа:

• линейное, нелинейное, динамическое программирование;

• теории массового обслуживания;

• теории игр.

Методология этих моделей и методов известна как «исследо­вание операций». Как правило, эти модели достаточно полно опи­сываются методами математического программирования и систе­мами дифференциальных уравнений. Для решения особо сложных задач, имеющих большую размерность (число переменных превы­шает несколько десятков), нелинейность или недетерминирован­ность, используются методы имитационного моделирования.

Слабо структуризованными являются проблемы, как прави­ло, сложные, отличающиеся, в первую очередь, качественными зависимостями элементов ситуации. Однако слабо структури­зованные (или смешанные) проблемы содержат как качествен­ные, так и количественные элементы при преобладающем со­ставе первых. Это область применения системного анализа. В решении подобных проблем исключается возможность постро­ения моделей, но не всегда. Все зависит от конкретной ситуа­ции и приемлемости сочетания количественных и эвристичес­ких методов.

Для решения слабо структуризованных задач управления на­званных методов недостаточно, так как в задачах такого класса определение целевой функции (критерия оптимальности) в явном виде часто становится невозможным. В таких случаях приходится полагаться на систему предпочтений ЛПР, которая, как правило, заранее не задается и выявляется в процессе разработки решения. К слабо структуризованным задачам управления чаще всего отно­сят многокритериальные ЗПР, для решения которых могут быть использованы нормативные методы принятия решений, базирую­щихся на теории полезности.

Неструктуризованные (или качественно выраженные) пробле­мы содержат лишь описания важнейших ресурсов, признаков и характеристик, количественные зависимости между которыми со­вершенно неизвестны. Решение неструктуризованных проблем производится с использованием эвристических методов, основан­ных на интуиции, логике, теоретических рассуждениях, опыте, профессионализме лица или коллегиального органа субъекта уп­равления. Это достаточно многочисленный класс проблем.

Способов структуризации проблем достаточно много. В основ­ном они определяются типом задачи и этапом структуризации про­блемы в целом (например, этап предварительной структуризации в ССЗУ).

В процессе структуризации проблем необходимо свести к ми­нимуму количество неформализуемых элементов с таким расче­том, чтобы проблема приобрела более определенный характер. Решаемая проблема, независимо от ее типа, должна увязываться с целями управления предприятием, и на этой основе целесообраз­но формировать процедуру разрешения ситуации.

Процесс решения ССЗУ начинается с расчленения (структу­ризации) задачи на такие части, которые можно преобразовать в эквивалентные «хорошо определенные» задачи. Далее этот набор частных задач решается аналитическими методами, указанными выше, а затем осуществляется синтез проблемы на новом, более высоком уровне ее понимания.

Важнейшая особенность ССЗУ заключается в том, что их мо­дель может быть построена только на основании дополнительной информации, получаемой от человека, участвующего в решении проблемы, что вносит элемент субъективизма в ее характеристи­ки. Поэтому объективные модели построить достаточно сложно. 8 дальнейшем условимся понимать задачу принятия решения как слабо структуризованную, если для нее характерны:

• априорная незаданность (нефиксированность) многих пере­менных;

• преобладание качественных переменных и неявно выражен­ных операторов преобразований;

• нечеткость (многовариантность исходов; приближенный вид описания некоторых компонент задачи) в задании многих пере­менных и операторов преобразований.

При разработке методов предварительной структуризации ССЗУ успешно используются:

«дерево решений», отображающее визуальное сравнение и вы­бор альтернатив;

«дерево ценностей», отражающее цели и задачи принятия ре­шений.

Следующий признак типизации - используемые методы.

На основе учета стереотипности ситуаций и используемых ме­тодов, выделяются программируемые и непрограммируемые реше­ния. К программируемым обычно относят стандартные и повторяю­щиеся решения. По данным зарубежной практики, около 90% ре­шений принимаются по типичным ситуациям, которые связаны с закупкой товаров, формированием ассортимента, подбором кадров и др. Для их решения применяется известная модель с внесением необходимых корректировок на специфические особенности. Это делается потому, что абсолютного повторения всех нюансов ситуации практически не бывает [12].

К непрограммируемым относятся решения, принимаемые в новых ситуациях. Они могут носить разовый, творческий характер, во многом зависят от здравого смысла и интуиции (например, разработка новых технологий, изделий, формирование новой структуры).

Отдельные авторы выделяют четыре уровня решений в зави­симости от творческого вклада менеджеров в их разработку:

• рутинные решения;

• селективные решения;

• адаптационные решения;

• инновационные решения.

Первый уровень - рутинные решения. Они принимаются согласно отработанному механизму и имеющейся программе действий. Важно изучить особенности ситуации, соотнести ее с на­копленным опытом, принять ответственность за конкретные действия. В проявлении творческого подхода нет необходимости, так как все процедуры решения известны.

Второй уровень - селективные решения. Инициатива и свобо­да действий на данном уровне проявляется в ограниченных пре­делах. Например, при оценке известных различных альтернатив и| выборе из них оптимальных. Третий уровень - адаптационные решения. Они рассчитыва­ются на дополнительные, непредусмотренные трудности. Как пра­вило, при их разработке сочетается использование творческого не­стандартного подхода на основе новых идей с отработанными ра­нее возможностями. Имеет значение личная инициатива руково­дителя для поиска нового решения известной проблемы.

Четвертый уровень - инновационные решения. Решения этого уровня обычно касаются процесса реструктуризации и реформи­рования организации, связаны со сложностью и непредсказуемос­тью событий. Это комплексные решения, имеющие высокую тру­доемкость выполнения. Инновационный уровень вызывает необ­ходимость принятия неординарных решений, содержащих ново­введения.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал