Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЧЕРНОЕ ЗЕРКАЛО

Творец в Голубиную Книгу

Запишет: бысть Воды и Мрак»

Н. Клюев

 

Любой исследователь, бегло ознакомившись со славянскими мифами, без труда убедиться, что Белобог, олицетворяющий свет, солнечное тепло и все виды блага, неизбежно дублировал функции других богов, с четко очерченным мифологическим абрисом. Многое указывает на то, что Белобог - некий собирательный образ светлых богов предшественников: Сварога, Свентовида, Ситиврата, Даждьбога, и воителя Перуна. Как представитель созидающих сил мироздания Белобог замещает даже Рода, и отчасти перенимает созидательные функции Хорса Благодатного, а так же Ярилы (Яровита) – спорителя злаков. Согласимся, что органичная и естественная религиозная система такого не предполагает. Вероятнее всего мы обнаружили следы религиозной реформы с выдвижением на первый план мифа о богах-соперниках, и попытку создания единого культа с центральным местом «новых» богов.

Миф о противостоянии Света и Тьмы – это абсолютно героический миф солнечного мужского пути. Это миф воина и аскета. Возникновение этой мировоззренческой модели было ответом на перестройку общества, в которым до того руководил женский земледельческий миф, основанный на примирении и жертвенной самоотдаче, провозглашающий высшей ценностью не борьбу «за светлое будущее», а саму жизнь, как она есть. Если на первый план выдвинулись мужские божества войны и грозы, то это означает, что общество претерпело не только смену духовного режима и резкое изменение общественного уклада. Подтверждают нашу мысль и многочисленные архаичные следы почитания Белобога в славянской топонимике, все они говорят об одновременном и самом широком почитании этого Божества: В Померании возвышается гора, именуемая Белобогом. В Польше это такие места, как Белобоже, в украинской Галиции – Белобожница. Вблизи Москвы рядом с Радонежом существовало святилище Белобоги, а в Костроме православный Троице -Белобожский монастырь сохранил в своём названии имя древнего Бога света и тепла. Память о светозарном боге запечатлена в названии урочища Белые Боги на севере от Москвы, недалеко от Сергиева Посада, - пишет исследователь Т. Прозоров. Якобы равный по значению Чернобог не оставил столь значительных следов почитания. Достоверных свидетельств о его культе мы не имеем. Разве что мусульманский путешественник Аль-Масуди даёт описание западнославянского божества близкого к этому персонажу, называя его Сатурном: «В храме они имели большого идола в образе человека, представленного в виде старика с палкой в руке, которой он двигает кости мертвецов из могил».

Это описание позволяет нам предположить, что загадочное божество руководило загробным миром и подготавливало возрождение умерших к новой жизни. Чернобог, как повелитель Подземного царства мёртвых, неизбежно дублирует функции Велеса, гораздо более древнего божества, поэтому в современном Родноверии есть попытки утвердить Чернобога, как лик (ипостась) Велеса, совпадающий с образами Кощея, Вия и Хорса хтонического, но возможны аналогии с Плутоном и Гадесом античной мифологии. Хтонические силы Земли, а так же мир корней представляло загадочное божество русальского периода Переплут, но отнюдь не Чернобог. Как хозяин подземного пламени и Пекельного царства Чернобог так же продублирован Пекленцом, и отчасти Касьяном Немилостивым или Черным Ковалем. Возможно, что Чернобог и далее оставался бы мировоззренческой схемой, хорошо понятной волхвам, но далекой от жизни и запросов основной массы земледельцев и воинов, если бы не крещение Руси. Расширение круга деятельности Чернобога произошло под влиянием Христианского круга идей и прямого воздействия лика Сатаны-Люцифера на народную фантазию. Нельзя отрицать и проникновения на Русь богомильских представлений, наиболее последовательно излагающих концепцию противоборства Добра и Зла. Её нижний полюс: Дьявол, Вельзевул, Сатана, Люцифер и даже Антихрист – неизбежно слился в народном сознании с Чернобогом, породив новые мифологические представления и даже объекты, таковы мельница Чернобога (Чертова Мельница), Кузня Чернобога, и «Мельница-молодилка».



Фольклорный образ Чернобога не лишен колорита. В народных быличках он уже сотворец Рода и его неумелый соперник. Добрый светлый бог – автор совершенного творения. Мы верим: этот мир был сотворен совершенным, непорочным и обильным, окруженным золотым сиянием Солнца,этаглубочайшая вера питала родники народной культуры и народное понимание Добра. «Даждь-Бог сотворил нам яйцо-Вселенную, в которой свет звезд нам сияет и укрепил Землю дабы она удержана была…» (Велесова Книга). Эсхатологический миф о конце Золотого Века не затронул миросозерцание славян, и, в некотором смысле, наш мир и ныне пребывает в состоянии изначального лада, однако сказать, что его частности не претерпели ущерба, означало бы сказать неправду. Так золотое яйцо оказалось разбито, (чтобы дать разбег человеческой истории), небо безвозвратно отделилось от земли, а мир Богов – от мира смертных, в мир пришли Зима и Смерть, а первоначальные ветвистые колосья ростом с дерево и репка-великан измельчали до неузнаваемости, но более всего досталось человеку.



Белобог создал человека пригожим и здоровым; Чернобог оплевал его и вымазал нечистотами, и чтобы скрыть следы «порчи» , новехонького человека пришлось выворачивать наизнанку. Этот фрагмент мифа совпадает с фольклором фино-угров, где отхожее место предназначено для «отдания долгов Чернобогу», тех самых которыми он вымазал человека. Этот неумелый подражатель создал непроходимые горы, топкие болота, и целые тучи зловредных насекомых, причем имя Чернобога встречается крайне редко и представляет современные вписывания, чаще он назван Дьяволом, Бесом, Чертом, Нечистым или Некошным.

Как иронично заметил Станислав Лем, Дьявол – это то, чего мы не в силах понять в Боге. Согласимся, что тяжкий путь познания и понимания – слишком труден, и проще списать все мыслимые несовершенства мира на козни Дьявола или проделки Чернобога. И цель благая – стереть даже малые пылинки сомнения с сияющего лика совершенного и доброго творца. Но вот нуждается ли создатель мира в такой чистке? Если нуждается, то он уже не совершенен…Остановимся на том, чтоБог (Творец, Единый, Род) совершенен, всесилен и всемогущ – несовершенно наше понимание его самого и его деяний.

В современном Родноверии есть достаточно обыденная практика общения с Чернобогом – это осознанное отдание ему боли, физических и душевных страданий, как необходимой жертвы. Этичность данной практики весьма сомнительна: ведь сильный всегда принимает страдания на себя слабый – мучает других.

Календарное чествование ЧерноБога не имеет широкого распространения, календарные функции Богов-Разрушителей отданы Марене, Велесу Кощему, Карачуну. Они забирают в Навь все больное, отжившее, неспособное к развитию, давая простор новому рождению.

Среди части родноверов бытует мнение, что вся технократическая и атеистическая цивилизация – детище Чернобога, однако в этом утверждении слишком много пост христианских коннотаций. Тем не менее, поле деятельности Чернобога в рамках нашей цивилизации неуклонно растет, и человек не может оставаться в стороне от незримой битвы Черного и Белого всадника, описанной в Велесовой книге. Паритет духовных начал, ради удержания великого равновесия – величайшая задача нашего времени, обращённая, в первую очередь, к людям, способным принять колоссальные силы этого противостояния и удержать мир от катастрофы. При этом привычка мыслить в категориях двойственности может сыграть с нами злую шутку, распознавание Добра и Зла по формальным признакам сразу заводит в этический тупик: Добро – это когда я обману, а зло – это когда меня обманут?

Во все живое на Земле заложено генетическое знание о том, что Жизнь – добро и благо, а Смерть – зло, однако и то, и другое – лишь временная иллюзия. «Мировое зло» представляется плодом невежественного взгляда на мироздание в целом, поэтому согласимся с философом В. Коркиным: Зло – это недодуманные мысли. Если в один прекрасный день человечество терпеливо додумает все свои оборванные и укороченные мысли, то зло, в том числе и мировое перестанет быть злом и позовет к немедленному действию, а пока наши злые мысли возвращаются к нам рикошетом. Что делать? Первыми прекратить огонь

Остановимся на том, что представления о Чернобоге-сотворце и следующий из них миф об изначальной порче мира и человека расходятся с основным славянским мифом Творения, согласно которому мир и человек были одинаково совершенны и беспорочны, оставались таковыми долгое время, и в перспективе могут вернуться к изначальному ладу.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал