Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Дисциплина: «Коммунальная гигиена»

Силлабус

Дисциплина: «Коммунальная гигиена»

Код дисциплины - KG 4202

Специальность: 5В110200 - «Общественное здравоохранение»

Обьём учебных часов (кредитов)- 135 часов / 3 кредита

Курс и семестр изучения: ІV- курс, 7 семестр

Год

Силлабус рассмотрен на заседании кафедры «Гигиена-2»

Протокол № _________ от «__________» _______________2016г.

 

 

Зав. кафедрой

к.м.н., и.о доцента _____________ Ескерова С.У.

 

 

2. Программа:

Введение

Коммунальная гигиена - одна из ведущих профилактических дисциплин, изучающая влияние природных и антропогенных факторов окружающей среды на здоровье человека в условиях населенных мест, с целью обоснования мероприятий по улучшению среды обитания человека, по предупреждению и снижению заболеваемости населения, для разработки гигиенических нормативов и санитарного законодательства в области коммунальной гигиены.

Коммунальная гигиена является одной из научных отраслей профилактической медицины, знание вопросов которой необходимо бакалаврам по специальности «Общественное здравоохранение».

2.2 Цель дисциплины: подготовка специалиста общественного здравоохранения по проведению государственного санитарно-эпидемиологического надзора в области коммунальной гигиены.

2.3 Задачи обучения:

• научить проводить предупредительный и текущий санитарный надзор за объектами коммунальной гигиены;

• научить применять санитарно-гигиенические методы при организации санитарного надзора за основными источниками загрязнения атмосферного воздуха, почвы на территории населенных мест и воды водоемов;

• дать знания по санитарно-гигиенической оценке источников водоснабжения, способов улучшения качества питьевой воды и устройства водопроводных сооружений;

• научить проводить санитарно-гигиеническую оценку систем и видов канализации населенных мест; эффективности работы очистных сооружений по очистке хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод;

• научить проводить санитарно-гигиеническую оценку эффективности работы пылегазоочистных сооружений на различных предприятиях по очистке выбросов в атмосферу населенных мест, определение предельно-допустимого выброса (ПДВ);

• дать знания по изучению влияния факторов окружающей среды (водного, воздушного) на состояние здоровья населения;

• дать знания по санитарному надзору за содержанием и очисткой территории населенных мест от твердых и жидких отходов и способами их обезвреживания;

• научить проводить санитарный надзор за освещением, отоплением и вентиляцией жилых и общественных зданий, различных коммунально-бытовых объектов, лечебно-профилактических учреждений, аптек и спортивных сооружений;



• научить проводить санитарно-гигиеническую экспертизу проектной документации водоснабжения, канализации, по планировке и застройке городских и сельских поселений, жилых и общественных зданий, коммунально-бытовых объектов, спортивных сооружений, лечебно-профилактических учреждений и аптек;

• научить проводить разработку и внедрение санитарно-гигиенических мероприятий по санитарной охране водных объектов, атмосферного воздуха и почвы населенных мест и воздуха закрытых помещений.

 

2.4 Конечные результаты обучения:

Дублинские дескрипторы Компетенции специальности, разработанные в ЮКГФА Результаты обучения дисциплины Результаты обучения по концепции (ГОСО)
А Демонстрировать знания и понимание в изучаемой области, включая элементы наиболее передовых знаний в этой области Компетенция в области естественных и специальных наук   Знает цели и задачи коммунальной гигиены, ее особенности для осуществления профессиональной деятельности. Р1
Знает основные объекты и факторы, влияющие на здоровье населения: качество воздуха, воды и водоснабжения, почвы, микроклимата. Р1
Знает документы коммунального отдела. Знает этапы проведения экспертизы проектов. Знает устройство и принцип работы гигиенических приборов. Р3  
Знает методы определения и оценки на соответствие гигиеническим нормативам параметров закрытых помещений и окружающей среды. Р3
Знает методологию маркетинга в здравоохранении. Р14
Знает методологию менеджмента в здравоохранении. Р16
Знает взаимосвязи между факторами окружающей среды и показателями здоровья населения. Р17
Компетенция предпринимательства Знает правила организации предупредительного и текущего санитарно-эпидемиологического надзора за основными источниками загрязнения атмосферного воздуха, воды и почвы. Р27  
Понимает особенности организации санитарно-эпидемиологической службы. Р13
Компетенция «Адвокат здоровья» Знает перечень основных нормативных правовых актов и методических документов, являющихся базой санитарного законодательства. Р6
Знает санитарно-эпидемиологические требования к коммунальным объектам, влияющим на здоровье населения и на окружающую среду. Р20
Компетенция «Навыки научных исследований» Знает методику работы с научной литературой по коммунальной гигиене. Р9
Изучает последние научные достижения и базу данных по научным исследованиям в области коммунальной гигиены. Р21
Знает методологию, этические принципы научных исследований по коммунальной гигиене. Р21
Компьютерная и информационная компетентность Знает методику поиска информационных баз и IT- технологии. Р2
Знает способы и средства получения и правила хранения нужной информации в различных программах. Р2
Компетенция «Коммуникативные навыки» Свободно объясняет информацию на государственном и русском языках. Р3
В Применять эти знания и понимание на профессиональном уровне Компетенция в области естественных и специальных наук     Владеет методами исследования коммунальных объектов. Р9
Проводит санитарно-эпидемиологическое обследование коммунальных объектов и оформляет акт проверки. Р9
Определяет показатели микроклимата жилых и общественных зданий, качества воды, воздуха, почвы и их роль в распространении инфекционных заболеваний. Р17
Проводит оценку освещенности, вентиляции и отопления зданий, коммунальных объектов, спортивных сооружений. Р17
Осуществляет профилактические мероприятия по снижению и ликвидации инфекционных и неинфекционных заболеваний передающихся через водный фактор, почву и атмосферный воздух среди населения. Р27
Проводит экспертизу различных проектов и дает гигиеническое заключение. Р9
Компетенция предпринимательства Разрабатывает план по организации и проведения санитарно-просветительской работы различным контингентам населения по вопросам коммунальной гигиены. Р27
Разрабатывает план по организации и проведению предупредительного и текущего санитарно-эпидемиологического надзора за объектами коммунальной гигиены. Р24
Компетенция «Адвокат здоровья» Применяет и интерпретирует законодательные документы РК о здравоохранении, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и о деятельности специалистов госсанэпидслужбы. Р19
Умеет применять санитарные правила и санитарно-эпидемиологические требования к объектам коммунальной гигиены. Р24
Компетенция «Навыки научных исследований» Умеет собирать и провести критический анализ научной информации по коммунальной гигиене, для решения профессиональных задач. Р26
Умеет проводить научное исследование по коммунальной гигиене. Р21
    Компьютерная и информационная компетентность Применяет информационные базы для получения необходимых информаций. Р10
Использует информационные технологии для обработки и анализа полученных данных. Р26
Умеет иллюстрировать полученную учебную и научную информацию в программах Word, Internet Explorer, Power Point, Excell. Р26
Компетенция «Коммуникативные навыки» Способен работать в команде, демонстрирует стремление к лидерству. Р8
Консолидирует коммуникабельность как личность в обществе. Р4, Р8
Применяет специфические термины на английском языке на уровне Elementry для развития профессиональной деятельности. Р3, Р11
С Формулировать аргументы и решать проблемы в изучаемой области Компетенция в области естественных и специальных наук   Оценивает результаты учебных знаний, объясняет наблюдаемые факты, их причинно-следственные взаимоотношения. Р11
Формулирует выводы в виде рекомендаций по устранению замечании обнаруженных во время обследовании объектов, по улучшению и сохранению здоровье населения. Р27
Формирует аргументы и применяет их в решении проблем коммунальной гигиены с учетом особенностей региона. Р12, Р27
Обосновывает предложенные рекомендации по санитарной охране водных объектов, атмосферного воздуха, почвы и воздуха закрытых помещений. Р27
Анализирует статистические данные для решения проблемы в области коммунальной гигиены. Р21
Компетенция предпринимательства Формирует аргументы по результатам лабораторных исследований объектов коммунальной гигиены и применяет их в санитарно-просветительной работе проводимой среди населения. Р27
Компетенция «Адвокат здоровья» Ориентируется в системе законодательных и нормативных документов, регламентирующих деятельность санэпид службы. Р19
Использует основные нормативные документы для решения проблем коммунальной гигиены. Р19
  Компетенция «Навыки научных исследований» Обосновывает выводы научного исследования по коммунальной гигиене. Р21
Прослеживает и аргументирует научные достижения в области коммунальной гигиены. Р21
Компьютерная и информационная компетентность Осуществляет поиск и сбор информации из различных компьютерных источников для формирования аргументов при решении проблем. Р26
  Компетенция «Коммуникативные навыки» Способен корректно отстаивать личное и коллективное мнение и грамотно приводить аргументы. Р8
Демонстрирует умение работать в команде. Обладает лидерским и организаторским качествами. Р8
Способен самостоятельно предлагать пути решения изучаемой проблемы. Р8
D Осуществлять сбор и интерпретацию информации для формирования суждений с учетом социальных, этических и научных соображений.   Компетенция в области естественных и специальных наук   Внедряет и интерпретирует последние научные достижения к объектам коммунальной гигиены. Р3, Р8
Осуществляет сбор показателей качества по конкретным объектам коммунальной гигиены и интерпретирует возникновения различных заболеваний и информирует население. Р17, Р26
Осуществляет сбор информации по результатам профилактических мероприятий и интерпретирует их показатели. Р26
Компетенция предпринимательства Организует подготовку и выход информационного бюллетеня и стенда по актуальным вопросам коммунальной гигиены. Р7
Компетенция «Адвокат здоровья» Следует основным положениям Конституции РК, этических и правовых норм регулирующие отношение человека к человеку. Р6
Компетенция «Навыки научных исследований» Публикует совместно с преподавателем, студентами и коллегами научные и обзорные статьи по выбранной теме коммунальной гигиены. Р22
Анализирует полученные статистические данные из различных источников. Р26
Компьютерная и информационная компетентность Осуществляет сбор информации через базу данных интернета и из учебной и научной литературы, статистических отчетов. Р26
  Компетенция «Коммуникативные навыки» Способен представить личные суждения по проблемам коммунальной гигиены, оформить в виде доклада, отчета, презентации, проекта и представить на практических занятиях, заседаниях студенческого кружка, студенческих научных конференциях и др. Р26, Р27
E Сообщать информацию, идеи и проблемы и решения, как специалистам, так и не специалистам Компетенция в области естественных и специальных наук   Готовит и выступает с докладом о гигиенической оценке по результатам лабораторного анализа воздуха и почвы, питьевой воды и воды из различных водосточников, микроклиматических параметров. Р26, Р27
Принимает участие в санитарном обучении населения и в создании частных объектов по дезинфекционному контролю, а также по обеспечению деятельности по контролю соблюдения санитарных требований в коммунальных объектах. Р27
Составляет алгоритм проверки и гигиенических рекомендаций по улучшению санитарно-эпидемиологического обследования коммунальных объектов. Р27
Осуществляет сбор и интерпретирует информацию по размещению и планировке населенных мест. Р26, Р27
Компетенция предпринимательства Разъясняет работу для частных предпринимателей, имеющих объекты коммунального назначения гигиене. Р27
Компетенция «Адвокат здоровья» Докладывает о действующих и новых законодательных документах регулирующих санитарно-эпидемиологическую службу. Р17, Р27
Сообщает организованным группам основные санитарные правила с целью охраны здоровье населения. Р27
Компетенция «Навыки научных исследований» Информирует студентов, преподавателей и коллег о результатах проведенных научных исследований. Р27
Компьютерная и информационная компетентность Умеет использовать различные виды носителей информации. Р10
Извлекает и редактирует полученную информацию на компьютере. Р2
Компетенция «Коммуникативные навыки» Способен передавать студентам / преподавателям / экзаменаторам собственные знания и умения при планировании и проведении учебных экспериментов, объяснять наблюдаемые факты и явления, их причинно-следственные взаимоотношения Р23, Р26
  Умеет проводить поиск и обработку данных для пропаганды среди студентов, детей, подростков, населения по вопросам информации. Р26, Р27
Способен передавать студентам и коллегам собственные знания и умения по работе с информацией (учебной, справочной, научной). Р26, Р27
Владеет навыками публичного выступления с представлением собственных суждений, анализа и синтеза информации в изучаемой области. Р9, Р27
Распространяет полученные знания по коммунальной гигиене через компьютерную технику и сетевую технологию. Р2
Владеет навыками публичного выступления с представлением собственных суждений, анализа и синтеза информации в изучаемой области.
Распространяет полученное гигиеническое знание через компьютерную технику и сетевую технологию
  Способность продолжить дальнейшее самостоятельное обучение   Гигиена детей и подростков, гигиена труда, эпидемиология, общественное здравоохранение.  

2.5 Пререквизиты: основы общей патологии, микробиология, вирусология и иммунология, общая гигиена, окружающая среда и здоровье населения, инфекционные болезни.



2.6 Постреквизиты:эпидемиология, общественное здравоохранение.

2.7 Тематический план: темы, форма проведения и продолжительность каждого занятия (лекций, практических, самостоятельных работ)

2.7 .1 Тематический план лекции:

Темы Форма проведения Продол-житель-ность занятия (в часах)
Предмет коммунальной гигиены. Государственный санитарный надзор в Республике Казахстан. Структура и функции санитарно-эпидемиологической службы РК. обзорная
Водоснабжение населенных мест. Вода - как фактор заболеваемости инфекционной и неинфекционной природы. Гигиеническая оценка методов очистки и обеззараживания питьевой воды. Проблемы охраны водных объектов в Казахстане. обзорная
Гигиеническое значение почвы. Современные проблемы охраны почвы. проблемная  
Основы организации и проведения санитарной очистки населенных мест. Основные методы обезвреживания твердых и жидких отходов лекция с ошибками  
Источники загрязнения атмосферного воздуха. Влияние атмосферных загрязнений на здоровье и санитарные условия жизни населения, факторы риска. проблемная
Система мероприятий по санитарной охране атмосферного воздуха. Основные принципы нормирования химических веществ в атмосферном воздухе. лекция с ошибками  
Научные основы нормирования микроклимата жилищ. Гигиенические основы нормирования отопления, вентиляции и естественного и искусственного освещения жилых и общественных зданий. Гигиенические значение инсоляции. проблемная
Гигиена лечебно-профилактических, амбулаторно-поликлинических , санитарно-оздоровительных и санитарно-эпидемиологических учреждений. проблемная
Гигиенические основы районной планировки. Градообразующие факторы. Организация селитебной территории города. Жилые районы и микрорайоны. обзорная
Проблема городского шума. Влияние шума на здоровье населения. проблемная
  Всего часов:  

Тематический план практических занятий

 

Темы Форма проведения Продол-житель-ность (в часах)
Система государственной санитарно- эпидемиологической службы Республики Казахстан, его структура и функции. Документация отдела коммунальной гигиены.   Дискуссия    
  Централизованное водоснабжение из подземных и поверхностных источников. Методика отбора проб питьевой воды, порядок проведения анализов и оформление их результатов. Коагуляция, отстаивание и фильтрация.   TBL (team based learning)    
Методика санитарной экспертизы проектов водоснабжения населенных мест. Устройство шахтных колодцев. Дезинфекция и обеззараживание воды в шахтных колодцах. Гигиеническая характеристика особенностей очистки промышленных сточных вод. Работа в парах, ситуационные задачи
Санитарные правила содержания территории населенных мест. Методика санитарного надзора за сбором и удалением твердых и жидких отходов из населенного пункта. SGL (small group learning), тестовый контроль    
  Методика изучения влияния атмосферных загрязнений на состояние здоровья населения. Методика организации наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха: стационарные, маршрутные и передвижные посты.   Пресс-конференция  
Гигиеническая оценка организации санитарно-защитных зон промышленных предприятий. Гигиеническое и эпидемиологическое значение жилища. Требования к участку строительства жилых домов.   TBL (team based learning)    
Естественное и искусственное освещение помещений жилых и общественных зданий. Отопление и вентиляция помещений жилых и общественных зданий. Гигиенические требования. Нормирование.   Пресс-конференция
Прачечные. Устройство и содержание, требования к эксплуатации. Работа в парах
Гигиенические основы планировки и санитарно-технического оборудования лечебно-профилактических учреждений.   Дискуссия
Особенности планировки, благоустройства и оборудования спортивных сооружений.   Круглый стол  
Гигиеническая оценка шумового режима населенного пункта и помещений жилых и общественных зданий. Методика санитарного надзора за источниками электромагнитных полей. Нормирование шума и уровня электромагнитных полей.   SGL(small group learning)    
Гигиеническая оценка инсоляции террито-рии застройки и жилых зданий микрорайона. Нормирование инсоляции. Санитарно-гигиенические принципы и особенности размещения общественных центров в сельском населенном пункте. Работа в малых группах
  Всего часов:  
         

Тематический план самостоятельной работы студентов

 

Темы Форма сдачи Количество часов Неделя
Организация работы в санитарно-гигиенической лаборатории. Правила заполнения актов, протоколов и заключений обследования объектов коммунальной гигиены и других документов коммунального отдела.   Подготовка презентаций, составление тестовых и ситуационных задач, разработка профилакти-ческих мероприятий, доклад, проект, работа на платформе G-Global просмотры, комментарии совместно с преподавате-лем.  
Показатели, характеризующие химическую безвредность питьевой воды. Показатели, характеризующие радиационную безопасность питьевой воды.
Изучение влияния водного фактора на состояние здоровья населения. Значение содержания различных микроэлементов в питьевой воде для состояния здоровья человека. Современные методы очистки питьевой воды с использованием нанотехнологий.    
Пестициды и минеральные удобрения в природных водах: контроль и оценка их влияния. Этапы санитарной экспертизы проектов канализации населенных мест. Определение достаточности представленных документов.  
Современные методы обезвреживания твердых отходов. Правила отбора проб почвы для химического анализа, бактериологических и гельминтологических исследований.  
Влияние радиоактивных отходов на санитарное состояние почвы.Оценка чистоты почвы по данным лабораторных исследований почвы. Экологические проблемы утилизации отходов.      
Методы и критерии оценки состояния здоровья населения в связи с загрязнением окружающей среды. Динамическое наблюдение за уровнем загрязнения атмосферного воздуха городов Казахстана.    
Рубежный контроль Тестирование и решение ситуационных задач, письменный контроль
Методы и критерии оценки состояния здоровья населения в связи с загрязнением окружающей среды. Динамическое наблюдение за уровнем загрязнения атмосферного воздуха городов Казахстана. Достоинства и недостатки современных приборов искусственного освещения, используемых в жилых и общественных зданиях. Санитарная экспертиза проектных материалов систем вентиляции помещений жилых и общественных зданий. Использование в современном строительстве полимерных материалов. Гигиенический контроль и их оценка Подготовка презентаций, составление тестовых и ситуационных задач, разработка профилакти-ческих мероприятий, доклад, проект, работа на платформе G-Global просмотры, комментарии совместно с преподавате-лем
Устройство и содержание, требования к эксплуатации аптек.   Посещение объекта.  
Особенности планировки, благоустройства и оборудования театров и кинотеатров, библиотек.  
Бани.Устройство и содержание , требования к эксплуатации  
Гигиенические значения современных нормативов уровней инфразвука в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. Презентация, составление тестовых и ситуационных задач, разработка профилакти-ческих мероприятий, доклад, проект, работа на платформе G-Global просмотры, комментарии совместно с преподавате-лем.
Роль зеленых насаждений в благоустройстве населенных пунктов. Особенности размещения объектов общегородского назначения в крупных городах
Рубежный контроль. Тестирование, решенеие ситуационных задач, письменный контроль.
  Всего часов:    

2.8 Методы обучения и преподавания:

Лекции: обзорные, проблемные, лекции с ошибками.

Практические занятия:решение тестовых заданий и ситуационных задач, SGL, TBL, дискуссия, пресс-конференция, работа в парах, ознакомление с документами и работа с лабораторными приборами.

Самостоятельная работа студентов:Подготовкапрезентации, составление тестовых и ситуационных задач, разработка профилактических мероприятий, доклад, посещение объекта, работа на платформе G-Global просмотры, комментарии совместно с преподавателем.

2.9 Методы оценки знаний и навыков обучающихся:

Используются следующие виды контроля: текущий, рубежный и итоговый.

Текущий контроль: тестирование, решение ситуационных задач, проверка оформления результатов выполнения заданий и т.д., самооценка и групповая оценка при работе в малых группах.

Рубежный контроль: коллоквиум. Рубежный контроль сдают в 8 и 15 неделе в виде тестирование, письменный контроль и решение ситуационных задач, устный опрос.

Итоговый контроль: тестирование (КТИЦ)

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Как разводить артемию и кормить ей малька | Техника безопасности при работе на станке.

mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал