Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЛОССАРИЙ. Автоматизированное проектирование(CAD – computer-assisted design) – применение ЭВМ для проектирования новой про­дукции




Автоматизированное проектирование(CAD – computer-assisted design) – применение ЭВМ для проектирования новой про­дукции. Отказ от черчения вручную экономит время и позволяет легко изменять проект.

Автоматизированные складские системы(AS/RS – automated storage and retrieval systems) – управляемые ЭВМ погрузочно-транспортные устройства для складирования и выдачи изделий по команде. ЭВМ также следит за местонахождением каждого изделия на складе. Эти системы также называют автоматизированными складами.

Адаптация работника(в управлении персоналом) – процесс приспособления работника к новому месту работы (при переходе в новую фирму, на новую должность и др.).

Адаптивная структура(adaptive structure) – организационная структура, позволяющая гибко реагировать на изменения в окружаю­щей среде и принимающая в расчет все инновационные приемы управленческой деятельности и тем самым принципиально отличаю­щаяся от механистической (или бюрократической) структуры. Назы­вается также органической структурой.

Административные полномочия(staff authority) – форма пол­номочий, передаваемая административным функциям и руководите­лям в отличие от линейных полномочий, когда последние передаются подчиненным.

АСУ – автоматизированная система управления (САМ – computer-assisted manufacturing) – ряд технологий производства, поз­воляющих осуществлять управление работой оборудования и конт­роль за работой оборудования при помощи ЭВМ.

Бизнес-анализ– процесс «диагностики» деятельности пред­приятия, при котором выявляется реальная организационная струк­тура предприятия с учетом всех имеющихся в наличии взаимосвязей. При этом разрабатывается и осуществляется ряд мер по оптимизации организационной структуры, что позволяет снизить издержки ком-пании, создаются системы управленческого и финансового контроля, системы планирования деятельности, разрабатываются механизмы прогнозирования спроса, внедряются новые системы автоматизации управления с учетом поправок, сделанных аналитиками.

Бизнес-единица(business unit, ENG) – отдельно управляемое подразделение компании, ответственное за всю деятельность, необхо­димую для разработки, производства и продажи однотипной продук­ции или услуг.

Видение стратегическое – представление о фирме в достаточно далеком будущем. Разработка стратегического видения – мощный инструмент современного управления, позволяет создать необходи­мые ориентиры, помогающие высшему руководству организации разработать программу конкретных действий и на настоящий период.

Вмешательство в ход развития организации(OD intervention) – один из видов мероприятий, осуществляемых организацией, под­раз­делением или рабочей группой в ходе организации программы раз­вития организации.



Внешние поощрения(extrinsic reward) – сюда относится все, что в рамках мотивации имеет какую-либо ценность для сотрудников организации и может быть предложено им в качестве стимула к ра­боте. Наиболее типичными примерами такого рода поощрений являются заработная плата, социальные блага, престижное помеще­ние для работы и т. п.

Внешняя неопределенность(uncertainty, environmental) – это функция объема доступной информации в отношении фактора окру­жающей среды и относительной уверенности в точности этой инфор-мации.

Внутренние переменные(internal variables) – ситуационный фактор внутри организации. К основным внутренним переменным относятся цели, структуры, задания, технологии и люди.

Входная мощность–производственная мощность предприятия (цеха, участка) на 1 января текущего года или на конкретную дату.

Выходная мощность– производственная мощность предприя­тия (цеха, участка) на конец планового периода.

Гибкие производственные системы(FMS – flexible manufactu ring systems) – процессы производства, реализующие все достоинства высокой степени автоматизации без потери гибкости.

Гигиенические факторы(hygiene factors) – согласно двухфак­торной теории Герцберга это факторы, лежащие в среде, окружаю­щей сферу деятельности человека. Их отсутствие может вызвать неудовлетворенность, но не может активно мотивировать поведение.

Групповое мышление(groupthink) – тенденция отдельных лич­ностей подавлять собственную точку зрения на ту или иную проб­лему, чтобы не нарушать гармонию группы.



Двухфакторная модель Герцберга– модель, согласно которой вся мотивация распадается на две большие категории: гигиенические факторы и мотивы.

Дерево решений(decision tree) – схематическое представление сложного процесса принятия решения по какой-либо задаче.

Децентрализованная организация– 1) (decentralized organization) – организационная структура, в рамках которой право принимать решения распределяется вплоть до нижестоящих управ­ленческих структур; 2) организационная структура, в рамках которой право принимать решения распределяется вплоть до нижестоящих управленческих структур.

Дивизиональная организационная структура(divisional departmentation) – 1) тип организационной структуры, разработанный в интересах больших организаций, для которых функциональные струк­туры уже перестают быть эффективными. Основными типами структур с отделениями являются региональные и продуктовые структуры, а также структуры, ориентированные на покупателя; 2) структура управ­ления предприятием, в которой четко разделено управление отдель­ными продуктами и отдельными функциями. Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизионной структурой становятся менеджеры, возглавляющие производственные подразделения.

Дисфункциональный конфликт(dysfunctional conflict) – конф­ликт, который приводит к уменьшению степени удовлетворенности работой, ослаблению сотрудничества между группами, снижению эффективности деятельности организации.

Жизненный цикл фирмы(ЖЦФ) – этапы развития коммер­ческого предприятия от зарождения до упадка. Один из вариантов ЖЦФ предлагает экономист А. Юданов, ассоциируя каждый этап ЖЦФ с животными: ласточка – инновационная фирма, мышка – мел­кая фирма без выраженной специализации, лиса – узкоспециализиро­ванное коммерческое предприятие, лев – мощная фирма массового производства продукции, слон – диверсифицированный бизнес, беге­мот – этап снижения поворотливости крупной корпорации.

Зависимый спрос(dependent demand) – тип спроса, который за­висит от намерений организации производить другие изделия. Харак­терен прежде всего для рынка компонентов, используемых в составе более сложных изделий.

Закон Вальраса– утверждение, согласно которому полная цен­ность пользующихся спросом товаров (произведение цены на объем спроса) равна общей ценности предлагаемых товаров (произведение цены на объем предложения).

Закон стоимости– экономический закон товарного хозяйства. Сущность закона стоимости сводится к определению стоимости това­ров общественно-необходимым трудом. Он проявляется как закон цен и его действие напоминает движение маятника: с повышением цены деятельность предпринимателя становится более активной, понижается цена – товаропроизводитель оказывается вынужден свертывать произ­водство и принимать меры к сокращению своих затрат, к удешевлению производства. Как крайность – он бывает вынужденным покинуть дан­ную сферу приложения капитала и своих усилий. Тогда приток дан­ного блага на рынок уменьшается и при прежнем объеме спроса цена снова пойдет вверх. Следовательно, закон стоимости, действуя в общей си­стеме экономических законов через поведение людей, обеспечивает равновесие в хозяйственной деятельности.

Закон убывающей отдачи– закон, согласно которому при достижении определенного объема производства товаров или услуг наступает момент, когда издержки производства начинают увеличи­ваться вследствие двух возможных причин, одна из которых связана с необходимостью восстановления затраченной энергии.

Законы Хартри– два экономических «закона». Первый: в ка­кой бы стадии не находилась работа, время, необходимое для ее за­вершения – величина постоянная. Второй: истинное время для лю­бой работы всегда в 3 раза больше предварительной оценки.

Запрограммированное решение(decision, programmed) – вы­бор, путь к которому ведет через конкретную последовательность этапов или действий. Число возможных альтернатив в этом случае, как правило, ограничено.

Играющий менеджер– менеджер, который наряду с выполне­нием функций контроля за другими работниками и менеджерами сам является исполнителем. В такой роли выступают часто сами пред­приниматели, строящие свой бизнес на высокой квалификации.

Иерархическая структура(tall structure) – 1) организационная структура, характеризуемая многоуровневым управлением и незначи­тельным объемом управления на каждом уровне; 2) структура управ­ления, в которой преобладают вертикальные связи, когда верхние уровни обладают определяющими полномочиями в принятии реше­ний, а эти решения строго обязательны для нижних уровней.

Канал связи(channel) применительно к обмену информацией – средство передачи информации: письменной, устной, формальной, неформальной, пригодной для электронных средств связи.

Капитальные вложения– вложение средств в новое строитель­ство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение дей­ствующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инстру­мента и инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Карта технологического контроля(process contra/chart) – инструмент контроля качества, позволяющий контролировать каче­ство продукции или услуг в ходе производства или предоставления услуг. Корректирующие меры принимаются сразу же при обнаруже­нии каких-либо отклонений.

Качество жизни– совокупность условий человеческого су­ществования, обеспечивающих получение необходимых жизненных благ, материального богатства и духовных ценностей.

Качество соответствия(quality of conformance) – концепция качества, отражающая ту степень, с которой продукция или услуги, предоставляемые организацией, соответствуют внутренним специи­фикациям организации.

Качество трудовой жизни(quality of mark life) – степень удов­летворения важных личных потребностей через деятельность в трудо­вой организации.

Конверсионная система массового производства(mass production coversion system) – тип конверсионного процесса, в ходе которого производятся большие количества относительно стандарти­зированной продукции.

Конкурентное отличие(Competitive difference) – высокая ком­петентность организации в какой-либо области, которая дает органи­зации наилучшие возможности привлекать и сохранять клиентуру.

Критерии для принятия решения(Criteria for decision-making) – нормы, с которыми можно соотнести альтернативные варианты решения.

Критерий экономической эффективности–совокупность тре­бований, целей, задач и показателей, обеспечивающих получение наивысших конечных результатов деятельности предприятия.

Критический путь(Critical path) – самая длительная последова­тельность событий при выполнении проекта. Последовательность событий, обеспечивающая завершение проекта в возможно кратчай­шее время.

Масштаб отклонений (Scale of deviations) – заранее установ­ленная величина, на которую реально достигнутые результаты могут отличаться от запланированных; при этом не требуется принятия мер для корректировки.

Материально-производственные запасы–активы, используе­мые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенные для продажи, используемые для управленческих нужд организации в течение периода не более 12 месяцев или не более операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Матрица ВСG (бостонской консалтинговой группы) – представляет четыре стратегии роста (звезда, дикая кошка, корова, собака), на которые фирма может ориентироваться, исходя из вариантов соотношения до­ля рынка фирмы/рост отрасли. Получила широкую известность бла­годаря своей наглядности: «звезда» (ее рекомендуется развивать и укреплять) – высокая доля рынка при быстром развитии отрасли, где фирма работает; «дикая кошка» (?) – отрасль развивается быстро, но у фирмы незначительная доля рынка; «корова» (ее рекомендуется доить) – доля рынка высока, но отрасль замедляет свое развитие; «собака» (которую следует прогнать) - малая доля рынка фирмы при медленном развитии отрасли.

Матричная организация(The matrix organisation) – тип адап­тивной структуры, в которой члены сформированной группы несут ответственность за свою деятельность перед руководителем данного конкретного проекта, где они работают постоянно.

Модель(model) – представление предмета, системы или идеи в форме, отличной от формы целого, т.е. самого предмета. Модели играют полезную роль, потому что они упрощают реальность и тем самым облегчают возможность увидеть внутренние отношения.

Обратная связь– 1) важнейшая часть любой системы управле­ния, обеспечивающая поступление информации о состоянии объекта управления, наличие такой информации – залог своевременности управляющего воздействия; 2) реакция на сообщение, которая помо­гает отправителю, источнику информации, определить, воспринята ли отправленная им информация.

Оперативное планирование– совокупность методов и спосо­бов расчета основных планово-организационных показателей, необ­ходимых для регулирования хода процесса производства и распре-деления продукции.

Оперативное управление– управление текущими событиями; совокупность мер, позволяющих воздействовать на конкретные отк­лонения от установленных заданий производства. Оперативное управ­ление подразделяется на оперативное планирование, оперативный учет и оперативный контроль.

Операционная система(Operating system) – общая система производственной функции организации, состоящая из трех под­систем: перерабатывающей, обеспечения и планово-контрольной.

Опрос экспертов– метод прогнозирования, при котором мне­ния экспертов в разных областях сводятся воедино и усредняются.

Оптимизация планов– выбор наилучшего варианта из мно­жества показателей, которые предусматриваются в реальных произ­водственных условиях.

Отрасль производства– группа предприятий, выпускающих и продающих на рынке определенный (однородный) вид продукта.

Показатель результативности– специальный показатель, характеризующий уровень достижений на пути реализации поставленных целей. Используется в процессе контроля.

Предварительный контроль– фаза процедуры контроля, осу­ществляемая до начала собственно работы. На этой фазе происходят оценка планов, разработка процедур и правил работы, а также составление должностных инструкций в письменной форме.

Принцип исключений– концепция, согласно которой только значительные отклонения от стандартов и правил должны побуждать срабатывать систему контроля.

Принцип соответствия– принцип, согласно которому руко­водство должно делегировать индивиду достаточно полномочий, что­бы он был в состоянии выполнять те задачи, за которые несет ответственность.

Продуктовая организационная структура– структура, основ­ным элементом которой являются отделения, ответственные за вы­пуск основных типов продукции.

Проект–замысел какого-то мероприятия (события), описание замысла и план его реализации.

Проектная группа– временное организационное образование людей с руководителем во главе, имеющее целью достижение обычно одной важной цели. Включает в себя набор всех необходимых специалистов для выполнения задания в запланированные сроки.

Проектная конверсионная система– тип конверсионного про­цесса, в котором каждое выпускаемое изделие или услуга уникальны по своей сути, решаемым задачам, области применения и т.п.

Проектная мощность – производственные мощности предп­риятия (цеха, участка), которые введены в действие, но не освоены.

Проектная организационная структура– временная организа­ционная структура, формируемая для достижения конкретной, четко очерченной цели.

Ресурсы– источники и предпосылки получения необходимых людям материальных и духовных благ, которые можно реализовать при существующих технологиях и социально-экономических отноше­ниях. Ресурсы подразделяются на три основные группы: материаль­ные ресурсы; трудовые ресурсы, в том числе интеллектуальные ресурсы; природные (естественные) ресурсы.

Сетка управления– двухразмерный подход к оценке эффек­тивности руководства. Согласно этому подходу в руководстве разли­чаются 5 основных стилей. Вертикальная ось сетки представляет «заботу о людях», а горизонтальная – «заботу о производстве».

Соотношение целей и средств– модель руководства, согласно которой руководители должны реализовать тот тип руководства, который наиболее подходит для данной ситуации.

Среда косвенного воздействия– факторы, оказывающие кос­венное (не прямое) воздействие на фирму. Принято в качестве эле­ментов этой среды рассматривать политику, экономику, технологию, географию и т.п.

Стандарт– 1) нормативно-технический документ, содержащий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации (про­дукции, образцам, эталонам и т.п.); 2) образец для сравнения, необхо­димый элемент любой системы управления, обеспечивающий точку отсчета для принятия решений о необходимости корректирующих воздействий на управляемую систему; 3) конкретная цель, продвиже­ние к которой поддается измерению.

Стратегия– общий план достижения главной цели, предпола­гающий определение направлений, куда будут использованы ограни­ченные ресурсы (человека, организации). Результатом стратегических решений должно быть появление долговременных конкурентных преимуществ (у личности, компании).

Тактика– краткосрочная стратегия для достижения цели, разрабатываемая обычно на уровне руководителей среднего звена.

Теория игр– метод моделирования, используемый для оценки воздействия решения на конкурентов.

Технология– процесс преобразования «входов» системы в ее «выходы» (например, процесс преобразования на предприятии исход­ного сырья в товары и услуги). Из управленческих технологий наи­большую известность получила классификация технологий по Вуд­ворд – единичное производство, массовое производство и непрерыв­ное производство. Наш взгляд на технологию отличается от общепри­нятого. Мы полагаем, что существует некая общая технология – это технология управления.

Управление запасами– рационализация запасов произведенных товаров, незавершенного производства, сырья и других объектов дея­тельности предприятиями с целью уменьшения затрат хранения при обеспечении уровня обслуживания и бесперебойной работы предприятия.

Управление предприятием– деятельность по координации различных ресурсов организации.

Функция НИОКР(относится к специальным функциям управ­ления) – функция, в первую очередь обеспечивающая разработку новых товаров и услуг фирмы. При широком толковании следует иметь в виду, что НИОКР может выполняться даже в таких сферах, как разработка новых методов торговли, если торговля – основная сфера деятельности фирмы.

Функция производства(относится к специальным функциям управления) – функция, обеспечивающая производство товаров и услуг для покупателей в относительно стандартизованном виде.

Функция трансакций– в данном случае речь идет о таких дей­ствиях, которые включаются в трансакции – переговоры с поставщи­ками, потребителями, госструктурами, фирмами, с которыми имеется или планируется совместная работа и др. Смотри также издержки тран­закционные.

Функция управления персоналом(относится к специальным функциям управления) – данная функция обеспечивает набор персонала, подготовку и переподготовку персонала, включая руководящий состав, продвижение персонала по службе, а также работу по созданию системы мотивации персонала, формированию корпоративной культуры.

Характер– совокупность качеств личности, определяющих ее реагирование на жизненные обстоятельства. Черты характера прояв­ляются в форме поведения человека в различных ситуациях. Техноло­гия самоменеджмента позволяет самому вырабатывать нужные черты характера.

Целевая аудитория– группа потребителей, выступающая для фирмы как цель маркетинговых действий. Не следует забывать, что у вашей целевой группы может изменяться со временем не только образование, уровень притязаний, но даже духовные ценности.

Целевое управление– метод управленческой деятельности, предусматривающий предвидение возможных результатов деятельно­сти и планирование путей их достижения.

Целевое управление – процесс, состоящий из четырех незави­симых этапов: 1) выработка ясной, сжатой формулировки целей; 2) разработка реалистичных планов их достижения; 3) систематичес­кий контроль и измерение качества работы и результатов; 4) приня­тие корректирующих мер для достижения планируемых результатов.

Целенаправленность (в работе) – плановость и последователь­ность.

Целевой комитет–временная группа, созданная для достиже­ния определенной цели.

Цель– желаемый конечный результат или состояние, в то время как стратегия – это общий план достижения главных целей предприятия.

Цепочка «производствопотребности потребителя»– основ­ное предназначение организации, характеризующее задачу производ­ства – выпуск тех товаров или услуг, которые служат для удовлет­ворения основных потребностей потребителя.

Цикл жизни продукта и производственного процесса– си­туация, когда цикл жизни производственного процесса идет нога в ногу с циклом жизни продукта, т.е. разработка и производство дан­ного вида продукта соответствует спросу потребителей на данный конкретный тип продукта.

Четыре системы Лайкерта– постулат Рэнсиса Лайкерта, соглас­но которому существует четыре системы управленческого стиля: дикта­торско-авторитарный, благосклонно-авторитарный, консультативно-де­мократический и демократический, основанный на участии.

Чистая прибыль– определяется как разность между балан­совой прибылью и налогами и процентами по кредиту.

Школа научного управления– первый формальный подход к управлению. Основан на том, что ручной труд может быть изменен, перепрофилирован через наблюдения, замеры, логику и анализ так, чтобы он стал более эффективным.

Школа поведенческих бихевиористических наук– концеп­туальный подход к управлению, который вырос из движения за чело­веческие отношения, сложившегося после второй мировой войны. Он основан на передовых концепциях психологии и социологии. Пове­денческая школа занималась тем, что помогала сотрудникам полно­стью реализовать свой потенциал, применяя концепции поведен­ческих наук к проектированию организаций и управлению ими, повы­шая тем самым их эффективность.

Школа человеческих отношений– исторически существовав­ший концептуальный подход, в центре которого находится чело­веческий фактор, включающий и отношения между людьми в про­цессе работы. Известными исследователями этого направления были Мэри Паркер Фоллет и Элтон Мэйо.

Шум– все, что искажает значение при обмене информацией.

Экономическая эффективность– соотношение между затра­тами и результатами производственной деятельности предприятия. Предполагает производство продукта определенной стоимости при наименьших затратах ресурсов или достижение наибольшего объема производства с применением ресурсов определенной стоимости.

Экономический анализ– многочисленные методы для оценки затрат и выгод, а также относительной прибыльности деятельности.

Экономический закон– в экономической теории – объективные, внутренние, существенные, устойчивые, постоянно повторяющиеся причинно-следственные связи в системе производственных отношений.

Экономический закон– объективно существующая детермини­рованная взаимосвязь двух или более элементов какого-либо эконо­мического процесса.

Экономический ущерб– включает упущенную выгоду, непроизводительные затраты и материальные потери.

Эффект замещения– для ресурсов – влияние, которое изменение цены ресурса окажет на количество этого ресурса, используемого фирмой при условии, что фирма не изменит объем своего производства.

Эффект масштаба– повышение эффективности производства при росте численности предприятия, обусловленное применением бо­лее глубокого разделения труда и использованием более дорогостоя­щего оборудования.

Эффект синергии– наблюдаемое на практике явление, когда суммарная активность нескольких элементов, входящих в систему, пре­вышает арифметическую сумму активностей этих элементов. Часто является одной из главных причин слияния двух или нескольких фирм.

Эффект Хоторна– условие, в котором новизна, интерес к экспе­рименту или повышение внимания к исследуемому вопросу приводят к искажению, слишком благоприятному результату во время экспе­римента.

Эффективность производства– рыночная стоимость произведен­ной продукции, деленная на суммарные затраты ресурсов организации.

Эффективность – степень реализации целей организации при минимальных, но необходимых затратах.

 


ЛИТЕРАТУРА


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал