Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






По признаку доминирования одного или нескольких источников права выделяются различные правовые системы стран мира.




Так, в англосаксонской правовой системе доминирующее положение занимает юридический (судебный) прецедент, большую роль играют правовые обычаи и меньшее значение отводится нормативно-правовым актам.

Вромано-германской (континентальной) правовой системе, наоборот, ведущеезначение придается нормативно-правовым актам, небольшую роль играют правовые обычаи и практически не признается в качестве источника права юридический прецедент.

В странах, где господствующей религией является ислам, основными источниками права являются религиозные нормы, большое значение имеет юридическая доктрина, используются и правовые обычаи

В правовой системе Древнего Рима почти равнозначную роль играли нормативно-правовой акт, юридическая доктрина и юридический (административный) прецедент..

1. Правовой обычай-санкционированное государством исторически сложившееся правило поведения. При этом санкционирование осуществляется путем отсылки к обычаю, а не текстуального закрепления его в законе.

Правовой обычай довольно широкое распространение получил в гражданском праве. Его нормы неоднократно указывают на обычай как на источник права. Гражданский кодекс РФ дает понятие обычая делового оборота: «Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо оттого, зафиксировано ли оно в каком-либо документе» (п. I ст. 5). В ст. 309 ГК РФ установлено: «Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями делового оборота».

Примеры признания государством правовых обычаев можно найти в ст. 130, 131, 132 Кодекса торгового мореплавания РФ.

В частности, в ч. 1 ст. 130 Кодекса установлено, что срок, в течение которого перевозчик предоставляет судно для погрузки груза и держит ею под погрузкой без дополнительных к фрахту платежей (сталийное время), определяется соглашением сторон, при отсутствии такого соглашения — сроками, обычно принятыми в порту погрузки.

Следует отметить, что в некоторых странах правовые обычаи играют существенную роль в жизни общества. Так, в Таиланде по сей день бытует обычай (ставший правовым), определяющий условия развода супругов. Муж и жена в присутствии свидетелей одновременно зажигают по свече одинаковых размеров. Тот из супругов, чья свеча догорит первой, должен покинуть дом, не взяв с собой ничего из имущества.

Достоинства обычая: существует в устной форме, выражен доступным языком; возникает не «сверху», а «снизу», в силу этого полнее выражает волю народа, его потребности; большая добровольность в исполнении (так как основан на привычке).



Недостатки: неопределенность (поскольку не зафиксирован в письменном виде); носит консервативный и региональный характер.

2. Правовой прецедент –главный источник права в государствах, принадлежащих к англосаксонской правовой семье. Под правовым прецедентом понимается решение судебных или административных органов по конкретному делу, которое принимается за обще обязательное правило при решении впоследствии аналогичных дел.

Примеры: В Советском государстве в силу разных причин прецедентная форма права не признавалась. Официальная доктрина стояла на позиции, в соответствии с которой при режиме социалистической законности судебные и административные органы должны применять право, а не творить его. И в настоящее время многие правоведы стоят на позиции непризнания прецедента. Их позиция при этом сводится к следующему:

§ суды призваны применять право, а не творить его;

§ придание судам правотворческих функций противоречит принципу разделения властей.

Однако следует отметить, что в российской правовой системе в той или иной форме прецедент существовал и существует.Так, применение аналогии есть не что иное, как элемент прецедентного регулирования.Постановления (разъяснения) Пленума Верховного Суда РФ также можно отнести к прецедентному регулированию.

Преимущества прецедентов:

§ прецедент — это результат логики и здравого смысла. Правоприменитель руководствуется своим мировоззрением, правосознанием, господствующими в обществе моральными ценностями, житейским опытом;



§ больший динамизм, нежели у других источников права, так как правоприменитель способен принять решение с учетом изменений, произошедших в стране, мире.

Недостатки:

§ нет авторитета, присущего нормативному акту;

§ есть возможность произвола.

3.Договорынормативного содержанияпредставляют собой соглашение между субъектами, призванное урегулировать их отношения путем закрепления взаимных прав и обязанностей, которые субъекты обязуются добровольно выполнять.

В нашей стране принята следующая классификация нормативных правовых договоров (по отраслевой принадлежности):

§ конституционно-правовые (Договор об образовании СССР 1922 г.. Федеративный договор 1992 г. и др.);

§ административные (соглашения между исполнительными органами власти и органами местного самоупрааления о делегировании последним определенных полномочий);

§ трудовые и коллективные.

Однако чаше всего нормативные правовые договоры используются в сфере международною права, где они являются, в сущности, основным источником (формой выражения): только дву- или многосторонних международных договоров насчитывается свыше 500 тыс. В конституциях многих государств (Франция, Нидерланды, Российская Федерация) установлено, что при противоречиях между нормами международного договора и национальным законом первые будут преобладать.

4.Правовая доктрина – это теоретические положения, научные теории юридического характера, в которых формулируются важнейшие принципы, юридические категории, понятия, воззрения ученых – юристов.

В Древнем Риме юридическая наука являлась одним из ведущих источников (форм выражения) права. При этом она выступала и собственно формой существования и выражения права в Древнем Риме (т. е. при принятии судебных решений ссылались на труды известных юристов), и идеальным источником правовой материи, из которою черпались идеи для законодательной практики. В некоторых англоязычных странах можно до сих пор встретить в судебных решениях ссылки на высказывания известных юристов, однако такие ссылки являются лишь дополнительной аргументацией. К числу юристов, на чьи сочинения можно ссылаться как на источники права, относятся: Р. Глэнвилл («О законах и обычаях Англии», XII в.),Г. Брактон («О законах и обычаях Англии», XIII в.), Ф. Литтлыон («О держаниях», XV в.), Э. Кок («Институции», XVII в.), У. Блэк- стон («Комментарии к законам Англии», XVIII в.).

Статья 38 Статута Международного Суда, принятого 26 июня 1945 г., характеризует судебные решения и юридическую науку (доктрины и идеи) наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве лишь «вспомогательного средства для определения правовых норм». Часто такие ссылки можно встретить в неофициальных мнениях судей Европейского Суда по правам человека, которыми они обосновывают свои коллегиальные решения. Обширные своды правил общеобязательного поведения, почерпнутые из трудов видных юристов, известны индусскому праву. Но только в мусульманских странах юридическая наука продолжает оставаться ведущим источником (формой выражения) нрава. Мусульманское право, или шариат (пер. с араб. — путь следования), складывается из четырех частей:

§ Корана (сборника проповедей пророка Мухаммеда);

§ Сунны (сборника историй о жизни пророка, его жизнеописания, записанного его учениками);

§ Иджмы (согласованного заключения древних правоведов, знатоков ислама, об обязанностях правоверных, получившего значение юридической истины, извлеченной из Корана и Сунны);

§ Кияса (рассуждений мусульманских юристов в области нрава по аналогии в отношении к новым, не предусмотренным Кораном случаям).

Мусульманский судья, осуществляя правосудие, обращается не к Корану, который он не может и не вправе толковать, а к книгам, написанным в разные годы авторитетными юристами, учеными- богословами и содержащими такое толкование. Так, законодательство Египта, Ливана, Сирии и ряда других арабских стран устанавливает, что в случае пробела в семейном праве судья применяет «наиболее предпочтительные выводы толка Абу Ханифы».Мусульманское право вообще основано на принципе авторитета, в связи с чем заключения древних юристов — знатоков ислама имеют официальное юридическое значение.

Юридическая доктрина как источник права использовалась и в России: в XIX в. высший судебный орган — Правительствующий Сенат цитировал в своих решениях труды отечественных ученых по гражданскому праву (цивилистов).

5.Религиозные нормы основываются на религиозных воззрениях и играют большую роль в обществах, где та или иная религия является официальной, общегосударственной.

В России до 1917 г. источниками права признавались Устав духовных консисторий, Книга Правил Св. Синода, Кормчая Книга и др. В Германии каноническое право и ныне является частью национальной правовой системы).

6.Нормативно-правовой актв большинстве государств служит главным источником и формой права. Он представляет собой акт, закрепляющий нормы права, то есть правила поведения, установленные государством и обеспеченные возможностью применения принуждения со стороны государства. Для нормативно-правового акта характерны следующие признаки:

а) нормативный правовой акт исходит от государства;

б) существует особый порядок (процедура) принятия этого акта;

в) используется письменная форма и сам акт оформляется в специальном виде;

г) иерархическая подчиненность, основанная на различной юридической силе отдельных актов;

д) содержание акта составляют правила поведения.

Нормативные правовые акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты. Законы принимаются представительными органами, подзаконные акты – всеми остальными уполномоченными органами и должностными лицами.

Закон – это нормативный правовой акт, принятый представительными (законодательными) органами власти в особом порядке, регулирующий наиболее важные для жизни общества общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.

Законы подразделяются на конституционные и текущие.

В ДНРсогласно ст.6 З ДНР «О НПА» №72-IНС

Статья 6. Нормативными правовыми актами ДНР являются:

1) Конституция Донецкой Народной Республики;

2) законы Донецкой Народной Республики;

3) кодексы Донецкой Народной Республики;

4) нормативные правовые акты Народного Совета ДНР;

5) нормативные правовые акты Главы Донецкой Народной Республики;

6) нормативные правовые акты Совета Министров Донецкой Народной Республики;

7) нормативные правовые акты министерств и иных органов исполнительной власти;

8) нормативные правовые акты иных ОГВ ДНР их должностных лиц;

9) нормативные правовые акты Центральной избирательной комиссии ДНР;

10) нормативные правовые акты Центрального Республиканского Банка Донецкой Народной Республики.

2. Основные нормативные правовые акты Народного Совета Донецкой Народной Республики принимаются в форме законов и постановлений.

3. Основные нормативные правовые акты Главы Донецкой Народной Республики издаются в форме указов (постановлений) и распоряжений. Указы Главы Донецкой Народной Республики о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения на всей территории Донецкой Народной Республики или в отдельных ее местностях подлежат утверждению Народным Советом Донецкой Народной Республики в порядке, предусмотренном законодательством Донецкой Народной Республики.

4. Основные нормативные правовые акты Совета Министров Донецкой Народной Республики издаются в форме постановлений и распоряжений. Нормативные правовые акты Совета Министров Донецкой Народной Республики издаются на основании и во исполнение Конституции Донецкой Народной Республики, законов и указов Главы Донецкой Народной Республики.

5. Основные нормативные правовые акты государственных органов исполнительной власти издаются в форме постановлений и приказов. Нормативные правовые акты государственных органов исполнительной власти издаются на основании и во исполнение Конституции Донецкой Народной Республики, законов, указов Главы Донецкой Народной Республики и постановлений Совета Министров Донецкой Народной Республики

Статья 7. 1. Нормативными правовыми актами органов местного самоуправления являются:

1) устав муниципального образования;

2) нормативные правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

3) нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования;

4) нормативные правовые акты главы муниципального образования;

5) нормативные правовые акты местной администрации;

6) нормативные правовые акты иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Система права представляет собой структурную организацию права, которая обусловлена объективными условиями его существования и обеспечивает внутреннее единство и непротиворечивость права.

Система права включает в себя несколько основных компонентов: отрасли права, подотрасли, правовые институты и нормы права.

Отрасль права– это совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Она отличается своеобразием предмета и метода правового регулирования (конституционное, трудовое право, гражданское, семейное, уголовное и др.). Предмет правового регулирования составляют общественные отношения, регулируемые данной совокупностью норм права. Метод правового регулирования представляет собой совокупность различных способов правового воздействия отрасли права на общественные отношения, являющиеся предметом ее регулирования.

Несколько близких по характеру регулирования правовых институтов образуют подотрасль права(в составе гражданского права существует авторское, патентное и др.)

Правовой институт – это составная часть отрасли права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих определенный вид однородных общественных отношений (трудовой договор, оплата труда, рабочее время, время отдыха. в трудовом праве и др).

Первичным элементом системы права является норма права – конкретное правило поведения.

3. Поднормойправа понимается общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное государством в качестве критерия правомерного или запрещенного поведения, иобеспеченноегосударственными средствами.

Нормам права, как и праву в целом, присущи свои признаки:

а) государственно-властная природа;

б) всеобщий характер;

в) предоставительно - обязывающий характер;

г) формальная определенность;

д) внутренняя структура.

Принято выделять три элемента составляющих норму права: гипотезу, диспозицию и санкцию.

Гипотеза – это указание на условия и обстоятельства, при которых реализуется данная норма. Диспозиция содержит само правило поведения, права и обязанности субъектов. Санкция представляет собой указание на неблагоприятные последствия, которые могут наступить в случае несоблюдения предписаний диспозиции.

Нормы права в связи их разнообразным характером классифицируются по различным основаниям :

1) по роли нормы в механизме правового регулирования (регулятивные, охранительные);

2) по субъектам правотворчества (Президент, парламент и др.);

3) по предмету регулирования (конституционные, гражданские, трудовые и др.);

4) по характеру содержащегося предписания (управомочивающие, обязывающие, запрещающие);

5) по методу правового регулирования (императивные, диспозитивные);

6) по времени действия (постоянные, временные);

7) по территории действия (общенациональные, местные);

8) по роли в правотворчестве (первичные, вторичные);

9) по действию на круг субъектов (всеобщие, специальные, исключающие) и др.

4. Правоотношение – это урегулированное нормой права общественное отношение, участники которого выступают носителями субъективных прав и юридических обязанностей.

Структура правоотношения вбирает в себя весь его элементный состав: субъект, объект и содержание.

Субъекты – это участники правоотношения. Ими могут быть граждане, предприятия, государственные органы, само государство. Чтобы стать участником юридических правоотношений, надо обладать правоспособностью и дееспособностью.

Правоспособность– способность гражданина быть субъектом права, иметь права и обязанности. Она возникает в момент рождения и прекращается смертью.

Дееспособность – способность гражданина своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности. Возникает она в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18 лет.

Объектом правоотношения является то, на что оно направлено: вещи, поведение, продукты духовного творчества, нематериальные блага.

Субъективные права определяют меру возможного, а юридические обязанности – меру должного поведения участников правового отношения.

Динамика правоотношений зависит от юридических фактов. Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Они носят многообразный характер и охватывают все виды общественных отношений, регулируемых правом. Юридические факты делятся на события и действия. Если события не зависят от воли людей, то действия совершаются по воле граждан. Действия бывают правомерными и неправомерными. Правомерные действия могут быть юридическими актами или юридическими поступками, неправомерные действия – проступками или преступлениями.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Назовите и объясните признаки права.

2. Назовите источники (формы) права.

3. Что такое система права, из каких элементов она состоит?

4. Дайте характеристику источникам права и их видам.

5. Назовите виды нормативных актов.

6. Из каких элементов состоит правовая норма?

7. Что такое юридические факты? Почему они называются юридическими?

8. Какие отношения называются правовыми, и в чем состоит их отличие от общественных отношений?

9. Чем отличается правоспособность от дееспособности субъектов правоотношений?

10. Что составляет содержание правоотношений?

 

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал