Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интерактивные технологии и инновационные методы, используемые в образовательном процессе




Деловая игра «Российские денежные реформы от Елены Глинской до Николая I» предполагает предварительное рассмотрение студентами следующих вопросов:

Общая характеристика развития денежного обращения до середины XIXв.

Возникновение денежных отношений на Руси.

Денежная реформа Елены Глинской (1535-1538 гг.).

Денежная реформа Алексея Михайловича (1654-1663 гг.) и «медный бунт».

Денежная реформа Петра I (1696-1718 гг.).

Монетное обращение после Петра I, обращение ассигнаций.

Денежная реформа Е.Ф. Канкрина (1839 -1843 гг.).

 

Для проведения деловой игры студенты делятся на 5 групп:

1-я группа – характеризует денежную реформу Елены Глинской

2-я группа – характеризует денежную реформу Алексея Михайловича

3-я группа – характеризует денежную реформу Петра I

4-я группа – характеризует денежную реформу Е.Ф. Канкрина

 

В ходе деловой игры каждая из групп студентов отвечает в ходе своих выступлений на следующие основные вопросы:

1. Необходимость, содержание и результативность денежных реформ, их значимость для последующего развития денежного обращения страны. Какая из денежных реформ рассматриваемого периода может быть названа наиболее успешной и значимой?

2. Можно ли утверждать, что каждая последующая денежная реформа в России вплоть до середины XVIIIв. была в той или иной мере обусловлена предыдущими реформами?

Группа независимых экспертов после обсуждения каждого из указанных вопросов подводит итоги с учетом мнения своих представителей и результатов выступлений 1-4 групп.

 

Деловая игра «Формирование кредитной системы России» предполагает предварительное рассмотрение студентами следующих вопросов:

Преобразования в организации банковской деятельности в 1797г., связанные с созданием Учетных контор и Вспомогательного банка для дворянства.

Банковская реформа в 1817г., деятельность Государственного коммерческого банка и прочих банков до середины XIXв.

Кредитные и вкладные операции воспитательных домов и приказов общественного призрения.

Деятельность банкирских домов.

Возникновение первых городских общественных банков в России.

Возникновение сберегательных касс, организация сберегательного дела до середины XIXв.

 

Цель проведения деловой игры состоит в ответе на следующий вопрос: была ли в России до 1860г. сформирована полноценная кредитная система?

На предшествующем деловой игре семинарском занятии студенты делятся на две группы:

1. группа, отстаивающая справедливость тезиса о формировании кредитной системы страны до 1860г.

2. группа, утверждающая, что вплоть до 1860г. в России не была сформирована кредитная система.



Каждая из групп получает задание для самостоятельной подготовки, включающее помимо рассмотрения вопросов темы подготовку выступления и презентации, отражающей позицию данной группы по вопросу о формировании кредитной системы до 1860г.

Деловая игра начинается с выступлений представителей каждой из групп, после каждого из которых оппоненты задают вопросы, выдвигают контраргументы.

Деловая игра заканчивается подведением итогов в следующем формате: представители каждой из групп после предварительного внутреннего обсуждения отвечают на вопрос «Как аргументы оппонентов повлияли на Вашу точку зрения, к каким выводам Вы пришли в результате дискуссии?»

Деловая игра «Влияние банковской реформы 1860г. на последующее развитие кредитной системы и денежного обращения России» предполагает предварительную подготовку студентов по следующему кругу вопросов:

Общая характеристика развития кредитной системы во второй половине XIXв.

Банковская реформа 1860г.

Деятельность Государственного банка Российской империи с 1860г. по 1894г.

Возникновение акционерных коммерческих банков.

Развитие ипотечного кредитования во второй половине XIXв.

Деятельность городских общественных банков.

Реформирование Государственного банка Российской империи в соответствии с его новым Уставом, принятым в 1894г.

Денежная реформа С.Ю.Витте.

 

Деловая игра проводится в виде пресс-конференции, начинающейся с предварительно подготовленных презентаций на следующие темы:

1. «Значение банковской реформы 1860 г. для последующего развития банковской системы страны».



2. «Необходимость и значение денежной реформы С.Ю. Витте для денежного обращения и банковской системы страны.»

Первый доклад должен быть подготовлен от лица представителей Государственного банка Российской империи с позиции конца 90-х годов XIX века. Второй доклад – от лица представителей Министерства финансов.

В ходе пресс-конференции на вопросы отвечают «представители» Государственного банка Российской империи и Министерства финансов.

Основная задача группы студентов, задающих вопросы, состоит в выявлении изменений, произошедших во второй половине XIX века в сфере денежного обращения, деятельности всех видов кредитных организаций.

 

Групповая дискуссия на тему «Причины и последствия банковской и денежной политики большевиков в первые годы после Октябрьской революции 1917г.»предполагает предварительное рассмотрение студентами следующих вопросов:

Общая характеристика денежного обращения и банковской деятельности после Октябрьской революции и в годы гражданской войны.

Национализация банков, упразднение ипотечных банков и реорганизация прочих кредитных организаций 1917-1918 гг.

Народный банк РСФСР: создание, особенности деятельности и упразднение.

Состояние денежного обращения после Октябрьской революции 1917г.

Для проведения дискуссии студенты делятся на две группы:

1. группа, отстаивающая правоту политики правительства большевиков;

2. группа утверждающая, что политика советского правительства губительна для России, в том числе, для ее денежной и кредитной систем.

В ходе дискуссии каждая из групп высказывает свое мнение по следующим вопросам:

1. Правомерен ли был захват Государственного банка Российской империи?

2. Почему советскому правительству не удалось избежать гиперинфляции?

3. Была ли правильной политика большевиков в отношении земельных банков, кредитных кооперативов, прочих кредитных организаций?

4. Можно ли признать результаты национализации банков успешными и необходимыми для страны?

Групповая дискуссия «Обоснованность и последовательность проведения преобразований, осуществленных советской властью в 20-30-х годах XX в. в сфере денежного обращения и кредита» предполагает предварительное рассмотрение студентами следующих вопросов:

Общая характеристика развития денежной и кредитной систем в 20-30-х годах XX в.

Учреждение Государственного банка РСФСР (с 1923г. – Государственный банк СССР), характеристика его работы.

Денежные реформы 1922-1924гг.

Кредитные организации в период НЭПа.

Начало реформирования кредитной системы в 1927-1928 гг.: ограничение круга деятельности банков и усиление централизованного руководства ими со стороны Государственного банка СССР, создание Банка долгосрочного кредитования про­мышленности и электрохозяйства.

Кредитная реформа 1930-1932 гг.

Работа гострудсберкасс СССР в 1920-1930-х годах.

 

Для проведения групповой дискуссии все студенты делятся на две группы:

1. Сторонники новой экономической политики, развития рыночных отношений , деятельности различных видов негосударственных кредитных организаций, считающие проведение кредитной реформы 1930-1932 годов неверным шагом.

2. Сторонники административно-командных методов управления, полагающие что проведение новой экономической политики дало свои положительные результаты, однако, отрицательные моменты также существенны и для решения задач, стоящих перед страной необходима банковская система, состоящая только из государственных банков с отраслевой направленностью.

В ходе дискуссии каждая из указанных групп высказывает свое мнение по следующим вопросам:

1. Значимость денежных реформ 1922-24 годов для развития советской экономики.

2. Результативность деятельности банков и прочих кредитных организаций в период НЭПа и целесообразность сохранения сложившейся в период НЭПа кредитной системы и в начале 30-х годов XX века.

3. Целесообразность и результативность проведения кредитной реформы 1930-1932 годов.

 

Деловая игра «Возможные пути развития денежной и кредитной систем России после 1986г.»предполагает предварительное рассмотрение студентами следующих вопросов:

Первый этап банковской реформы: создание специализированных банков.

Второй этап банковской реформы: создание кооперативных и коммерческих банков, перевод государственных специализированных банков на хозрасчет и самофинансирование.

Третий этап банковской реформы: формирование банковской системы РФ.

Обмен денежных знаков в 1991г., деноминация 1998г.

Денежная реформа 1992-1993 гг.

Особенности развития банковской системы РФ в 1992-1997гг.

Банковский кризис 1998г. и последующее восстановление банковской системы РФ.

Для проведения семинара-дискуссии все студенты делятся на две группы:

1 группа – демократически настроенная выступающая за рыночные преобразования в стране.

2 группа – консервативно настроенная, отстаивающая необходимость существования в стране административно-командной системы, считающая распад СССР исторической ошибкой.

В ходе семинара каждая из групп излагает свою точку зрения по следующим вопросам, связанным с развитием денежной и кредитной систем РФ:

1. Необходимость и логичность проведения банковской реформы 1987-1991 годов, возможные альтернативы.

2. Положительные и отрицательные последствия экономических и политических преобразований, включая банковскую реформу 1987-1991 годов для развития денежного обращения и кредитной системы страны.

3. Проблемы и перспективы развития кредитной системы РФ в начале XXI века.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал