Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие «товаров таможенного союза» и «ино­странных товаров». Применение термина «страна происхождения товара». Понятие таможенной гра­ницы Таможенного союза.

В действующем ТК ТС содержится несколько десятков легальных дефиниций основных терминов, используемых в таможенном законодательстве Таможенного союза. Бла­годаря одинаковому пониманию одних и тех же катего­рий, благодаря унификации понятийного аппарата тамо­женного законодательства, удается в большинстве случаев избегать скрытых коллизий (столкновения) правовых норм, содержащихся в различных нормативных правовых актах.

Выстраивая внутреннюю архитектуру ТК ТС, законо­датель использовал несколько необычную технику: наряду с общим терминологическим словарем, помешанным в ст. 4 ТК ТС, в текст данного документа были включены спе­циализированные глоссарии, применяемые к отдельным институтам таможенного права. Например, такие глосса­рии содержатся в гл. 18 «Система управления рисками» (ст. 127 ТК ТС), гл. 20 «Таможенная экспертиза при прове­дении таможенного контроля» (ст. 137 ТК ТС), гл. 4!) «Осо­бенности перемещения товаров для личного пользования»

(ст. :г>1 тктс).

Среди «терминологических новшеств», введенных ТК ТС, особое значение имеет категория «товары таможен­ного союза». Под товарами Таможенного союза в соответ­ствии с поди. 37 п. 1 ст. 4 ТК ТС следует понимать товары, находящиеся на таможенной территории Таможенного союза, которые были:

• полностью произведены на территориях государств членов Таможенного союза;

• ввезены па таможенную территорию Таможенного союза и приобрели статус товаров таможенного союза в соответствии с ТК ТС и (или) международными дого­ворами государств членов Таможенного союза (напри­мер, в соответствии с процедурой выпуска для внутреннего потребления);

• изготовлены па территориях государств членов Таможенного союза из товаров, полностью произведенных


на территориях государств — членов Таможенного союза, либо из товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза и приобретших статус товаров Тамо­женного союза в соответствии с ТК ТС и (или) междуна­родными договорами государств членов Таможенного союза (например, товар приобретает статус товара Тамо­женного союза в случае, если он изготовлен из товара, кото­рый ранее имел статус товара Таможенного союза);

• изготовлены на территориях государств членов Таможенного союза из иностранных товаров, и приобрет­шие статус товаров Таможенного союза в соответствии с ТК ТС и (или) международными договорами государств — членов Таможенного союза (например, после завершения процедуры переработки иностранные товары выпускаются для внутреннего потребления).

К сущностным признакам товара следует отнести его: движимость и перемещаемость. Товарами Таможенного союза может быть как движимое имущество, перемещае­мое через таможенную границу Таможенного союза, в том числе носители информации, валюта государств — членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные1 виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу (например, водные и воздуш­ные суда).



Другой важной характеристикой товара является «страна происхождения товара». В зависимости от нее все товары можно разделить на две группы: товары Таможен­ного союза и иностранные товары. Такое подразделение товаров позволяет в дальнейшем определить необходи­мость применения или неприменения к ним в рамках отдель­ных таможенных операций или таможенных процедур мер таможепио-тарифно/о регулирования, а так же запретов и ограничений на ввоз товаров из определенных стран.

Краткое определение термина «товары таможенного союза» можно сформулировать следующим образом: товары, которые в результате производства либо выпуска таможенным органом, могут находиться на таможенной территории Таможенного союза без каких либо ограничений прав собственности на него со стороны таможенного зако­нодательства Таможенного союза.

Не следует оставлять без комментариев далеко не без­упречное утверждение законодателя о том, что под товаром


Таможенного союза следует понимать только товар, нахо­дящийся на таможенной территории Таможенного союза1. С ним можно согласиться лишь отчасти, поскольку в ряде случаев товары Таможенного союза, хотя и покидают тамо­женную территорию Таможенного союза, все же не утра­чивают, вследствие этого обстоятельства, статуса това­ров Таможенного союза (например, при осуществлении процедуры таможенного транзита товаров Таможенного союза от таможенного органа места убытия до таможен­ного органа места прибытия через территорию государства, не являющегося членом Таможенного союза (по/иг 5" п. 2 ст. 215 ТК ТС)).



Все остальные товары, находящиеся па территории Таможенного союза и не отвечающие вышеуказанным при­знакам товаров Таможенного союза считаются иностран­ными товарами. Легальное определение иностранных товаров дается в поди. 10 п. 1 ст. А ТК ТС: иностранные товары товары, не являющиеся товарами 'Гаможенно/о союла, а также товары, которые приобрели ста тис ино­странных товаров в соответствии с ТК ГС.

Важно знать, что иное трапные товары, is отличие от това­ров Таможенного союза, па территории Таможенного союза всегда находятся под таможенным контролем. Пользование и распоряжение иностранными товарами может осущест­вляться только в порядке и па условиях, которые опреде­лены'!'К ТС.

Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что иностранные товары для целен таможенно-тарифного регу­лирования не представляются в виде однородной массы. Так, для применения ставок ввозных таможенных попиши, обеспечения учета иностранных товаров в статистике внеш­ней торговли применяется критерии «страны происхожде­ния товара».

Определение страны происхождения товара осущест­вляется па основании принципов международной прак­тики. Страной происхождения товара считается страна, в которой товар был полностью произведен или подвер­гнут достаточной переработке в соответствии с крите­риями, установленными законодательными актами этой страны. Под страной происхождения товара могут так же пониматься группа стран, таможенные союзы стран, регион


или часть страны, если есть необходимость их выделения с целью определения происхождения товара.

В целях таможенно-тарифного регулирования (приме­нения станок ввозных таможенных пошлин) принято выде­лять следующие категории товаров:

• происходящие из стран, пользующихся режимом наиболее благоприятствуемой нации (ГС, США, Канада, Китай, Япония и др.);

• происходящие из стран, не пользующихся режимом наиболее благоприятствуемой нации (Алжир, ранее Литва);

• происходящие из развивающихся стран, пользую­щихся системой тарифных преференций Таможенного союза (Аргентина, Бразилия, Вьетнам, Индия и др.);

• происходящие из наименее развитых стран, пользу­ющихся системой тарифных преференций Таможенного союза (Афганистан, Бангладеш, Эфиопия, Заир, Гвинея, Замбия и др.)1;

• происходящие из стран СНГ (участников соглашения о создании зоны свободной торговли)2;

• произведенные на территории свободной экономиче­ской зоны;

• имеющих статус товаров Таможенного союза па момент их вывоза за пределы таможенной территории.

В конце; 2008 г. страны Таможенного союза подписали Протокол о единой системе тарифных преференций, кото­рая применяется с 01.01.2010. Тарифные преференции дают импортерам право применять пулевые либо снижен­ные ставки ввозной таможенной пошлины и зависимости от страны происхождения товаров.

Ранее в России применялась национальная система пре­ференций, в рамках которой к определенному перечню пре­ференциальных товаров при их ввозе в Россию применя­лись сниженные ставки пошлин.

Создание единой системы преференций принципиально ничего не изменило. Отличием является применение всеми странами Таможенного союза единых перечней стран, кото­рым предоставляются преференции, единого перечня пре-

1 См.: Соглашение от 12.12.2008 «О правилах определения происхож­дения товаров из развивающихся и наименее развитых стран». В соответ­ствии с решением Межгосударственного Сонета ГврЛзЭС oi 21.05.2010 № 36 данный документ вступил в силу с 01.07.2010.

- См.: Соглашение от 20.11.2009 «О правилах определения страны происхождения товаров в СНГ».


ферепциальных товаров и единых правил определения страны происхождения товаров.

В рамках применения единой системы преференций па уровне КТС были утверждены:

• Перечень развивающихся стран (103 государства), в отношении которых предусмотрено снижение ставки вво­зной пошлины па 25%;

• Перечень наименее развитых стран (49 государств), в отношении которых установлена пулевая ставка ввозной пошлины;

• Перечень преференциальных товаров (товары из 49 товарных групп), в отношении которых устанавливается обязанность представления при их таможенном оформле­нии сертификата происхождения по форме «Л»1.

В рамках Таможенного союза применение понятия «товар Таможенного союза» предусмотрено наряду с поня­тием «товар государства члена Таможенного союза». Отличие лтих двух понятий заключается в форме" сертифи­ката, выдаваемого Торгово-промышленной палатой.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал