Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функционирование Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

 

Постановлением правительства Российской Федерации установлены режимы функционирования органов управления и сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (рис.2).

При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций все органы управления, аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования и другие организации и подразделения работают в режиме повседневной деятельности.

При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации проводят совещание комиссиипо предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а органы управления, аварийно-спасательные и другие формирования переходят на режим повышенной готовности.

Рис. 2. Режимы функционирования РСЧС

 

Режим чрезвычайной ситуации вводят при возникновении опасных явлений и объявлении сложившейся обстановки чрезвычайной ситуацией.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций устанавливают режимы функционирования и определяют:

· обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации;

· границы территории, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация, или границы зоны чрезвычайной ситуации;

· силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации;

· перечень мер по обеспечению защиты населения от чрезвычайной ситуации или организации работ по ее ликвидации;

· должностных лиц, ответственных за осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, или руководителя работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.

Основные мероприятия органов управления и силЕдиной государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций проводят в соответствии с устанавливаемым режимом деятельности.

В режиме повседневной деятельности осуществляют:

· изучение состояния окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

· сбор, обработку и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от бедствий и обеспечения пожарной безопасности;

· разработку и реализацию целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;

· планирование действий органов управления и сил единой системы, организацию подготовки и обеспечения их деятельности;

· подготовку населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;



· пропаганду знаний в области защиты населения и территорий от бедствий и обеспечения пожарной безопасности;

· руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

· проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от бедствий и обеспечения пожарной безопасности;

· осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;

· проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях;

· ведение статистической отчетности о выполненной работе, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработку мер по устранению причин подобных аварий и катастроф.

В режиме повышенной готовностиорганы управленияи силы, предназначенные для защиты населения, природных и антропогенных объектов соответствующей территории,осуществляют:

· усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;

· введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил единой системы на стационарных пунктах управления;

· непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуаций, информирование населения о приемах и способах защиты от них;



· принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в экстремальной обстановке;

· уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов;

· приведение при необходимости сил и средств единой системы в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;

· восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

· проведение при необходимости эвакуационных мероприятий.

В режиме чрезвычайной ситуациивсеми участниками ликвидации последствий опасных явлений осуществляется:

· непрерывный контроль состояния окружающей среды и прогнозирование развития и последствий возникшей чрезвычайной ситуации;

· оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникшей чрезвычайной ситуации и об её источниках;

· проведение мероприятий по защите населения и территорий от источников чрезвычайной ситуации;

· организация работ по ликвидации чрезвычайной ситуации и всестороннему обеспечению действий привлекаемых сил и средств, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникшей чрезвычайной ситуации;

· непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;

· организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации чрезвычайной ситуации и последствий, вызвавших её опасных явлений;

· проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в зоне чрезвычайной ситуации.

Руководители органов исполнительной власти, местного самоуправления и организацийдолжны информировать население через средства массовой информации и по иным каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил защиты от чрезвычайных ситуаций, а также о мерах по обеспечению безопасности населения.

Руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации обязан незамедлительно информировать о принятых ими решениях соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и организации. Его решения являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации.

 

Заключение

Объединив усилия ведомств и территорий в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, мы получили возможность решать проблему безопасности населения и производств комплексно, путем проведения единой государственной политики в этой области.

Возложенные на РСЧС официальные задачи и анализ ее реальной роли в ЧС различного происхождения позволяют сделать вывод о том, что эта роль сводится к трем целевым функциям системы:

- предупреждение возникновения ЧС;

- снижение потерь и ущерба от ЧС;

- ликвидация последствий ЧС.

Если удается в достаточной степени выполнить эти целевые функции, государственная, общественная потребность в РСЧС будет удовлетворена.

РСЧС объединила органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Все это говорит о том, что Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является эффективным инструментом, непосредственно обеспечивающим безопасность страны, защиту населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

 

Профессор кафедры безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф     С.Русанов
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Силы и средства РСЧС | Вера, Катя

mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2020 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал