Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предпосылки формирования ассоциативной психологии: ассоциация как "случайная связь идей" в концепции Дж. Локка

Диалог 4. "МЕНТАЛЬНАЯ МЕХАНИКА" ИЛИ "МЕНТАЛЬНАЯ ХИМИЯ"?

(Новые проблемы эмпирической психологии сознания)

А.: Условно можно выделить три линии развития эмпирической психологии сознания, основы которой были заложены Локком. Любопытно, что эти линии определенным образом связаны с особенностями философской культуры в тех или иных странах...

С.: Что ты имеешь в виду?

А.: Я имею в виду следующее интересное явление: в Англии, Франции и Германии разрабатывались фактически разные проблемы психологии как науки о сознании; при этом использовались не только идеи Локка, но и других авторов, о которых мы говорили в прошлый раз. В Англии получила особое распространение и развитие линия разработки идей Локка об ассоциации. Само явление ассоциации как некоторой "связи идей" было известно еще в древности, но термин "ассоциация" предложил именно Локк.

Предпосылки формирования ассоциативной психологии: ассоциация как "случайная связь идей" в концепции Дж. Локка

Дж. Локк: Некоторые наши идеи имеют естественное соотношение и связь между собой. Назначение и преимущество нашего разума заключается в том, чтобы прослеживать и поддерживать их вместе в том сочетании и соотношении, которое основано в свойственном им бытии. Кроме этой связи есть еще другая связь идей, целиком обязанная случаю или обычаю: идеи, сами по себе вовсе не родственные, в умах некоторых людей соединяются так, что очень трудно разделить их. Они всегда сопровождают друг друга, и, как только одна такая идея проникает в разум, вместе с нею сейчас же появляется соединенная с нею идея; а если таким образом соединено более двух идей, то вместе показывается все неразлучное всегда скопище... Такие прочные сочетания идей, не соединенных от природы, ум образует в себе или произвольно, или случайно [1, c. 451].

А.: Именно такая "неестественная" связь идей и называется Локком ассоциацией. Несмотря, однако, на эту "неестественность" ассоциации играют весьма большую роль в жизни человека.

Дж. Локк: Результатом такого соединения бывают некоторые антипатии... У взрослого человека, объевшегося меда, когда он услышит название его, так тотчас же фантазия вызовет боль и тошноту в желудке, и он не может вынести самой идеи меда; эту идею тут же сопровождают другие идеи - идеи отвращения, тошноты и рвоты... [Там же, с. 452-453].

А.: Благодаря ассоциациям образуются некоторые заблуждения и предрассудки.

Дж. Локк: Идеи домовых и привидений в действительности связаны с [идеей] темноты не больше, чем со светом. Но достаточно глупой няньке, внушая эти идеи уму ребенка, вызывать их у него вместе, чтобы потом ребенок, быть может, никогда во всю свою жизнь не смог отделить их друг от друга; темнота всегда будет для него нести с собой эти страшные идеи, и они будут соединены так, что он одинаково не будет в состоянии переносить их обе [Там же, с. 453-454].



А.: Как прирожденный педагог, Локк делает отсюда далеко идущие и не устаревшие педагогические выводы.

Дж. Локк: Многие дети, приписывая испытываемые ими в школе страдания книгам, за которые их наказали, так тесно соединяют эти идеи, что книга делается для них предметом отвращения и они потом всю свою жизнь не примиряются с учением и употреблением книг; и для них становится мукою чтение, от которого при других условиях они, быть может, получили бы великое наслаждение в жизни... Я обращаю на это внимание..., чтобы люди, имеющие детей, или те, кому поручено их воспитание, сочли стоящим труда тщательное наблюдение за неправильной связью идей в умах юного поколения и заботливое предупреждение ее [Там же, с. 455, 453].

А.: Итак, ассоциация у Локка - это, в общем, случайное явление в психической жизни, где основную роль играет иное соединение идей посредством закономерной и целесообразной деятельности разума. Но после Локка в английской эмпирической психологии появляется мощное течение ассоцианизма, которое ставит ассоциацию во главу угла и считает ее не просто основным, а единственным механизмом работы сознания. Но это происходит уже в XVIII веке.

С.: Неужели не ясно, что это чрезмерное упрощение? По-моему, все это для нас неинтересно.

А.: Сначала давай выявим основания для такого упрощения. Как я тебе уже говорил, в любой психологической концепции есть своя "правда", в том числе и в ассоцианизме. Давай попытаемся ее найти в этом большом направлении в психологии. Это именно направление, которое существовало более чем 200 лет и объединяло представителей как материалистической, так и идеалистической линии...

С.: Опять это членение на материалистов и идеалистов?

А.: Оно неизбежно. В рамках ассоциативной психологии эта чисто философская позиция того или иного автора обусловливает понимание им природы ассоциативных связей. Вот, например, Джордж Беркли. Этот епископ внес свой вклад в психологию, сделав попытку объяснить механизмом ассоциации явления зрительного восприятия пространства.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.022 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал