Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности прохождения производственной практики в гражданском составе суда общей юрисдикции

Содержание производственной практики в районном суде

 

Для прохождения производственной практики студент вправе выбрать суд общей юрисдикции любого уровня, если ранее он не проходил практику в данном суде. Однако рекомендуется начинать прохождение практики в судах общей юрисдикции с судов первой инстанции (районных, городских).

Студент вправе по своему выбору пройти практику в районном суде в целом, что позволит сравнить порядок отправления правосудия по гражданским, административным и уголовным делам либо только в одном из составов районного суда.

Руководство производственной практикой в районном суде осуществляется судьей районного суда, помощником судьи.

При прохождении практики в гражданском составе районного суда, студенту должна быть предоставлена возможность пройти часть практики в канцелярии и архиве районного суда.

При прохождении производственной практики в районном суде студент:

- изучает нормативно-правовые основы организации и деятельности судов общей юрисдикции в РФ, основы статуса судей – Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», ГПК РФ, КоАП, УПК РФ;

- знакомится со структурой районного суда, изучает полномочия и основы деятельности каждого структурного подразделения;

- знакомится с функциями председателя районного суда, его заместителя, судей районного суда, их помощников, секретарей судебного заседания, работников аппарата суда;

- знакомится с работой канцелярии и порядком делопроизводства в районном суде, порядком приема и учета гражданских, административных и уголовных дел;

- присутствует при приеме от граждан заявлений, исковых заявлений, ходатайств, жалоб;

- изучает граж­данские, административные, уголовные дела, находящиеся в производстве судьи районного суда (в зависимости от состава, в котором проходит практика), а также дела, сданные в архив;

- знакомится с судебной статистикой;

- по возможности, принимает участие в обобщении судебной практики, в составлении статистических отчетов;

- в рамках подготовки дел к рассмотрению, изучает материалы дел, назначенных судьей к разбирательству в судебном заседании, подбирает необходимый законодательный материал, относящийся к этим делам;

- присутствует при рассмотрении в первой инстанции дел судьей, обращая внимание на порядок единоличного и коллегиаль­ного рассмотрения дел, а также на отдельные категории рассматриваемых дел, особенности их рассмотрения (сколько дел было рассмотрено за время прохождения практики, какие категории дел, в каком составе суда, круг лиц, участвующих в качестве участников судебного разбирательства, виды изу­ченных процессуальных документов (приговор, решение, определение и др.);



- параллельно с секретарем судебного заседания ведет протокол судебного заседания, по желанию может составлять проекты иных процессуальных документов (копия протокола по одному из дел, проекты иных процессуальных документов приобщаются к отчету о прохождении производственной практики);

- присутствует при рассмотрении дела в апелляционной инстанции, обращает внимание на особенности апелляционного производства (в сравнении с производством в суде первой инстанции);

- анализирует выступления прокурора, представителя (адвоката, юрисконсульта), других участников процесса в судебных заседаниях;

- анализирует правовые вопросы, возникающие в ходе рассмотрения дел, докладывает судье свое мнение относительно того, как надлежит разрешить дело по существу, какой приговор вынести;

- по возможности, старается выделить спорные, проблемные моменты, возникающие в судебной практике, найти пробелы в праве, установить нарушения действующего законодательства, допущенные судьей и другими участниками процесса, что обязательно отражается в отчете;

- выполняет любые иные поручения судьи, направленные на получение новых знаний, формирование умений и навыков.

По результатам прохождения производственной практики в районном суде студент должен хорошо представлять судебную систему РФ и место в ней районных судов, знать правовые основы функционирования судебной системы и правовые основы статуса судей. Студент должен знать и уметь разграничивать функции судьи, помощника судьи, секретаря судебного заседания; хорошо представлять организацию работы в отдельных структурных подразделениях аппарата суда, основы делопроизводства в районном суде.



Кроме того, студент должен иметь общее представление о порядке и основных принципах рассмотрения в районном суде гражданских, административных, уголовных дел, о нормативно-правовых актах, на основе которых осуществляется такое рассмотрение.

Студент должен знать и уметь определять категории дел, рассмотрение которых входит в компетенцию районного суда, владеть статистическими данными по ним; знать особенности рассмотрения дел и принятия судебного акта в коллегиальном составе суда, в закрытом судебном заседании, порядок отвода судей, состав участников процесса, основные процессуальные документы (приговор, решение, определение и др.), этапы рассмотрения дела в суде первой инстанции и систему обжалования судебных актов. Все вышеперечисленное – применительно к определенной категории дел – (гражданским, административным, уголовным) в зависимости от того, в каком составе районного суда практикуется студент.

Кроме того, студент должен овладеть навыками работы с законодательством, судебной практикой и статистикой, процессуальными документами, локальными актами, договорами, иными официальными документами, навыками поиска научной (специальной) литературы, необходимой для решения теоретических и практических вопросов.

 

Особенности прохождения производственной практики в гражданском составе суда общей юрисдикции

При прохождении практики в гражданском составе суда общей юрисдикции, студенту, по возможности, следует ознакомиться с особенностями рассмотрения гражданских дел и дел об административных правонарушениях, выделить их отличия.

При прохождении производственной практики в гражданском составе суда общей юрисдикции студент:

- анализирует поступившие в суд заявления, исковые заявления, апелляционные и иные жалобы (в зависимости от уровня суда) и параллельно с судьей решает вопрос о допустимости их принятия к производству, о чем докладывает руководителю практики, готовит проекты соответствующих процессуальных документов;

- изучает материалы дел, назначенных судьей к разбирательству в судебном заседании, подбирает необходимый законодательный материал, относящийся к этим делам, докладывает судье свое мнение относительно того, что необходимо сделать в порядке подготовки дела к судебному разбирательству (жалобы/представления – к рассмотрению), готовит проекты необходимых процессуальных документов;

- присутствует при рассмотрении дела судьей, внимательно следит за ходом процесса, анализирует выступления прокурора, представителя, других участников процесса в судебных заседаниях, делится результатами такого анализа с руководителем практики;

- по возможности, присутствует при рассмотрении дел в заочном производстве, дел особого производства, дел, возникающих из публичных правоотношений, выделяет особенности рассмотрения данных категорий дел;

- делает собственные выводы о перспективах разрешения дела (рассмотрения жалобы/представления), о чем докладывает руководителю практики;

- составляет проекты судебного акта, которым оканчивается рассмотрение дела по существу (решения, определений суда) (по 2-3 делам);

- выявляет нарушения норм материального и процессуального права, допущенные судьей и другими участниками процесса, работниками аппарата суда, старается установить их причины, что также отражается в отчете;

- обнаружив пробелы и недостатки действующего законодательства, студент формулирует предложения по внесению изменений в действующее законодательство, что обязательно отражается в отчете;

- принимает участие в обобщении судебной практики, в формировании судебной статистики;

- выполняет иные поручения судьи, направленные на получение новых знаний, формирование умений и навыков.

По результатам прохождения производственной практики в гражданском составе суда общей юрисдикции студент должен знать (и уметь применять в практической деятельности) нормы, регламентирующие порядок отправления правосудия по гражданским делам, в т.ч. особенности рассмотрения отдельных категорий дел, порядок апелляционного, кассационного, надзорного производства, пересмотра судебных актов по новым и вновь открывшимся обстоятельствам, общие правила исполнения судебных актов.

Студент должен уметь грамотно толковать нормы материального и процессуального права, выявлять и анализировать проблемы правового регулирования и правоприменительной практики; анализировать процессуальные действия других участников и давать им квалифицированную оценку с позиций соответствия нормам права; обобщать судебную практику, давать обоснованные заключения и консультации по правовым вопросам; формулировать предложения по внесению изменений в действующее законодательство.

С целью формирования практических навыков, студент должен уметь определять подведомственность и подсудность гражданских дел; квалифицировать виды исков, выделять их элементы; осуществлять подсчет процессуальных сроков; определять цену иска и рассчитывать государственную пошлину; составлять исковые заявления, заявления, ходатайства, жалобы, определения решения и другие процессуальные документы.

По результатам прохождения практики в гражданском составе районного суда студент должен уметь толковать и правильно применять нормы гражданского, трудового, семейного, земельного законодательства, понимать значение разъяснений Верховного Суда РФ в виде постановлений Пленума, знать способы защиты гражданских прав и их практическое различие, изучить применение сроков исковой давности в гражданском процессе.

Кроме того, студент должен овладеть навыками работы с законодательством, судебной практикой и статистикой, процессуальными документами, локальными актами, договорами, иными официальными документами, навыками поиска научной (специальной) литературы, необходимой для решения теоретических и практических вопросов.

К отчету о производственной практике должны быть приложены следующие документы, самостоятельно составленные студентом во время прохождения практики:

- исковое заявление, заявление по любой категории дел особого производства, заявления по любой категории дел, возникающих из публичных правоотношений;

- возражения на исковое заявление;

- определение о возбуждении гражданского дела и подготовке дела к судебному разбирательству;

- определения об отказе в принятии заявления, возвращении искового заявления, оставлении заявления без движения;

- ходатайство о восстановлении/продлении процессуального срока, отложении/приостановлении разбирательства дела, приобщении доказательств к материалам дела/о вызове свидетеля;

- проект заключения прокурора, иных лиц, которым законом предоставлено такое право;

- протокол судебного заседания;

- проект судебного решения по делу;

- проект жалобы/представления на постановление суда нижестоящей инстанции (с приложением обжалуемого акта);

- проекты постановления суда вышестоящей инстанции по результатам рассмотрения жалобы/представления;

- иные документы, иллюстрирующие содержание отчета о производственной практике.

Указанный перечень может быть откорректирован с учетом места прохождения производственной практики.

Необходимо иметь в виду, что все процессуальные документы должны быть составлены практикантом по делам, рассмотренным в его присут­ствии. В то же время могут быть представлены другие документы, состав­ленные по делам, с которыми студент знакомился при прохождении практики (например, архивными), но при этом студент должен их проанализировать также, как он анализирует дела, рассмотренные в его присутствии.

 

При поступлении на практику, студенту-практиканту необходимо совместно с руководителем прак­тики-практическим работником на основе настоящей программы и индивидуального задания (при его наличии) составить конкретный план прохождения практики с учетом реальных возможностей по месту ее прохождения.

План прохождения практики составляется до начала прохождения практики и должен включать в себя виды деятельности, которыми будет заниматься студент во время прохождения производственной практики, и предполагаемые периоды (даты) её осуществления с учетом количества времени, необходимого для ознакомления с каждым видом деятельности и изучения их внутренней взаимосвязи.

План прохождения практики утверждается руководителем прак­тики - практическим работником, о чем ставится его подпись.

 

В дневник практики необходимо ежедневно записывать краткие све­дения о проделанной в течение дня работе. Записи о выполняемой работе должны быть конкретными, и достоверно отражать виды деятельности, осуществляемые студентом.

Записи о выполняемой работе заверяются подписью руководителя практики - практического работника. С его разрешения студент оставляет у себя составленные им проекты документов или делает копии этих документов.

В ходе прохождения практики рекомендуется делать черновые записи, касающиеся любых сложных, проблемных вопросов, возникающих в ходе прохождения практики. Ведение таких записей впоследствии облегчит студенту составление отчета о прохождении практики.

По окончании прохождения практики студенту выдается характеристика с места практики, которая удостоверяется печатью организации и подписью руководителя соответствующего учреждения (организации) либо руководителя практики-практического работника либо иным лицом, уполномоченными на подписание соответствующих документов от имени данного учреждения (организации).

В характеристике с места практики должны содержаться сведения о выполнении программы практики, об отношении обучающегося к процессу прохождения практики, выполнению отдельных поручений руководителя практики, оценка его умений применять полученные теоретические знания.

После прохождения производственной практики студент составляет отчет о ее прохождении.

Отчет о производственной практике выполняется на компьютере на листах формата А-4. Текст печатается на одной стороне листа. Объем отчета до­лжен составлять не менее 12-15 страниц. Междустрочный интервал – 1,5, шрифт текста – 14 (Times New Roman).

Отчет содержит в себе следующие элементы: титульный лист (образец прилагается), оглавление, введение, основную часть, заключение и приложения.

В содержании отчета должно быть отражено:

во введении:

-цель и задачи прохождения производственной практики, место и время прохождения практики; руководитель (практический работник);

в основной части:

правовые основы функционирования учреждения (организации), где студент проходил практику;

- краткую информацию об организационной структуре, целях деятельности, компетенции органа и его должностных лиц, правовых основах его деятельности;

- краткое описание вы­полняемых видов деятельности согласно программе, плану и индивидуальному заданию (при наличии) прохождения производственно-квалификационной практики;

- анализ наи­более сложных и интересных дел, изученных студентом;

- выявленные студентом нарушения действующего законодательства, их причины и способы устранения;

- случаи, когда практикант был не согласен с мнением практического работника относительно разрешения конкретного правового вопроса и почему;

- проблемы правового характера, которые стояли в учреждении (организации) по месту прохождения практики (например, перед руководителем практики), решение данных проблем (под правовыми проблемами следует понимать сложности в толковании и применении нормативных актов, коллизии и противоречия между ними, пробелы в законодательстве по тем или иными вопросам и т.п.; не следует уделять значительное внимание описанию финансовых, организационных, материальных и иных проблем, которые имеются по месту прохождения практики и не носят правового характера);

- указания на затруднения, которые встретились при прохождении практики;

- изложе­ние спорных, сложных юридических вопросов, возникавших по конкрет­ным делам, как такие вопросы решаются судебной практикой и каково мнение практиканта на этот счет;

- основанные на нормативных материалах замечания по тем или иным документам, с которыми студент знакомился во время практики;

в заключении:

- собственное мнение студента о работе органа, избранного в качестве места прохождения практики, отдельных должностных лиц, значение производственной практики для студента, данные о решении поставленных ранее задач, умения и навыки, приобретенные в период практики, предложения по совершенствованию процесса производственной практики и ее организации.

Следует иметь в виду, что не следует переписывать в отчет содержание действующих нормативно-правовых актов, учредительных документов, локальных актов и должностных инструкций работников юридических и (или) кадровых служб учреждения (организации). Также отчет не должен быть повторением дневника или пересказом программы практики.

Во всех случаях информация, излагаемая в отчете, должна быть подкреплена изложением обстоятельств конкретных гражданских дел, а позиция студента – нормами материального и (или) процессуального права, судебной практикой, научной доктриной.

В качестве приложений к отчету о прохождении практики могут быть представлены копии процессуальных или иных документов, самостоятельно составленные студентом, обобщенные статистические данные, сформированные с участием студента или полученные им в ходе прохождения практики, а также любые иные документы, иллюстрирующие содержащиеся в отчете сведения.

Не следует прилагать к отчету образцы тех документов, которые получены студентом из правовых систем без самостоятельного анализа и обработки.

Список использованных источников и приложения в объем отчета не включаются.

По результатам прохождения практики студент представляет в Институт (в печатном и под­шитом виде):

а) план прохождения практики;

б) дневник производственной практики;

в) характеристику с места прохождения производственной практики (с подпись и печатью);

г) отчет о практике с приложениями.

Сроки представления указанных документов и сроки защиты отчетов по практике определяются положением об организации учебного процесса.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Фесенко Надежда Тимофеевна | Введение. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих

mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал