Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие, виды и форма товарного знака. Основания для отказа в регистрации товарного знака

Товарным знаком и знаком обслуживания признается обозначение, способствующее отличию товаров или услуг одного лица от однородных товаров или услуг других лиц (пункт 1 ст. 1017 ГК Республики Беларусь).

Отличие товарного знака и знака обслуживания состоит лишь в том, что товарный знак идентифицирует товары, а знак обслуживания — работы и услуги по признаку их изготовителей, поэтому в дальнейшем будет использоваться термин «товарный знак».

В качестве товарных знаков регистрируются обозначения, которые могут быть представлены в графической форме:

― словесные, включая имена собственные, буквенные, цифровые, изобразительные, сочетания цветов, объемные обозначения, включая форму товара или его упаковку, а также комбинации таких обозначений. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.

По форме своего выражения товарные знаки подразделяются следующим образом:

· Словесные. Представляют собой оригинальные слова, словосочетания и фразы (например, «Майкрософт», «Из рук в руки», «Маленькие компьютеры для больших людей» и др.). При регистрации словесных товарных знаков охраняется не только само слово или словосочетание, но и их шрифтовое решение.

· Изобразительные. Это обозначения в виде разнообразных значков, рисунков, орнаментов, символов, изображений животных, птиц, предметов и т. п.

· Объемные. Представляют собой изображения товарного знака в трех изменениях (по длине, высоте и ширине).

Предметом объемного товарного знака может быть оригинальная форма изделия (например, мыла, свечи) либо его упаковка (форма бутылки, флакона). При этом (форма изделия должна быть оригинальной и способной выделить изделие конкретного изготовителя из ряда однородных товаров. Наиболее часто именно упаковка товара выступает в качестве объемного товарного знака.

· Комбинированные. Сочетают в себе элементы названных выше знаков.

Кроме того, для обозначения товаров и услуг возможно использовать звуковые (мелодии и шумовые эффекты), световые (световые эффекты), обонятельные (оригинальный запах товара или его упаковки) и иные обозначения.

В зависимости от числа субъектов, имеющих право на пользование товарным знаком, различают индивидуальные и коллективные товарные знаки.

Индивидуальные товарный знак— обозначение, зарегистрированное на имя отдельного физического или юридического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью.

Коллективным знаком является товарный знакобъединения юридических лиц, предназначенный для обозначения выпускаемых и реализуемых им товаров, обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками. Коллективный знак и право его использования не могут быть переданы.



По степени известности товарные знаки подразделяются на обычные и общеизвестные.

В качестве обычных товарных знаков выступают любые новые оригинальные обозначения товаров, отвечающие всем критериям охраноспособности. Необходимым условием их признания и охраны является обязательная государственная регистрация обозначения.

Общеизвестным товарным знаком признается такое обозначение, которое знакомо широкому кругу потребителей благодаря его использованию для обозначения определенных товаров (например, Соса-Соlа, Fordи т. д.).

Независимо от формы товарного знака он должен быть относительно новым. Это требование следует из норм ст. 5 Закона Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания», согласно которым не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до их смещения:

― с зарегистрированными или заявленными на регистрацию в Республике Беларусь на имя другого лица и обладающими более ранним приоритетом товарными знаками в отношении однородных товаров;

― с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Республике Беларусь на основе международных договоров, в отношении однородных товаров;

― с товарными знаками других лиц, признанными общеизвестными в Республике Беларусь в установленном патентным органом порядке, в отношении любых товаров.

Как и новизна иных объектов права промышленной собственности, новизна товарного знака определяется на дату приоритета. Правила определения приоритета товарного знака закреплены ст. 7 Закона Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания»:



1. Приоритет товарного знака устанавливается по дате подачи заявки в патентный орган.

2. Приоритет товарного знака может устанавливаться по дате подачи первой заявки на товарный знак в иностранном государстве — участнике Парижской конвенции по охране промышленной собственности (конвенционный приоритет), если в патентный орган заявка поступила в течение шести месяцев с указанной даты.

3. Приоритет товарного знака, помещенного на экспонатах официальных или официально признанных международных выставок, организованных на территории одного из государств — участников Парижской конвенции по охране промышленной собственности, может устанавливаться по дате начала открытого показа экспоната на выставке (выставочный приоритет), если заявка подана в патентный орган в течение шести месяцев с указанной даты.

В качестве товарного знака могут быть зарегистрированы не любые и не все обозначения.В соответствии со ст. 4 Закона Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания» не допускается регистрация товарных знаков:

― не имеющих признаков различия;

― вошедших во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида;

― являющихся общепринятыми символами и терминами;

― состоящих исключительно из знаков или указаний, используемых для обозначения вида, качества, количества, свойства, назначения, ценности товаров, а также места и времени их производства или сбыта;

― представляющих собой форму товара или его упаковку, определяющихся исключительно или главным образом сущностью или природой товара, необходимостью достижения технического результата, существенной ценностью товара;

― состоящих только из обозначений, представляющих собой государственные гербы, флаги и эмблемы, официальные названия государств, флаги, эмблемы и сокращенные или полные наименования международных межправительственных организаций, официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, награды и другие знаки отличия или сходных с ними до степени смещения (такие обозначения могут быть включены как неохраняемые элементы в товарный знак, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа или их владельца);

― являющихся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара, места его происхождения или его изготовителя;

― представляющих собой или содержащих указание места происхождения вин или крепких спиртных напитков, охраняемых в силу международных договоров Республики Беларусь, для обозначения вин или крепких спиртных напитков, не происходящих из данного места;

― противоречащих публичному порядку, принципам гуманности и морали.

Если обозначение отвечает перечисленным признакам, это является абсолютным основанием для отказа в регистрации подобного обозначения в качестве товарного знака.

Кроме того, не регистрируются в качестве товарных знаков обозначения, воспроизводящие:

― известные на территории Республики Беларусь в отношении однородных товаров фирменные наименования (или их части), принадлежащие другим лицам;

― промышленные образцы, права на которые в Республике Беларусь принадлежат другим лицам, если промышленный образец обладает более ранним приоритетом по сравнению с заявленными на регистрацию товарными знаками;

― наименования мест происхождения товаров, охраняемые в Республике Беларусь;

― названия известных в Республике Беларусь произведений науки, литературы и искусства, цитаты или персонажи из них, произведения искусства или их фрагменты без согласия обладателя (обладателей) авторского права или его (их) правопреемника (правопреемников);

― названия зарегистрированных в Республике Беларусь средств массовой информации без разрешения их учредителей в отношении однородных товаров;

― фамилии, имена, псевдонимы и производные от них, портреты и факсимиле известных в Республике Беларусь лиц без согласия таких лиц или их наследников. Владелец товарного знака может проставлять рядом с товарным знаком предупредительную маркировку в виде латинской буквы «R» или «R» в окружности либо словесных обозначений «товарный знак» или «зарегистрированный товарный знак». Однако прежде, чем использовать подобную предупредительную маркировку, необходимо зарегистрировать обозначение в качестве товарного знака.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал