Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Республики Беларусь.




Тема 2.3. Основы административно-правового положения иных субъектов административного права.

Административно-правовой статус граждан Республики Беларусь.

Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Республики Беларусь.

Административно-правовой статус общественных объединений.

Административно-правовой статус граждан Республики Беларусь.

Административно-правовой статус граждан – совокупность его прав, свобод и обязанностей, регулируемых нормами административного права и реализуемых в административно-правовых отношениях. Права и обязанности могут быть общими для всех без исключения граждан, особенными – для отдельных категорий лиц и специальными – для некоторых субъектов административно-правовых отношений. В этой связи можно говорить об общем, особом и специальном административно-правовом статусе гражданина.

Общий административно-правовой статус гражданина включает в себя всеобщие права и обязанности граждан, закрепленные в Конституции РБ и реализуемые гражданином через вступление его в административно-правовые отношения с соответствующими субъектами. Они принадлежат всем гражданам.

Особенный (особый) административно-правовой статус гражданина охватывает все реализуемые в административно-правовых отношениях особые специфические права и обязанности гражданина в тех или иных конкретных областях, отраслях и сферах функционирования исполнительной власти (статус учащегося, студента, водителя, охотника, туриста, предпринимателя, фермера и т.д.).

Специальный административно-правовой статус включает в себя специальные права и обязанности отдельных специфических категорий граждан в узкоспециализированных сферах функционирования исполнительной власти (статус безработного, беженца, вынужденного переселенца, лица без определенного места жительства и т.д.).

Одним из наиболее важных элементов административно-правового статуса граждан является их конституционно установленное право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Правовой статус гражданин в сфере административного права определяется административной правосубъектностью, т.е. правоспособностью и дееспособностью.

Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 11 Конституции Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства на территории нашей страны пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами.



Однако административно-правовой статус лиц, не являю­щихся гражданами Республики Беларусь, различен.

Иностранными гражданамив Республике Беларусь призна­ются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.

Лицами без гражданствав Республике Беларусь признают­ся лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и не имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.

Беженец- это лицо, которое не является гражданином Рес­публики Беларусь и находится на ее территории в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований в госу­дарстве своей гражданской принадлежности по признаку расы, религии, гражданства, национальности, принадлежности к опре­деленной социальной группе или политических убеждений и которое не может либо не желает вследствие таких опасений пользоваться защитой этого государства, или лицо, которое, не имея определенного гражданства и находясь на территории Рес­публики Беларусь, вследствие подобных обстоятельств не может или не желает вернуться в государство своего прежнего обычно­го местожительства в силу таких опасений.

Несмотря на конкретность в определении указанных кате­горий лиц, административно-правовой статус каждой катего­рии различен. В качестве примера приведем классификацию иностранных граждан по времени пребывания на территории Республики Беларусь:



• постоянно проживающие на территории Республики Бела­русь - иностранные граждане, имеющие разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел;

• временно пребывающие на территории Республики Беларусь - иностранные граждане, находящиеся на территории Респуб­лики Беларусь на иных законных основаниях;

• проезжающие через территорию Республики Беларусь тран­зитом.

Другая классификация - по стране своей принадлежности:

иностранные граждане ближнего зарубежья - стран СНГ;

• иностранные граждане дальнего зарубежья.

Из общего законодательства, определяющего статус иност­ранных граждан, имеются изъятия относительно граждан госу­дарств, входящих в СНГ. Эти изъятия устанавливаются согла­шениями между государствами - участниками СНГ.

Иностранные граждане и лица без гражданства в Республи­ке Беларусь равны перед законом, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и нацио­нальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств. Их административно-правовой статус определен Конституцией Республики Беларусь и рядом нормативных правовых актов: законами Республики Беларусь «О правовом положении иност­ранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь», «О беженцах», постановлениями Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Правил пребывания беженцев в Рес­публике Беларусь», «Об утверждении Правил пребывания инос­транных граждан и лиц без гражданства в Республике Бела­русь» и др.

Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся в Республике Беларусь, обя­заны быть зарегистрированными, иметь при себе действитель­ные паспорта или заменяющие их документы и предъявлять их по требованию представителей компетентных органов.

Контроль за соблюдением Правил осуществляют органы внутренних дел во взаимодействии с органами государственной безопасности, а также пограничные войска Республики Беларусь в пунктах пропуска на государственной границе Республи­ки Беларусь.

Иностранные граждане и лица без гражданства, находящие­ся в Республике Беларусь временно, должны выбыть из Респуб­лики Беларусь по истечении определенного им срока пребыва­ния.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории Республики Бела­русь, могут перемещаться по ее территории и выбирать место жительства в соответствии с Правилами пребывания иностран­ных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь. Ограничения в перемещении и выборе места жительства допус­каются только в установленном законодательством порядке.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, имеют право:

• заниматься трудовой или хозяйственной деятельностью, если это совместимо с целями их пребывания;

• получать образование в Республике Беларусь;

• вступать на общих основаниях с гражданами Республики Бе­ларусь в профессиональные союзы и другие общественные объединения;

• заключать или расторгать брак с гражданами Республики Бе­ларусь и иными лицами.

Иностранные граждане и лица без гражданства не могут:

• избирать и быть избранными в выборные государственные органы Республики Беларусь, а также принимать участие в референдумах;

• занимать должности, назначение на которые в соответствии с законодательством связано с принадлежностью к граждан­ству Республики Беларусь;

• допускаться к деятельности, связанной с государственной тай­ной;

• нести воинскую обязанность;

• въезжать на территорию Республики Беларусь без разреше­ния (исключение составляют граждане стран СНГ, с которы­ми заключено соглашение о безвизовом порядке въезда и выезда).

Только к иностранным гражданам и лицам без граждан­ства применяется такой вид административного принуждения, как депортация, которая регламентируется Положением о по­рядке депортации иностранных граждан и лиц без гражданства, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь.

Депортация может быть применена в следующих случаях:

• если это необходимо для охраны здоровья, защиты прав и законных интересов граждан Республики Беларусь и других лиц;

• если действия лиц, к которым может быть применена данная мера, противоречат интересам обеспечения государственной безопасности и охраны общественного порядка;

• если эти лица грубо нарушили законодательство о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, а также таможенное, валютное и иное законодательство.

За иные нарушения правил пребывания в Республике Бела­русь и правил транзитного проезда через республику иностран­ные граждане привлекаются к установленной законом ответ­ственности.

Правовое положение иностранных граждан, пользующихся привилегиями и дипломатическим иммунитетом, определяется специальным законодательством и международными договора­ми. В частности, они пользуются иммунитетом от администра­тивной юрисдикции нашей страны.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал