Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Искусство — критика — общество.

Художественно-творче­ский процесс состоит из ряда звеньев: действительность — художник — произведение — реципиент (читатель, зритель, слушатель) — действи­тельность. Художественная критика выступает как организатор этого процесса и влияет на все его звенья и на характер взаимодействия между ними. Каждый из лучей влияния отражает один из аспектов деятельности критики, одну из еефункций, одно из ее свойств.

1) Критика воздействует на восприятие мира художником (звено: действительность — художник), ориентируя его на постижение тех или иных сторон жизни, на преимущественное внимание к той или иной тема­тике и проблеме. Осуществляя эту функцию, критика тяготеет к поста­новке острых социально-политических и философских проблем.

2) Критика воздействует на творческую личность художника, фор­мируя ее самоконтроль и осуществляя социальную и эстетическую кор­ректировку художественной деятельности. Критика порой ранит автор­ское самолюбие, и все же без нее нет творческого роста художника. Он нуждается в самоконтроле, который неизбежно опирается на критику.

3) Критика влияет на творческий процесс создания художником про­изведения и поэтому включает в себя некоторые проблемы психологии творчества и художественного мастерства. Анализ творчества других ху­дожников и предшествующего творчества данного автора необходимы при создании нового произведения, такой анализ дает творческому про­цессу важные импульсы и ориентиры.

4) Критика формирует поле общественного мнения вокруг художе­ственного произведения, что способствует его социальному функциони­рованию, осуществлению самого бытия произведения как предметно-фи­зического, реального и как общественно-духовного, идеального явления.

Критика усиливает взаимодействие жизненного опыта автора и реципи­ента, помогает более эффективному постижению публикой художествен­ной концепции, заключенной в произведении.

5) Критика формирует процесс восприятия произведения реципиен­том. Это близко к задаче режиссера: вскрыть заложенную в художествен­ном тексте мысль, интерпретировать ее. Даже друг Пушкина поэт Вязем­ский неполно понимал масштабы его гения. Но после статей Белинского о Пушкине его величие стало уже фактом общественного сознания. Творче­ство художника может оказаться невостребованным современностью, ес­ли критика не подготовит аудиторию к восприятию и пониманию нового слова в искусстве.

6) Критика воздействует на реципиента и всю аудиторию искусства, формируя ее художественные вкусы и социальные ориентации. Ценност­ное рассмотрение художественных явлений — один из важных моментов художественной критики. Познание воздействия критики на публику про­исходит с помощью конкретно-социологических исследований. «Критик призван быть не читателем, а свидетелем читателя, — тем, кто следит за ним, когда он читает и чем-то взволнован» (Валери. 1993. С. 118).



Искусство пробуждает в своих читателях и зрителях творческий дух. Критика издавна пыталась эстетически воздействовать на читателя не только средствами искусства (например, близкий к тексту пересказ и бо­гатая цитация из стихов Пушкина в статьях Белинского), но и собственно критическими средствами (эмоциональность и выразительность стиля, красота логики в статье Гончарова «Миллион терзаний»). Решение этой задачи сближает критику с искусством.

7) Критика формирует пострецепционную активность читателя (зрителя, слушателя) и характер его воздействия на действительность под влиянием художественного впечатления. Критика стимулирует и на­правляет активное вторжение в жизнь воспринимающей искусство лич­ности. Интерпретацией произведения и прямыми социальными вывода­ми критика способна воздействовать на сознание и социальную актив­ность реципиента. Достоевский подчеркивал, что всякий критик должен быть публицистом и обязан не только иметь твердые убеждения, но и уметь проводить их в жизнь. Критика выводит художественное произве­дение на сцену общественной жизни, погружает его в контекст социаль­ной борьбы. Поэтому для критики столь важны публицистическое и граж­данское начала.

8) Критика воздействует на действительность, давая ее опосредо­ванный произведением и непосредственный анализ и оценку. Критика делает прямые сопоставления произведения и действительности, ана­лизирует художественную правдивость произведения. Изучение жиз-

ни, а не только искусства входит в круг профессиональной подготовки критика. Художественная критика — один из способов социального анализа общества.

До сих пор речь шла о «горизонтальном» слое художественного процесса, однако следует принять во внимание и его историческую «вертикаль».

Критика обусловливает характер и направление силовых линий, иду­щих от художественной традиции и влияющих на все элементы художест­венно-творческого процесса. Критика помогает и художнику, и своему читателю ориентироваться в современном искусстве, в художественной моде, в классическом наследии и его традициях, во всей художественной культуре в целом.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал