Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предсоревновательная подготовка спортсмена

Предсоревновательная подготовка предусматривает решение следующих задач:

- определить основную цель и поставить конкретные задачи действий спортсмена в предстоящем соревновании с учетом инди­видуальных особенностей (психологической характеристики) спорт­смена;

- учесть объективные условия предстоящего соревнования и составить конкретный план подготовки к наиболее эффективным дей­ствиям спортсмена в этих условиях;

- учесть (изучить, no-возможности) сильные и слабые стороны
соперника, спортивной команды и разработать тактический план
соревновательной деятельности с учетом собранной информации;

- разработать несколько вариантов тактических действий;

- определить уровень технической готовности спортсмена, еще
раз провести оценку навыка выполнения двигательного действия с
учетом уровня спортивного мастерства;

- сформировать активное стремление к победе через
целевую установку спортсмену на состав соревновательных дей­ствий в каждом конкретном соревновании;

- сформировать твердую уверенность в своих силах и возможностях для достижения победы или высокого спортивного результата
в предстоящем соревновании;

- создать у спортсмена оптимально высокий уровень притяза­ний как основу направленности личности на достижение победы;

- поддержать бодрое эмоциональное состояние личности через
преодоление отрицательных эмоций, вызванных ожиданием предстоя­щего соревнования;

- развить и усовершенствовать приемы саморегуляции и самодиагностики (гетеро- и аутотренинг) и создать состояние эмоциональ­ной устойчивости;

- сформировать готовность к максимальным волевым усилиям и
к преодолению максимальных физических напряжений в условиях
соревнований;

- создать четкую систему организации внимания спортсмена
(направленности его сознания) через разработку специальной про-
граммы контроля за своими действиями на протяжении всего времени
участия в соревнованиях.

Психологическое воздействие на спортсмена в предстартовый и предсоревновательный периоды соревновательной деятельности должно быть направлено на сохранение и поддержание на высоком уровне состояния тренированности.

Особая роль в системе воздействия в предсоревновательные дни отводится формированию навыка мобилизации к выступ­лениям на предстоящих соревнованиях. Подобная мобилизация харак­теризуется максимальной активизацией сознания, спортивной деятель­ности и личности субъекта будущих соревнований.

В системе формирования навыка мобилизации готовности в предсоревновательные дни различают субъективные и объективные компо­ненты

К объективным факторам мобилизации го­товности спортсмена к соревновательной деятельности относятся:



1. Режим тренировочной деятельности спортсмена. Он способствует формированию оптимального психического состояния и эмоциональной устойчивости спортсмена в предсоревновательные дни.

Режим учебно-тренировочной деятельности строится с учетом расписания и программы предстоящих соревнований. Режим должен также строиться с учетом индивидуальных особенностей спортсмена. Проведенные иссле­дования предстартовых состояний спортсменов (А.В.Родионов, 1965) свидетельствуют о том, что положительный или отрицательный характер предстартовых состояний выражает баланс нервных процессов, а их глубина связана с сочетанием подвижности и уравновешенности.

Перестройка учебно-тренировочной работы в предсоревновательный период происходит за 4-5 недель до соревнований. В по­следний недельный цикл, по мнению ведущих специалистов (например в легкой атлетике), прыгуны и метатели могут производить специа­льную работу в полную силу за 5-8 дней до старта, а потом, тре­нироваться не применяя снарядов. И в этом есть определенная причина – необходимо создание отделенных условий формирования оптимального «настроя» на деятельность в условиях сорев­нований. Для прыгунов с шестом выбор основных средств трениров­ки в предсоревновательные дни должен проходить с учетом инди­видуальных особенностей спортсмена: одним, за один-два дня до соревнований лучше провести хорошую разминку; другим - легкую тренировку, не прыгая с шестом. (В.М.Дьячков)

Сохранению оптимального психического состояния спортсмена будет способствовать и режим питания спортсмена в предсоревновательные дни. Питание оказывает положительное влияние не только на работоспособность спортсмена, но и на его психику, на психоло­гический комфорт личности. Питание спортсмена в предсоревновательные дни должно находиться под контролем тренера, врача, психолога. У некоторых спортсменов под влиянием психического самочувствия увеличивается аппетит и нарушается работа желудочно-кишечного тракта.



Перестройка режима жизни и деятельности в предсоревновательные дни проводится в связи с климатическими особенностями в тех мес­тах, где будут проводиться соревнования. И не всегда удается най­ти способ, позволяющий лучше адаптироваться спортсмену к местам будущих соревнований по климатическим условиям.

Нельзя сбросить со счетов и временной фактор проведения сорев­нований. Соревнования могут проходить в различных временных поя­сах и, здесь, также, может наблюдаться влияние на физиологические процессы, на психику различие временных поясов на уже сложившийся стереотип спортивной деятельности человека. Это может сказаться на выполнении двигательной деятельности в условиях жесткой сорев­новательной борьбы.

2. Ознакомление с местами предстоящих соревнований. В предсоревновательные дни полученная тренером и спортсменом информации о месте будущих соревнований включает место располо­жения стадиона, манежа, бассейна, зала, расположения различных сек­торов соревнований, покрытия и состояния беговой дорожки, газона, освещение, шумовой фон, преобладающее направление ветра (роза вет­ров), примерная характеристика зрителей, судей, спортивного сопер­ника (менталитета населения, состава участников и др.). Все это помогает тренеру и спортсмену сформировать положительное отношение к условиям соревновательной деятельно­сти.

3.Оценка уровня тренированности. Главным компонентом тренированности является психологическая подготовленность спортсмена, его способность целенаправленно управлять своими действиями в условиях жесткой соревновательной борьбы, умение произвольно (осознанно) формировать предстартовое состоя­ние «боевой готовности» и не допускать проявлений «стартовой лихо­радки» и «стартовой апатии». В этом случае формируется состояние «спортивной формы», которое в психо­логии спорта характеризуется как «относительная эмоциональная устойчивость (О.А.Черникова, 1967).

Психологической основой соревновательной деятельности является умение спортсмена проявлять свои волевые качества - целеуст­ремленность, решительность, настойчивость, смелость и самообладание.

К субъективным факторам мобилизации готовности спортсмена к соревнованиям следует отнести, в основном, проявления личностных качеств. Именно, личность проявляется как отражение субъективных сторон спортивной деятельности. Не­зависимо от периода соревновательной деятельности решающую роль в становлении личности у спортсмена занимает его стремление добить­ся высоких спортивных результатов. Какие же свойства личности будут оказывать влияние на достижения успеха в спорте? Во-первых, это проявления направленности личности спортсмен, характеризующие смысл и значение спортивной деятельности для спортсмена. При этом обязательно проявляются спортивное мировоззрение, его жизненные позиции, выбранный жизненный идеал, жизненная ценностная ориентация личности, мотивы и цели. Эти стороны направленности личности, как правило, проявляются у спортсмена в отношениях к людям, к товари­щам по тренировке, по команде, непосредственно к спортивной тренировке. Через эти отношения в диалектическом единстве проявляются все другие качества личности - нравственность, воля, эмоциональность, коммуникативность, интеллект, влияя друг на друга и взаимодействуя. Через отношение человека с окружающей действительностью формируется его «субъективный ответ» на запросы спортивной деятельности. Главная задача тренера и спортсмена в предсоревновательный период подготовки: - сформировать осознанную целеустремленность и мотив участия в соревнованиях, через соединение в единое целое субъективные и объективные факторы мобилизации готовности.

Значительное влияние на результаты соревновательной деятель­ности в спорте оказывают нравственные стороны проявлений личности. Сюда относятся:

- «Чувство Родины», «Долг и ответственность перед командой», «Коллективизм» и др. могут и должны быть учтены тренером в про­цессе формирования навыков мобилизации готовности спортсмена к соревнованиям. Однако, это не значит, что спортсмены, не чувст­вующие ответственность перед страной, не могут показывать высокие спортивные результаты. Безусловно, могут, но надежность и ста­бильность показа высоких результатов у них бывает ниже, по сравнению с другими спортсменами и при прочих равных уровнях под­готовленности.

- У спортсменов, не входящих в сборные команды страны и не претендующих на призовые места в соревнованиях, личная направленность мотива участия в соревнованиях на личное первенство не всегда способствует формированию навыка оптималь­ной мобилизации готовности. Если в соревнованиях «личная» при­рода мотива преобладает над «общественной», как члена команды, то и в этих случаях надежность спортивной деятельности значительно снижается. Поэтому в предсоревновательные дни работа тренера по нравственному совершенствованию личности должна продолжаться. Другое дело, какими средствами и методами происходит воздействие на личность спортсмена. Здесь, особая роль отведена тренеру в поддержании благоприятного психологического климата в коллективе.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал