Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие, структура, виды правосознания

Правосознание – это совокупность взглядов, идей, отражающих отношение людей, социальных групп и наций к праву, законности, правосудию, их представление о том, что является правомерным и неправомерным.

Правосознание представляет собой своеобразную форму общественного сознания, которая отражает правовую действительность в форме юридических знаний, социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих деятельность людей в юридически значимых ситуациях. Как специфическая форма общественного сознания правосознание содержит в себе совокупность взглядов, чувств, эмоций, идей, теорий, представлений и установок, которые характеризуют отношение лица, общественной группы и общества в целом к действующему или желаемому праву.

В.В. Лазарев отмечает, что правосознание – явление идеальное, непосредственно не воспринимается. Теория государства и права традиционно исследует такие категории как понятие, сущность, структура правосознания, его функции, соотношение с правом и роль в механизме правового регулирования общественных отношений в целом, в обеспечении законности в частности, а также правовое воспитание населения и юристов-профессионалов. В современной науке принято считать, что правосознание – это представления и понятия, выражающие отношение людей к действующему праву, знание меры в поведении людей с точки зрения прав и обязанностей, законности и против законности; это правовые теории, правовая идеология. В рамках такого подхода правосознание является идейным выражением объективных общественных отношений, отражающих в свою очередь доминирующие в обществе экономические и социальные отношения.

Правосознание содержит оценочные суждения о праве. В связи с этим область правового сознания – элемент культуры, то есть факт, что относится к категории ценности. Независимо от того, насколько реальное право справедливо или не справедливо, его смысл и назначение состоят в том, чтобы быть справедливым, – право же (и правосознание) должны вобрать в себя и реализовать идею права. Идея права включает в себя формообразующие принципы и оценки политико-правовой реальности. Эти элементы идеи права образуют содержание правового сознания, изучать которые необходимо и как ценностные суждения (оценки деятельности) и как факты данного бытия (явления государства и права). По мнению А.А. Штанько, ощутимую роль правосознание играет на стадии реализации права, в процессе воплощения в жизнь юридических прав и обязанностей. Правосознание – это не только отражение в индивидуальном сознании духа и характера уже существующих в обществе законов, оно активно и творчески корректирует и критикует действующие законы (и институты) с позиций индивидуальной справедливости, которая приобрела глубокий жизненный смысл и значение для достаточно большой массы людей. Согласно утверждению А. Ильина, мы постоянно нуждаемся в правосознании и пользуемся им; правосознание является творческим источником права, живым органом правопорядка и политической жизни. Каждый закон, каждый указ – возникает в правосознании. Каждый закон, который возник в правосознания власть имущих, обращается к правосознанию большинства подчиненных им людей, чтобы сформулировать им правовые веления, тем самым пробуждая в них желание действовать лучше, справедливее, осторожнее... Это происходит во всех сферах права. Это, по мнению мыслителя, означает, что именно в правосознании (а не в воле и не в силе) рождается любой закон (хороший или плохой, зрелый или незрелый). В то же время указывается, что важным признаком любого закона является то, что он направлен не только на действия человека (которого можно заставить поступать, так или иначе), но и на ее правосознание. То есть, издавая закон, государство стремится убедить правосознание каждого отдельного человека, что следование указанному закона будет способствовать лучшему, более справедливому и более совершенному общественному существованию. Поэтому, несмотря на то, что формально человек может и не принимать участия в принятии того или иного закона, он, тем не менее, всегда участвует в его реализации (ведь каждый индивид решает, соблюдать ему закон или нет и если соблюдать – то как именно?). Это означает, что правосознание является условием действенности закона, когда вследствии несовпадения представления о праве тех, кто принимает закон, и тех, кто его выполняет, закон превращается из внешней принудительной силы в свободное внутреннее убеждение. Кстати, именно благодаря этому своему свойству правосознание делает возможным адекватное применение закона в каждом конкретном случае. Действительно, каким бы четким не был закон и какими совершенными в логико-юридическом плане не были бы его нормы, он никогда, как отметил И. Ильин, не сможет дать четкие и однозначные указания, как действовать человеку в каждом конкретном случае (в этом плане всеобщность закона всегда будет проигрывать разнообразию общественной жизни и тех случаев, в которых он должен применяться). Это может вызвать ситуацию «summum jus summa injuria», когда неукоснительное следование закону порождает наивысшую несправедливость. Механизмом, который позволяет избегать возникновения подобных ситуаций, как раз и есть творческая правосознание, которая существует между общей формулой юридической нормы и отдельным индивидом и трансформирует общие требования права и закона в конкретные действия в той или иной ситуации.





Правосознание существует «до», «после» и «параллельно» с ним и выступает, во-первых, его источником, отражающим объективные потребности развития общества, во-вторых, одним из обязательных механизмов (инструментов) реализации, воплощения в жизнь, в-третьих, средством оценки соответствия поведения (деятельности) нормам права. Выступая в качестве непосредственного источника права, правосознание находит свое выражение в правовых актах, оказывает влияние на сам процесс и результаты правотворчества. Правовые нормы, в свою очередь, оказывают влияние на развитие правосознания граждан, формирование надлежащих представлений о правовых принципах и нормах, правоотношениях и ответственности. Определенным образом, истоки правосознания появляются в духовном измерении человека до появления права, когда еще не существовало ни представления о праве, нет его трактовки.
Следовательно, в отличие от других форм общественного сознания, правосознание имеет свой особый предмет отражения и объект воздействия – право как систему юридических норм, правоотношения, законодательство, правовое поведение, правовую систему в целом. Правосознание не только отражает в правовых категориях, концепциях, теориях, чувствах, взглядах людей правовую действительность, но и направляет субъекты права на определенные изменения в правовой среде, прогнозирует и моделирует их. Существует определенное взаимодействие правосознания и права. Взаимосвязь правового сознания и права имеет достаточно сложный характер. С одной стороны, правосознание предшествует праву, поскольку последнее является выражением воли общества или определенной его части, то есть выражает взгляды и установки общества или определенной его части, то есть их правосознание. С другой стороны, правовая система, которая сложилась в обществе, выступает одним из важнейших факторов, влияющих на правосознание. И, наконец, функционирование права, его применение и соблюдение зависят от уровня правового сознания.

Существенное влияние на правосознание оказывают другие формы общественного сознания, прежде всего политическое сознание и мораль, а также общественная психология, исторические традиции, образ и уклад жизни.

В современной юридической науке существует деление правосознания на институциональное и не институциональное (в зависимости от официальности или неофициальности нормативных основ его организации и наличия или отсутствия профессиональной компетенции применения последних). В приведенных определениях форм правосознания прослеживается их расширения до масштабов более общего понятия правовой культуры.

Правосознание – сложное социальное образование. Согласно субъектов правовое сознание подразделяется на: индивидуальное, групповое и общественное. По характеру деятельности носителей правосознание делится на: 1) профессионально-юридическое (практически-юридическое и научно-юридическое); 2) профессионально-неюридическое; 3) непрофессиональное или обыденное.
В «горизонтальной» структуре правосознания, как правило, отличают «теоретическое» (научное), «профессиональное» (профессионально-юридическое) и «обыденное» (повседневно-практическое). К теоретическому правосознанию относят правовые теории, систематизированные и научно обоснованные идеи, правовые установки, парадигмы и прочее. «Профессиональной» называют «одну из коллективных форм правосознания, носителями которой являются юристы и которая представляет собой систему правовых взглядов, знаний, чувств, ценностных ориентаций, других структурных образований...»; то есть это – «правосознание специальной группы людей, профессионально занимающихся юридической деятельностью, которая формируется в результате специальной образовательной подготовки и практической деятельности и характеризуется единством социальных задач, форм и методов профессиональной деятельности». И, наконец, «обыденное правосознание включает в себя представления, чувства и волеизъявления массы людей, их субъективное отношение к действующему праву, знания о существующих законах и их оценку, убеждения в правомерности или неправомерности судебных действий, в справедливости или не справедливости самих законов; эта сфера создает массовое общественное мнение вокруг действующего права, поддерживая его или требуя его замены».

С точки зрения глубины отражения правовой деятельности выделяют три уровня правосознания: обыденное (эмпирическое), научное (теоретическое) и профессиональное.

Обыденное правосознание формируется стихийно, под влиянием конкретных условий жизни, личного жизненного опыта и правового образования, доступного населению. Теоретическое (научное) правосознание, в отличие от обыденного, формируется на основе глубоких правовых обобщений, знания закономерностей и специальных исследований социально-правовой действительности. Именно научное правосознание должно быть непосредственным источником правотворчества, служить совершенствованию юридической практики и тому подобное.
Профессиональное правосознание – это правовое сознание юристов. В зависимости от предмета отражения в правосознании юриста образуются сферы, соответствующие разным отраслям правовых отношений (например, хозяйственным, коммерческим, гражданско-правовым, уголовно-правовым, уголовно-процессуальным и т.д.). Сущность и особенности правового сознания юристов конкретизируются в содержании правовой идеологии и правовой психологии, в системе присущих данной профессиональной группе правовых знаний, установок, ценностных ориентаций и тому подобное. Юристы традиционно входят в перечень представителей идеологической специальности. Основная цель науки – выделить конкретные особенности правосознания юристов, прежде всего те, которые позволяют быть высококвалифицированным специалистом, строго и неуклонно соблюдать законность.

К профессиональному правосознанию относится и правосознание юристов, которое характеризуется тем, что непосредственно связано с умениями и навыками практического познания и применения правовых норм. Правосознание юристов влияет на функционирование государственных институтов, органов местного самоуправления, темпы становления гражданского общества, реализацию принципов основ конституционного строя и прежде всего верховенства права.

Также следует выделить национальное правосознание, благодаря которому возможным является создание такой модели идеологической доктрины, которая способна всецело обеспечить национальные интересы государства.

В структуре правосознания выделяют три блока: правовые знания, правовые оценки и правовые установки. Субъект правосознания приобретает правовые знания в процессе осмысления различных правовых явлений, включая сведения о конкретных нормах права, назначение правового регулирования, роль тех или иных правоприменительных и правоохранительных органов государства и тому подобное. Вместе с тем, наличие определенного объема правовых знаний еще не определяет уровень правосознания, который определяется также пониманием сущности права, правовых норм, других правовых явлений, их требований, целей и назначения.
Необходимость и объем правовых знаний, обусловленных включенностью субъекта в систему правовых отношений. Приобретение, усвоение правовых знаний осуществляется посредством социального и правового опыта человека. Сквозь призму собственного правового опыта субъект воспринимает новые правовые явления, что обусловливает наличие определенного оценочного отношения, которое отображается в значимости, ценности, как полученных знаний, так и правовой действительности, с точки зрения лица. Роль правовых оценочных представлений заключается в том, что лицо не просто совершает действия, предусмотренные определенными юридическими нормами, а осмысливает свое поведение с точки зрения его законности, соответствия требованиям закона. Правовые установки – это определенные психологические комплексы, которые характеризуют правосознание личности, влияя как на правовое поведение, так и на формирование представлений, оценки правовых явлений. То есть, правовые установки влияют как на регулятивную, так и на познавательную и оценочную функции правосознания.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал