Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Построение социограммы

Социограмма может быть определена как схематическое плоскостное изображение системы социометрических отношений в группе. Техника социограммы позволяет наглядно представить суть внутригрупповых социометрических связей, провести более глубокое качественное их описание. С ее помощью можно выявить существующие микрогруппы, установить характер взаимоотношений между ними, выделить социометрическую «звезду» из группы популярных. Именно социограмма позволяет судить о сплоченности группы, организованности, частично о ее психологическом климате.

Для построения социограммы используется система условных обозначений.

1. Для обозначения пола члена группы используются:

В кружок (квадрат) вписывается фамилия или инициалы члена группы, над фамилией указывается число положительных выборов, полученных данным лицом, под фамилией — число отрицательных выборов. Такой условный знак, в сочетании с цветом, о чем речь пойдет ниже, дает необходимую в процессе работы с социограммой информацию об участнике.

В целом условное обозначение члена группы, участвовавшего в опросе, на социограмме выглядит следующим образом:

2. Для обозначения статуса кружки (квадраты) лучше рисовать разными цветами. Примем следующие обозначения:

красный — популярный член группы (если существует «звезда», ее знак обводится двойной красной линией и заштриховывается);

желтый — среднестатусный член группы;

зеленый — непопулярный, при этом знак изолированного обводится одной синей линией, знак отверженного — черной, знак пренебрегаемого — коричневой.

3. Для обозначения выборов используются линии: сплошная красная — взаимный положительный выбор; пунктирная красная со стрелкой — положительный выбор; сплошная синяя — взаимное отвержение;

пунктирная синяя со стрелкой — отвержение.

Этапы построения сопрограммы

В данном случае мы снова говорим о различии в построении социограммы для исследовательских целей и для практической работы. Более того, на данном этапе работы с социометрическими данными эти различия особенно заметны. «Исследовательская» социограмма в своем итоговом виде — схематическое изображение всей системы положительных и отрицательных связей. Она может быть успешно построена только для малочисленной группы (8-12 человек) и при небольшом числе фиксированных выборов. Для более многочисленной группы, как правило, составляется несколько социограмм. Например, социограммы взаимных выборов, взаимных отклонений, первых пяти (трех) выборов и другие, в зависимости от целей исследования. В итоге возникает проблема синтезирования данных для получения единой социометрической картины.

Для практической работы используется общая социограмма, основные шаги построения которой описываются ниже.



Шаг первый. Построение социограммы положительных выборов Работу с общей социограммой лучше всего начинать с изображения системы положительных выборов. Если класс большой, можно упростить себе задачу тем, что на первых, самых сложных шагах работы строить отдельные социограммы положительных выборов для мальчиков и девочек. Конечно, этот прием продуктивен только в тех случаях, когда социометрические структуры девочек и мальчиков относительно не связаны друг с другом. Например, такая структура чаще всего складывается у школьников 3-9-х классов. У учащихся i-2-x и 10-11-х классов чаще существует общая социометрическая структура (что может быть вполне убедительно обосновано знаниями по возрастной психологии).

Итак, при работе с детьми 3-9-х классов достаточно часто можно прибегнуть к такому приему. В этом случае на большом листе, в его левой части, изображается социограмма положительных выборов мальчиков, в правой — социограмма положительных выборов девочек, затем — существующие между ними положительные связи.

При построении этой социограммы работа начинается с изображения в центре листа условного знака самого высокостатусного члена группы (то есть имеющего наибольшее число положительных выборов). Затем вокруг него изображаются знаки тех членов группы, которым он отдал свое предпочтение (рис. 1.1).

Рис. 1.1

В каждый кружок (квадрат) вписывается фамилия, указывается количество положительных и отрицательных выборов (цвет пока не используется). Затем среди обозначенных членов группы, исключая центральную фигуру, выбирается самый высокостатусный и обозначаются сделанные им выборы (см. рис. 1.2).



В этот момент на социограммс может появиться первая взаимная связь, могут возникнуть новые условные знаки (все они сразу же обозначаются). Далее процедура повторяется для следующего самого высокостатусного члена группы из уже обозначенных на листе.

При выборе места для изображения на листе вновь появляющихся знаков необходимо исходить из статуса каждого конкретного члена группы. Понятно, что при большом числе положительных выборов знак члена группы должен быть расположен ближе к центру, а чем меньше положительных выборов — тем ближе к периферии.

Известно, что «хорошей» считается та социограмма, которая содержит минимальное число пересекающихся на листе линий. Как правило, этого невозможно добиться с первого раза. В процессе перерисовывания положение знаков на листе изменяется, при этом решаются следующие технические задачи:

во-первых, необходимо разнести знаки в пространстве таким образом, чтобы стали видны группы взаимных предпочтений, существующие внутри класса. Для этого знаки отверженных и изолированных размещаются по краям листа, ближе к тем лицам или группам, к которым они сами тяготеют, а существующие микрогруппы, триады и диады располагаются на некотором расстоянии друг от друга;

во-вторых, необходимо таким образом расположить знаки различных лиц и различные микрогруппы относительно друг друга, чтобы связывающие их линии пересекались как можно реже. В любом случае связывающая линия не должна проходить через знак какого-либо третьего лица, разрезая его или прерываясь около него. Необходимо также избегать тех линий, которые, соединяя знаки лиц из различных микрогрупп, пересекают на своем пути множественные связи внутри какой-то микрогруппы (см. рис. 2.1 и 2.2);

в-третьих, необходимо различать на сопрограмме более значимые и менее значимые для качественного анализа положительные связи между членами группы. Для этого часть линий в готовом варианте социограммы обводят красным цветом (сплошной или пунктиром), а часть оставляют в карандаше или изображают в укороченном виде. В карандашном варианте эти линии по-прежнему соединяют знаки, однако они меньше обращают на себя внимание и не отвлекают при установлении наиболее значимых для данного класса характеристик межличностных отношений. Вместе с тем они в любой момент могут быть задействованы. Укороченные линии могут быть использованы для обозначения односторонних выборов изолированных и отверженных (изгоев), направленных на высокостатусных членов группы. Обозначение таких связей на листе в цвете добавляет «звезде» несколько пунктирных красных линий, усложняя и без того насыщенную цветом картину вокруг, ее знака, и при этом не несет существенной информации. В этом случае можно воспользоваться укороченной линией: она обозначит направление выбора низкостатусного лица, вдоль нее могут быть написаны инициалы тех высокостатусных членов группы, которым адресованы выборы (рис. 3).

Какие линии нужны для анализа и подлежат изображению в цвете? Во-первых, все взаимные связи. Во-вторых, положительные связи между микрогруппами и внутри устойчивых микрогрупп. В-третьих, это связи, идущие от высокостатусных к низкостатусным членам группы. Остальные связи могут выделяться по усмотрению психолога.

Шаг второй. Отбор и изображение значимых отрицательных связей При традиционном подходе обычно делается отдельная социограмма для отрицательных выборов, в центр которой помещаются отверженные и пренебрегаемые («звезды» и высокостатусные располагаются на периферии картины). Затем проводится анализ двух социограмм и их совместное содержательное обсуждение. Это достаточно длительная и непростая процедура. Более простая и рациональная техника такова: на социограмму положительных выборов накладываются важнейшие отрицательные связи, к которым, как минимум, должны быть отнесены следующие:

1. Взаимные отвержения.

2. «Противоречивые» выборы — в прямом направлении идет положительный выбор, а в обратном — отрицательный.

3. Отрицательные выборы, адресованные высокостатусным и «звездам».

4. Отрицательные выборы внутри устойчивых микрогрупп.

5. Отрицательные связи между центральными фигурами различных микрогрупп.

6. Отрицательные связи между мальчиками и девочками.

В результате на социограмме будут отсутствовать отрицательные связи, адресованные «изгоям», но они не несут значительной нагрузки и могут быть учтены при анализе либо по факту наличия в группе людей, обладающих большим количеством отвержений (важно отметить, кто «авторы» большинства из них — мальчики или девочки), либо по результатам построения индивидуальной социограммы.

Шаг третий. Построение индивидуальных социограмм

Социограммы такого рода строятся для отдельных членов группы в том случае, если требуется провести более «тонкий» анализ их положения в системе внутригрупповых предпочтений. Знак лица, чьи связи анализируются, располагается в центре, и к нему проводятся линии от тех, кто его выбрал или отверг. Индивидуальная социограмма может быть построена для низкостатусного члена группы с целью уточнения его статуса (пренебрегаемый, изолированный, отверженный), а также для высокостатусного с целью уточнения, является ли он социометрической «звездой».

В группе равно предпочитаемых «звездой» может считаться тот, кому отдают преимущество в выборах другие популярные члены этой группы (см. рис. 4, 5).

На этом построение социограммы можно считать законченным. Еще раз повторим, что построение качественной, удобной для анализа картинки — «тонкое» и длительное занятие, требующее терпения, мастерства и четкого представления о целях проводимой работы. Как правило, социограмма перечерчивается от трех до пяти раз, а скорость ее исполнения зависит от навыка.

Практика показывает, что на этом может быть закончена обработка данных социометрического теста и совершен переход к этапу анализа данных. Такой способ обработки, как вычисление социометрических индексов, не представляется нам информативным и рассматривается как исследовательский прием социально-психологической работы.

11. Социометрия (ІІ вариант)

Социально-психологический тест разработанный Дж. Морено (имеет много модификаций), применяется для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, т. е. взаимных симпатий между членами группы, и решения следующих задач:
а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);
в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.
Обследованию может подвергнуться любая группа лиц любого возраста, начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодействия и общения. В зависимости от задач, которые призвано решить исследование, и от особенностей (возрастных и профессиональных) изучаемых групп формируются критерии социометрического выбора. Критерий - это вид деятельности, для выполнения которой индивиду нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы. Он формулируется в виде определенного вопроса социометрического теста. По содержанию критерии могут быть формальными и неформальными. C помощью первых измеряются отношения по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа. Вторые служат для измерения эмоционально-личностных взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью (например, выбор товарищи для досуга). В зависимости от ориентации критерии делятся на позитивные («С кем бы вы хотели работать?») и негативные («С кем бы вы не хотели работать?»). После выбора и формулировки критериев составляете и опросник, содержащий инструкцию и перечень критериев.
Перед началом опроса - инструктаж тестируемой группы (социометрическая разминка). В ходе него следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть важность его результатов для группы, показать, как нужно выполнять задания, гарантировать сохранение тайны ответов.
Примерный текст инструкции. «При формировании вашей группы, естественно, не могли быть учтены ваши пожелания, поскольку вы были недостаточно знакомы друг с другом. Сейчас взаимоотношения в группе достаточно определились, и для вас, и для вашего руководства выгодно учитывать ваши пожелания при организации деятельности вашего коллектива. Постарайтесь быть искренними в ответах. Исследователи гарантируют тайну индивидуальных ответов».
Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой. Отсутствие доверия к экспериментатору, подозрения в том, что результаты опроса могут быть использованы во вред испытуемому, приводят к отказу выполнять задание в целом либо к отказу осуществить негативный выбор. После этого приступаем непосредственно к опросу. Ему подвергаются все члены группы. Респонденты должны записать фамилии членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указать свою фамилию. В процессе опроса исследователь должен следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске.
Возможны три основных способа выбора:
1) Количество выборов ограничивается 3 - 5;
2) разрешается полная свобода выбора (каждый может записать столько решений, сколько пожелает);
3) испытуемый ранжирует всех членов группы в зависимости от предложенного критерия.
С точки зрения простоты и удобства обработки результатов предпочтительнее первый способ. С точки зрения надежности и достоверности полученных результатов - третий. Кроме того, методом ранжирования удается снять опасение за отрицательный выбор. Ниже приведен пример обследования группы при помощи первого способа выбора, то есть каждый респондент имеет право выбрать только трех человек. Вопросы в прямой форме составлены по позитивному критерию.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал