Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Эффективное государственное управление возможно при условии исполнения задач и функций, возложенных на государственные органы




Эффективное государственное управление возможно при условии исполнения задач и функций, возложенных на государственные органы, кадрами, обладающими необходимой квалификацией.

Обеспечение поступления на государственную гражданскую службу (далее – гражданская служба) компетентных граждан требует разработки, внедрения и поддержания в актуальном состоянии на гражданской службе системы квалификационных требований, включающей детализированные требования к профессиональному образованию, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки, профессиональным и личностным качествам, знаниям, навыкам и умениям.

В целях создания и обеспечения функционирования на гражданской службе эффективной системы квалификационных требований Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации подготовлен настоящий Методический инструментарий по установлению квалификационных требований к претендентам на замещение должностей государственной гражданской службы и государственным гражданским служащим (далее – Методический инструментарий).

Методический инструментарий вводит систему квалификационных требований на гражданской службе, основанную на передовом российском и зарубежном опыте, и содержит порядок ее разработки и внедрения в государственном органе.

Система квалификационных требований, содержащаяся в Методическом инструментарии, разработана и апробирована в ходе пилотного проекта по внедрению в отдельных федеральных государственных органах детализированных квалификационных требований, проведенного Минтрудом России в 2013 году.

Реализация указанного пилотного проекта осуществлялась в соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» (далее – Указ) и во исполнение пункта 5 Плана выполнения мероприятий по внедрению в 2012 – 2016 гг. новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы в рамках реализации подпункта «р» пункта 2 Указа, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации – Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации В.Ю. Сурковым 1 октября 2012 года № 5378п-П17.

В 2014 г. в ходе дальнейшего совершенствования системы квалификационных требований в Методический инструментарий внесен ряд изменений.

В версии 2.0 Методического инструментария уточнены базовые квалификационные требования.

На основе предложений федеральных государственных органов Минтрудом России подготовлен и включен в Методический инструментарий Перечень направлений профессиональной служебной деятельности и специализаций по направлениям профессиональной служебной деятельности, в соответствии с которыми федеральные государственные гражданские служащие исполняют должностные обязанности, классифицированный по федеральным государственным органам (далее – Перечень направлений деятельности), являющийся Приложением № 1 к Методическому инструментарию.



В Справочнике квалификационных требований к претендентам на замещение должностей государственной гражданской службы и государственным гражданским служащим (далее – Справочник) усовершенствована Библиотека профессиональных и личностных качеств и соответствующих им навыков и умений (далее – Библиотека). Справочник также дополнен разработанными функциональными квалификационными требованиями по отдельным направлениям профессиональной служебной деятельности (далее – направления деятельности) и специализациям по направлениям профессиональной служебной деятельности (далее – специализации по направлениям деятельности), в соответствии с которыми федеральные государственные гражданские служащие исполняют должностные обязанности.

Применение Методического инструментария кадровыми службами государственных органов позволит организовать эффективную работу по установлению квалификационных требований.

Использование разработанных квалификационных требований повысит качество отбора кадров, оценки их квалификации, профессионального развития, формирования кадрового резерва и ротации.

При этом соблюдение государственными органами унифицированного подхода к установлению квалификационных требований создаст возможности для мобильности кадров на гражданской службе и расширит перспективы должностного роста государственных гражданских служащих (далее – гражданские служащие).



Расширение осведомленности граждан о квалификационных требованиях повысит открытость гражданской службы и создаст важные предпосылки для формирования у них реального понимания потенциальных возможностей для замещения определенных должностей гражданской службы.


Основные понятия и определения

 

Квалификационные требования к претендентам на замещение должностей государственной гражданской службы и гражданским служащим (квалификационные требования) – требования к уровню и специальности (направлению подготовки) и при необходимости специализации профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки, профессиональным и личностным качествам, а также знаниям, навыкам и умениям, необходимым для замещения должностей гражданской службы. Определение соответствия образования, стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажа (опыта) работы по специальности, направлению подготовки, профессиональных и личностных качеств, знаний, навыков и умений граждан, поступающих на гражданскую службу, а также гражданских служащих квалификационным требованиям осуществляется при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, отбора без проведения конкурса, аттестации, квалификационного экзамена, а также иных мероприятий по оценке кадрового состава.

Система квалификационных требований включает базовые и функциональные квалификационные требования.

Базовые квалификационные требования – требования к претенденту на замещение должности гражданской службы (далее – претендент) (гражданскому служащему), соответствие которым необходимо для исполнения должностных обязанностей вне зависимости от направления деятельности и специализации по направлению деятельности. Базовые квалификационные требования включают требования к:

- уровню профессионального образования;

- продолжительности стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажа работы по специальности, направлению подготовки вне зависимости от направления деятельности;

- знаниям и навыкам:

- знанию государственного языка Российской Федерации (русского языка);

- правовым знаниям основ Конституции Российской Федерации, законодательства о государственной службе, законодательства о противодействии коррупции;

- знаниям основ делопроизводства и документооборота;

- знаниям и навыкам в области информационно-коммуникационных технологий;

- профессиональным и личностным качествам, а также соответствующим им навыкам и умениям.

Функциональные квалификационные требования – требования к претенденту (гражданскому служащему), соответствие которым необходимо для исполнения должностных обязанностей по направлению деятельности с учетом специализации. Функциональные квалификационные требования устанавливаются по направлениям деятельности, осуществляемым в государственном органе, специализациям по указанным направлениям, категориям и группам должностей гражданской службы. Функциональные квалификационные требования включают требования к специальности (направлению подготовки) профессионального образования и при необходимости специализации профессионального образования, стажу (опыту работы) по специальности, направлению подготовки, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Направление профессиональной служебной деятельности (направление деятельности) – деятельность, осуществляемая гражданским служащим в соответствии с целями, задачами, полномочиями и функциями структурного подразделения, в котором он проходит гражданскую службу, и в целом государственного органа, устанавливаемыми в положениях о структурном подразделении государственного органа, о государственном органе в целом и иных нормативных правовых актах, в соответствии с которыми гражданские служащие исполняют должностные обязанности.

Специализация по направлению профессиональной служебной деятельности (специализация по направлению деятельности) – поднаправление профессиональной служебной деятельности внутри направления деятельности, осуществляемого в государственном органе, в соответствии с которым гражданские служащие исполняют должностные обязанности.

Профиль должности – документ, содержащий цели, задачи и ключевые обязанности по должности, базовые квалификационные требования, включая требования к профессиональным и личностным качествам и соответствующим им навыкам и умениям, функциональные квалификационные требования, а также иную информацию, характеризующую должность. На основе профиля должности составляется должностной регламент.

Профессиональное образование– вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности[1].

Уровень профессионального образования – завершенный цикл профессионального образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований[2].

Уровнями профессионального образования являются[3]:

среднее профессиональное образование;

высшее образование – бакалавриат;

высшее образование – специалитет, магистратура;

высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.

Дополнительное профессиональное образование – профессиональное образование, направленное на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды и осуществляемое посредством реализации дополнительных профессиональных образовательных программ в форме повышения квалификации, профессиональной переподготовки, в том числе программ MPA (Master of Public Administration), EMPA (Executive Master of Public Administration) и DPA (Doctor of Public Administration)[4].

Направленность (профиль) образования – ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы[5].

Специальность – совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных профессиональных задач[6].

Специализация по образованию – профессиональная область, для применения совокупности знаний, навыков и умений в которой ориентировано получение лицом профессионального образования в соответствии с отдельной специальностью, направлением подготовки. Специализация по образованию определяется образовательной организацией.

Квалификация – уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности[7].

Стаж (опыт) работы по специальности, направлению подготовки– периоды трудовой или профессиональной служебной деятельности на должностях служащих[8], государственной службы или муниципальной службы, деятельности, связанной с интеллектуальным трудом или осуществлением подготовки и оформления документации, учета и контроля, хозяйственного обслуживания на условиях договора гражданско-правового характера, деятельности индивидуальным предпринимателем после получения документа об образовании и квалификации по определенной специальности (направлению подготовки), в течение которых применялись и совершенствовались знания и навыки, приобретенные в рамках указанного образования, которое в соответствии с должностным регламентом должен иметь претендующий на замещение должности гражданской службы гражданин Российской Федерации (гражданский служащий).

Профессиональные знания – совокупность правовых и иных знаний, необходимых для эффективного и результативного исполнения должностных обязанностей.

Профессиональные навыки– навыки, связанные со способностью применения профессиональных знаний при исполнении должностных обязанностей, сформированные путем повторения и доведенные до автоматизма, ставшие привычным, осуществляемые без контроля сознания.

Умения – освоенные человеком способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретённых знаний и навыков. В отличие от навыков, умения всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность и включают в себя процессы мышления[9].

Профессиональные качества –проявляемые в поведении гражданского служащего характеристики, отражающие единство его стремлений, способностей, знаний, навыков, умений и личностных качеств, необходимых для эффективного и результативного исполнения должностных обязанностей.

Личностные качества – индивидуальные особенности личности, отражающие жизненные ценности и установки индивидуума, тип темперамента, мотивацию и личные цели, динамические свойства нервной системы. Совокупность личностных качеств гражданского служащего проявляется в профессиональной служебной деятельности через профессиональные качества.

Общие профессиональные качества – профессиональные качества, необходимые для эффективного и результативного исполнения должностных обязанностей по должностям гражданской службы всех категорий и групп.

Прикладные профессиональные качества – профессиональные качества, необходимые для эффективного и результативного исполнения должностных обязанностей в зависимости от функциональной специфики исполняемых должностных обязанностей по должностям гражданской службы.

Управленческие профессиональные качества – профессиональные качества, необходимые для эффективного и результативного исполнения должностных обязанностей по должностям гражданской службы категории «руководители» высшей, главной и ведущей групп должностей гражданской службы, а также иным должностям, в должностные обязанности по которым входит организация и планирование собственной деятельности и деятельности гражданских служащих, находящихся в линейном или функциональном подчинении, и в целом государственного органа, структурных(ого) подразделений(я) или проектных(ой) групп(ы), а также контроль хода исполнения документов и проектов для достижения задач и целей государственного органа, структурных(ого) подразделений(я) или проектных(ой) групп(ы).


 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал