Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и признаки правообразования

Правообразование – это относительно длительный процесс формирования юридических норм, начиная с признания государством определенных общественных отношений, осознания необходимости их правового регулирования, формального закрепления и государственной защиты юридических предписаний.

В сферу правового регулирования входят лишь наиболее важные для общества отношения. Они должны отвечать требованиям справедливости, господствующей морали и потребностям общественного развития. Именно такие отношения государство считает целесообразным признать и обеспечить правовой защитой. Это происходит постепенно по мере формирования государства, зарождение его органов и прежде всего судов.

Формирование права – это сложный, многоаспектный социальный процесс, обусловленный взаимодействием объективных условий и субъективных факторов, определяющих и обеспечивающих образование новых норм права. Этот процесс состоит из нескольких этапов. На первом этапе этого процесса происходит формирование определенных общественных отношений, которые в результате многократного повторения приобретают нормативный характер. На втором этапе, который мы будем называть правозакреплением, происходит государственное санкционирование общественной и государственной (в историческом аспекте прежде всего судебной) практики, ее развернутое законодательное закрепление. Путем правозакрепления складываются основы правового регулирования общественных отношений. На третьем этапе государство с целью конкретизации и детализации основ правового регулирования самостоятельно создает широкий круг правовых предписаний. Именно этот этап мы будем называть правотворчеством. Следовательно, в отличие от распространенных в учебной литературе взглядов, правообразование не сводится только лишь к правотворчеству, которое является лишь последним этапом этого процесса.

Возникновение общественных отношений, которые впоследствии приобретают правовой характер, является первым и важным шагом на пути правообразования. В соответствии с принципами господствующей морали и представлений о справедливости государство признает и закрепляет в законодательстве определенные экономические, политические, культурные отношения, которые соответствуют потребностям общества, формирует права и обязанности субъектов правоотношений.

Процесс правозакрепления заканчивается разработкой и принятием нормативно-правовых актов, которые являются общеобязательными и определяют санкции в случае нарушения признанных государством правил поведения.
Завершение этого процесса не исключает дальнейшего углубления содержания права. С целью охвата всех особенностей различных сфер общественной жизни происходит детализация его основ, которое осуществляется путем создания более конкретных по содержанию правил поведения. Не меняя основ права, они составляются с участием государства, а во многих случаях непосредственно формируются законодателем. Таким образом, углубление сферы правового регулирования тех общественных отношений, которые нуждаются в детализации и конкретизации, происходит путем правотворчества.



Под правотворчеством понимают организационно урегулированную, особую форму деятельности государства или непосредственно народа, вследствии которой потребности общественного развития и требования справедливости приобретают правовую форму, что находит свое проявление в определенном источнике права (нормативном акте, прецеденте, нравах и тому подобное).

Для этапов правозакрепления и правотворчества, как особых форм деятельности компетентных государственных органов, уполномоченных общественных организаций или всего народа по установлению, изменению или отмене юридических норм, созданию и развитию системы права характерны определенные признаки:

а) является монополией государства, которая в особых случаях может делегировать эти полномочия общественным организациям или другим субъектам права, она также может осуществляться непосредственно гражданами государства на референдуме;

б) имеет организационную направленность, каждый правотворческий орган санкционирует или издает нормативные акты в соответствии со своей компетенцией;

в) в основном отражается в формулировке правовых норм. Это составляет ее основную функцию, поскольку изменение, отмена норм права и кодификация правового материала является лишь его вспомогательными функциями;



г) четко регламентируется нормативными предписаниями, что обусловлено принципом законности, необходимостью строгого соблюдения каждым правотворческим органом своей компетенции, с целью предотвращения возможным юридическим коллизиям, противоречиям и дублированию норм права в законодательстве.

Постоянное совершенствование законодательства, обусловлено закономерным развитием современного государства, является необходимым условием всестороннего учета в нормативных актах потребностей общественного развития, сочетания интересов отдельных слоев общества и индивидов. Развитие правозакрепления и правотворчества является важным залогом повышения роли законодательства, укрепления режима законности. Правозакрепление и правотворчество осуществляется каждым государством независимо от его типа, форм организации власти, ее задач и функций.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал