Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы продажи готовой продукции и признания выручки, отражение их в учете




Порядок синтетического учета продажи готовой продукции зависит от выбранного метода продажи продукции, закрепленного в учетной политике организации.

На практике используют два варианта учета выручки от реализации продукции, которые определяют момент перехода права собственности на готовую продукцию от поставщика к покупателю. Метод отражения выручки определяется моментом реализации продукции и устанавливается либо по моменту оплаты, либо по моменту отгрузки.

Если используется метод «по оплате», то моментом реализации считается факт поступления денежных средств от покупателей на расчетный счет продавца. Этот метод также называется «кассовым методом».

Если используется метод «по отгрузке», то моментом реализации считается факт отгрузки готовой продукции и предъявление расчетных документов покупателю. Этот метод также называется «методом начисления».

Метод учета продажи продукции (работ, услуг) по «моменту отгрузки» характеризуется тем, что выручка от продажи определяется с момента передачи продукции покупателю независимо от того, поступили к этому моменту в оплату денежные средства за продукцию или нет. С этого же момента происходит передача права собственности на продукцию покупателям.

В учете производятся следующие бухгалтерские записи, представленные в таблице 47:

 

Таблица 47.– Отражение в учете продажи продукции по «моменту отгрузки»

Бухгалтерская проводка Содержание хозяйственной операции
Дебет Кредит
90/1 Отгружена (и считается реализованной) покупателю продукция на основании предъявленного ему счета-фактуры. Выставлен счет покупателю на сумму выручки, включающей сумму НДС
90/3 68/ндс Начислен с выручки НДС в бюджет
68/ндс Перечислен НДС в бюджет
90/2 Списывается производственная себестоимость готовой продукции
90/2 Списываются расходы на продажу
90/2 Списываются общехозяйственные расходы на себестоимость реализованной продукции, если это предусмотрено учетной политикой организации
51,50 Поступила на расчетный счет (в кассу) задолженность покупателей за продукцию.
90/9 90/9 Определен финансовый результат от продажи продукции (прибыль или убыток)

 

Метод учета продажи продукции (работ, услуг) по «моменту оплаты» используется организациями, когда договором поставки предусмотрен временной разрыв между отгрузкой и переходом к покупателю только после оплаты продукции.

Если выручка от продажи отгруженной продукции определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете (например, при экспорте продукции), то до момента признания выручки эта продукция учитывается на счете 45 «Товары отгруженные». При фактической отгрузке производится запись по дебету счета 45 и кредиту счета 43.



Счет 45 «Товары отгруженные» имеет следующие классификационные признаки:

- по экономическому содержанию – счет хозяйственных средств;

- по назначению – счет инвентарный, материальный;

- по отношению к балансу – счет балансовый, активный, II раздел баланса, статья «Товары отгруженные».

Сальдо по счету 45 означает стоимость продукции, право собственности на которую не перешло к покупателю (продукции, отгруженной покупателю, но не оплаченной им) на начало или конец отчетного периода.

По дебету счета 45 отражается отгрузка (отпуск) готовой продукции по фактической себестоимости, а по кредиту списание фактической себестоимости реализованной продукции.

При отпуске изделий и товаров они списываются с кредита счета 43 «Готовая продукция» в дебет счета 45 «Товары отгруженные».

При предъявлении покупателям расчетных документов за отгруженную продукцию и оплате их, учтенная на счете 45 продукция списывается на счет 90 субсчет 90-2 «Себестоимость продаж»: Дебет 90/2 Кредит 45.

Метод продажи продукции по «моменту оплаты» предполагает следующие записи, представленные в таблице 48:

 

Таблица 48.– Отражение в учете продажи продукции по «моменту оплаты»

Бухгалтерская проводка Содержание хозяйственной операции
Дебет Кредит
Отгружена покупателю готовая продукция по фактической себестоимости
51, 50 90/1 Поступила на расчетный счет (в кассу) выручка от продажи продукции, включающая в себя НДС
90/3 68/ндс Начислен с выручки НДС в бюджет
68/ндс Перечислен НДС в бюджет
90/2 Списывается производственная себестоимость реализованной готовой продукции
90/2 Списываются расходы на продажу
90/2 Списываются общехозяйственные расходы на себестоимость реализованной продукции, если это предусмотрено учетной политикой организации
90/9 90/9 Определен финансовый результат от продажи продукции (прибыль или убыток)

4. Синтетический учет продажи готовой продукции. Характеристика счета 90 «Продажи»



При продаже готовой продукции окончательной целью является выявление финансового результата.

Финансовый результат от продажи готовой продукции ежемесячно выявляется на счете 90 «Продажи».

На данном счете обобщается информация о доходах и расходах, связанных с продажей готовой продукции, и формируется финансовый результат по ним.

Счет 90 «Продажи» в соответствии с классификациями счетов имеет следующие признаки:

- по экономическому содержанию – счет хозяйственных процессов;

- по назначению и структуре – счет операционный, сопоставляющий;

- по отношению к балансу – счет небалансовый, активно-пассивный;

- по составу – счет сложный, так как имеет несколько субсчетов, предусмотренных типовым планом счетов, а именно:

90/1 – «Выручка»;

90/2 – «Себестоимость продаж»;

90/3 – «Налог на добавленную стоимость»;

90/4 – «Акцизы»;

90/9 – «Прибыль/убыток от продаж».

Синтетический счет 90 не имеет сальдо ни на начало, ни на конец отчетного периода. Что касается отдельных субсчетов, то они в течение отчетного периода имеют остатки, которые отражаются накопительно с начала года, причем субсчет 90/1 имеет сальдо только по кредиту, и оно отражает сумму выручки, а субсчета 90/2, 90/3, 90/4 (при продаже подакцизной продукции) имеют сальдо по дебету.

 

5. Учет расчетов с покупателями и заказчиками. Характеристика счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

В бухгалтерском учете необходимо иметь информацию о расчетах с покупателями и заказчиками, которым была отгружена продукция, для которых выполнены работы или оказаны услуги, которым также были реализованы прочие активы.

Для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками используется счет 62«Расчеты с покупателями и заказчиками».

На этом счете отражается дебиторская задолженность покупателей и заказчиков за реализованные (отгруженные) им товары, продукцию, работы, услуги, а также другие активы. Дебиторская задолженность образуется в результате несовпадения момента отгрузки и оплаты продукции (оказания услуги, выполнения работы).

При отгрузке товаров, продукции, выполнении работ, оказании услуг покупателям и заказчикам организация выставляет им расчетные документы на суммы оплаты и счета-фактуры с выделением в них отдельной строкой суммы НДС, причитающейся к получению от них. Счета-фактуры, выставляемые покупателям и заказчикам, должны регистрироваться в книге продаж в хронологическом порядке в том налоговом периоде, в котором у организации возникает обязательство по уплате НДС.

Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» имеет следующие классификационные признаки:

- по экономическому содержанию – счет хозяйственных средств, если отражается дебиторская задолженность показателей; в случае отражения в учете полученных от покупателей авансов, счет будет относиться к счетам источников хозяйственных средств, так как в данном случае образуется кредиторская задолженность;

- по назначению и структуре – счет основной, счет расчетов;

- по отношению к балансу – счет балансовый, активно-пассивный (активный, если дебиторская задолженность; пассивный, если кредиторская задолженность).

Сальдо дебетовое означает сумму дебиторской задолженности покупателей, образованную на начало или конец отчетного периода.

По дебету счета 62 отражается увеличение (возникновение) дебиторской задолженности покупателей: Дебет 62 Кредит 90/1 – признание выручки при продаже продукции и при других обычных видах деятельности; Дебет 62 Кредит 91/1 – признание выручки при прочих операциях.

По кредиту отражается погашение дебиторской задолженности покупателей и заказчиков: Дебет 50 Кредит 62 – взнос от покупателей в кассу; Дебет 51 Кредит 62 – на расчетный счет.

Если покупатель произвел предоплату в счет будущей поставки продукции или частично авансом внес деньги, то такие полученные средства должны учитываться на счете 62 обособленно на отдельном субсчете.

Условно, допустим, что организация-поставщик (продавец) ведет учет оплаты продукции в обычном порядке на субсчете 62/1 «Расчеты с покупателями по оплате продукции», а учет предварительной оплаты продукции (авансов) – на субсчете 62/2 «Расчеты по авансам полученным».

Субсчет 62/2 – полная противоположность субсчету 62/1 и относится к пассивным счетам, так как возникает кредиторская задолженность данной организации перед покупателями по полученным от них авансам.

В учете составляются следующие бухгалтерские проводки, представленные в таблице 49:

 

Таблица 47.– Отражение в учете авансов, полученных от покупателей

Бухгалтерская проводка Содержание хозяйственной операции
Дебет Кредит
51,50 62/2 Поступили авансы от покупателей в счет будущей поставки
62/1 90/1 Признана выручка (включающая в себя НДС) в бюджет
90/3 68/ндс Начислен НДС с выручки в бюджет
50,51 62/1 Погашена дебиторская задолженность покупателей с учетом ранее выданного аванса
62/2 62/1 Зачет ранее выданного аванса

Аналитический учет по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" ведется по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету.

Перечень источников:

1. «О бухгалтерском учете» Федеральный закон № 129-ФЗ от 21.11.1996 г. (с изменениями и дополнениями).

2.Белов А.А., Белов А.Н. Бухгалтерский учет. Теория и практика: Учебник. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 624 с. – (Высшее экономическое образование) – с.514-517, 523-527.

3.Блинова Т.В., Журавлев В.Н. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: ФОРУМ: ИНФА-М, 2005. – 272с. – (Профессиональное образование) – с.202-211

4.Каморжанова Н.А., Карташова И.В., Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие. 2-е изд. – СПб.:, Питер, 2005. – 480 с. ил. – (Серия «Учебное пособие») – с.105-107, 335-337

5.Козлова Е.П. и др. Бухгалтерский учет в организациях/ Е.П. Козлова, Т.Н. Бабченко, Е.Н. Галанина. 3-е изд., перераб. и доп. Финансы и статистика, 2005. – 752 с.: ил. – с.473-475, 481-496.

6. Ройбу А.В. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 496 с. – (Портфель бухгалтера) – с.237-239.

7. Тумасян Р.З. Бухгалтерский учет: учеб. - практ. Пособие/ Р.З. Тумасян. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство 8-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство «Омега-Л», 2008. – 823 с. – с.519-529.

8. Чайковская Л.А. Бухгалтерский учет и налогообложение: Учебное пособие/ Л.А. Чайковская. – М.: Издательство «Экзамен», 2004 – 624 с. – с.274-275, 277-281, 287-288.

9. Швецкая В.М., Головко Н.А. Бухгалтерский учет: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. – 404 с. М.: Финансы и статистика, 2005. – 752 с.: ил. – с.266-274.

 

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал