Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы эффективности контрпропаганды




 

Чтобы выстроить успешную и эффективнуюсистему коммуникативного взаимодействия следует учитывать основные особенности обращения людей с информацией. Особенности укладываются в пяти вопросах:

1. Как люди думают и понимают сообщения?

2. Как люди запоминают информацию?

3. Какие эмоции люди испытывают?

4. Какие установки имеют люди?

5. Как люди принимают решения?

Как правило, у взрослых людей в должной мере работают все пять пунктов. Если же объектом воздействия оказываются дети, начинают возникать некоторые проблемы. Например, установки, о которых идет речь в четвертом пункте, у детей отсутствуют или находятся на стадии развития. Формирование этих установок происходит в семье и школе. Решения за детей, пока они малы,принимают взрослые. Разумеется, речь идет не обо всех решениях: простые остаются на усмотрение ребенка, тогда как сложные, радикальным образом влияющие на его жизнь, все-таки принимают взрослые.

Следующим важным моментом является то, как подается информация: выражена ли она в явном виде или является подразумеваемой и скрытой. Следует также помнить о фундаментальных категориях риторики: логос, пафос и этос. Логос – это словесное наполнение, категория, являющаяся основной у детей. Пафос – это эмоциональное наполнение, категория, находящаяся на очень высоком уровне у детей. Этос – это нравственное начало, категория, практически не развитая у детей.

Если говорить о защите детей от пропаганды, о противодействии пропаганде в целом, то следует учесть, что большинство её инструментов относится к категории «пафос». Пропагандистский инструментарий основан на эмоциональном воздействии, которое провоцирует аудиторию на какие-то действия. Между тем как контрпропаганда основывается на другой категории – «логос». Возникает парадокс: действия пропаганды и действия контрпропаганды лежат в разных плоскостях. Таким образом, контрпропаганда не оказывает влияния на те сферы, на которые воздействует пропаганда. То есть, усилия контрпропаганды заведомо направлены не на противодействие, а на выстраивание каких-то других смыслов, не связанных с теми, которые уже выстроены с помощью пропаганды. Это одна из основных сложностей противодействия пропаганде терроризма.

Чтобы обеспечить действенность контрпропаганды, следует ответить на вопросы: Кто целевая аудитория? На кого направлены усилия в информационной войне? Кто противник в этой информационной войне? На какой цели надо сосредоточиться в первую очередь? Чем заниматься, пропагандой или контрпропагандой? Если вести речь о детской аудитории, следует четко понимать, что эта аудитория неоднородна (пол, возраст, религия, воспитание и так далее), но главное то, что это дети и их мировоззрение до конца не сформировано. У них легко вызвать когнитивный диссонанс, ввести в заблуждение.



Из описанных выше теоретических и практических вопросов, выводы следующие. На уровне риторических приемов необходимо использовать самые разные средства (повторы, метафоры, аналогии и т.д.). Тексты, предлагаемые детям должны быть эмоционально насыщенными и максимально понятными. Кратко эту мысль можно сформулировать следующим образом: для сообщений, рассчитанных на школьников необходимо использовать максимально простые и понятные слова – языковое ядро (около 2000 слов языка).

В интересах распространения идеологии террористы бьют по уязвимым местам людей. Уязвимым в силу возраста, взаимоотношений в семье, социального и финансового статуса. То есть, основной удар от воздействия приходится на болевые точки. Терроризм оправдывает свое насилие чужим насилием: нас убивали, бомбили, морили голодом, насиловали, притесняли, мы будем делать то же самое. Это ветхозаветная логика «око – за око, зуб – за зуб». Её и следует учитывать, выстраивая логику контрпропаганды.

Чтобы не допустить разбегания в параллельные категории: логос – пафос,аргументация должна быть одного уровня.Это не значит, что нужно опускаться до уровня оппонента.Это означает, что необходимо эффективно воздействовать на чувства, как и противник, не пытаясь взывать к голосу разума. Террористы ИГ снимают красочные, потрясающие по эмоциональному накалу постановочные видео, они готовятся, как постановщики в театре. Например, во время казни заложников из военного контингента в Пальмире было устроено целое представление, держащее зрителя в постоянном напряжении. Это представление завораживает и воздействует на низменные и первобытные инстинкты людей. Оппоненты исламистов никогда не смогут себе такого позволить, если говорить о казнях, но для контрпропаганды важно другое, что оппоненты исламистов также не позволяют себе такой уровень представления.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал