Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И ГИПЕРАКТИВНОСТИ




Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления СДВГ: гиперактивность, нарушения вни­мания, импульсивность (Ю. С. Шевченко, Н. Н. Заваден-

коидр.).

Гиперактивностьпроявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством и суетливостью, многочис­ленными посторонними движениями, которых ребенок часто не замечает. Для детей с этим синдромом характер­ны чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на одном месте, продолжительность сна всегда меньше нор­мы. В двигательной сфере у них обычно обнаруживаются нарушения двигательной координации, несформирован-ности мелкой моторики и праксиса. Это неумение завязы­вать шнурки, застегивать пуговицы, использовать ножни­цы и иголку, несформированный почерк. Исследования польских ученых показывают, что двигательная активность детей с СДВГ на 25—30% выше нормы. Они двигаются даже во сне.

Любой психический процесс может быть полноценно развит только при условии сформированности внимания. Л.С. Выготский писал, что направленное внимание играет огромную роль для процессов абстракции, мышления, мо­тивации, направленной активности.

Нарушения вниманиямогут проявляться в трудностях его удержания, в снижении избирательности и выраженной отвлекаемости с частыми переключениями с одного заня­тия на другое. Такие дети характеризуются непоследователь­ностью в поведении, забывчивостью, неумением слушать и сосредоточиться, частой потерей личных вешей. Они ста­раются избежать заданий, требующих длительных умствен­ных усилий. Однако показатели внимания таких детей под-


вержены существенным колебаниям. Если деятельность ре­бенка связана с заинтересованностью, увлеченностью и удо­вольствием, то они способны удерживать внимание часа­ми.

Импульсивностьвыражается в том, что ребенок часто действует не подумав, перебивает других, может без разре­шения встать и выйти из класса. Кроме того, такие дети не умеют регулировать свои действия и подчиняться правилам, ждать, часто повышают голос, эмоционально лабильны (ча­сто меняется настроение).

К подростковому возрасту повышенная двигательная ак­тивность в большинстве случаев исчезает, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются. По результатам исследо­вания Н.Н. Заваденко поведенческие нарушения сохраняются почти у 70% подростков и 50% взрослых, имевших в детстве диагноз дефицита внимания.

Характерной чертой умственной деятельности гиперак­тивных детей является цикличность. Дети могут продуктивно работать 5—15 минут, затем 3—7 минут мозг отдыхает, на­капливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на учителя. Затем ум­ственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов к работе в течение 5—15 минут. Дети с СДВГ имеют «мер­цающее» сознание, могут «впадать» и «выпадать» из него, особенно при отсутствии двигательной стимуляции. При повреждении вестибулярного аппарата им необходимо дви­гаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оста­ваться «в сознании». Для того чтобы сохранить концентра­цию внимания, дети применяют адаптивную стратегию: они активизируют центры равновесия при помощи двигатель­ной активности. Например, отклоняясь на стуле назад так, что пола касаются только его задние ножки. Учитель требу­ет, чтобы ученики «сели прямо и не отвлекались».' Но для таких детей эти два требования вступают в противоречие. Если их голова и тело неподвижны,, снижается уровень ак­тивности мозга.




В результате коррекции при помощи реципрокных1 дви­гательных упражнений поврежденная ткань в вестибуляр­ном аппарате может заменяться новой по мере того, как развиваются и миелинизируются новые нервные сети. В настоящее время установлено, что двигательная стимуляция мозолистого тела, мозжечка и вестибулярного аппарата де­тей с СДВГ приводит к развитию функции сознания, само­контроля и саморегуляции.

Перечисленные нарушения приводят к возникновению
трудностей восвоении чтения, письма, счета. Н.Н. Заваденко
отмечает, что для 66% детей с диагнозом СДВГ характерны
дислекция1 и дисграфия3, для 61% детей — признаки дис-
калькулии4. В психическом развитии наблюдаются задерж­
ки на 1 ,5— 1,7 года.

Кроме того, гиперактивность характеризуется слабым развитием тонкой моторной координации и постоянными, беспорядочными, неловкими движениями, вызванными несформированностью межполушарного взаимодействия и высоким уровнем-адреналина в крови. Для гирперактивных детей также характерна постоянная болтовня, указывающая на недостаток развития внутренней речи, которая должна контролировать социальное поведение.



Вместе с тем гиперактивные дети часто обладают неорди­нарными способностями в разных областях, сообразитель­ны и проявляют живой интерес к окружающему. Результа­ты многочисленных исследований показывают хороший общий интеллект таких детей, но перечисленные особен-

1 Реципрокние — перекрестные, разнонаправленные.

2 Дислекция — частичное расстройство процесса овладения чтением,
проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого
характера и обусловленное несформированностью психических функций,
участвующих в процессе овладения чтением.

3 Дисграфия - частичное нарушение навыков письма вследствие очагового

прражения, недоразвития или дисфункции коры головного мозга.

4 Дискалькулия —нарушение формирования навыков счета вследствие

очагового поражения, недоразвития или дисфункции коры головного

мозга


ности их статуса не способствуют его развитию. Среди гипе­
рактивных детей могут быть и одаренные. Так, Д. Эдиссон и
У. Черчиль относились к гиперактивным детям и считались
трудными подростками.

Анализ возрастной динамики СДВГ показал два всплес-ка проявления синдрома. Первый отмечается в 5—10 лет и приходится на период подготовки к школе и начало обуче­ния , второй — в 12—15 лет. Это обусловлено динамикой раз­вития высшей нервной деятельности. Возраст 5,5—7 и 9— 10 лет — критические периоды для формирования систем мозга, отвечающих за мыслительную деятельность, внима­ние, память. Д. А. Фарбер отмечает, что к 7 годам происхо­дит смена стадий интеллектуального развития, формируются условия для становления абстрактного мышления и произ­вольной регуляции деятельности. Активизация СДВГ в 12— 15 лет совпадает с периодом полового созревания. Гормо­нальный всплеск отражается на особенностях поведения и отношениях к учебе.

По современным научным данным, среди мальчиков 7— 12 лет признаки синдрома диагностируются в 2—3 раза чаще, чем среди девочек. Среди подростков это соотношение со­ставляет 1:1, а среди 20—25-летних — 1:2 с преобладанием девушек. В клинике соотношение мальчиков и девочек ва­рьирует от 6:1 до 9:1. У девочек более выражены социальная дезадаптация, учебные трудности, личностные расстройства.

Результаты исследования, проведенные автором в 1999 г. в ходе работы психологического клуба для девиантных под­ростков, приведены в таблице.

Высокая частота распространенности синдрома у маль­чиков обусловлена более высокой уязвимостью плода муж­ского пола к патогенетическим воздействиям во время бе­ременности и родов. У девочек полушария головного мозга менее специализированы из-за большего количества меж-полушарных связей, поэтому они имеют больший резерв компенсаторных механизмов по сравнению с мальчиками при поражении центральной нервной системы.


Особенности психофизиологической литерализации полушарий девиантных подростков (%)

 

Девиантные подростки Левопо-лушарные Правопо-лушарные Равнопо-лушарные
Девочки Мальчики 9 66 3 14

В связи с вышесказанным следует отметить, что механиз­мы формирования девиаций мальчиков и девочек различ­ны. Девиантное поведение мальчиков часто связано с «зас­треванием» нейропсихологического развития в стволовых отделах мозга, правом полушарии или мозолистом теле. Этим объясняется большее количество девиаций среди мальчи­ков. Коррекция девиантных мальчиков может быть постро­ена на элиминации дисфункций правого полушария: кине-зиологические упражнения1, артгерапия и т.д. Девиантность девочек базируется на «застревании» нейропсихологического развития в лобных отделах левого полушария, что гораздо труднее поддается коррекции и компенсации. Так как де-виантное поведение часто является проявлением определен­ного синдрома, то оно не возникает эпизодически. Девиа­ции проявляются в любой ситуации.

Таким образом, синдром гиперактивности нередко вклю­чает в себя церебрастенические, неврозоподобные, интел-лектуально-мнестические нарушения, а также такие психо-патоподобные проявления, как повышенная двигательная активность, импульсивность, дефицит внимания, агрессив­ность.

1 Кинезиологическис упражнения - комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий



mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал